Опубликовано 20 сентября 2021
16:30

Рублем ответят: сколько именно можно не платить, если в доме нет горячей воды?

Проблема отсутствия горячей воды знакома всем томичам. Уже практически без исключения. Однако почти никто не требует с  тепловатой компании и УК помимо перерасчета еще и положенную компенсацию. И совершенно напрасно…

Отключили на два года!

Закон говорит предельно ясно — если потребителя вынуждают непозволительно долго жить без горячей воды, то он вправе потребовать от коммунальщиков компенсацию. И судебная практика по этому поводу в стране уже складывается — граждане все чаще стали обращаться в суды, которые полностью встают на их сторону.

Конечно, когда дело доходит до претензий, у коммунальщиков виновными часто оказываются  кто угодно, но только не они сами. Так, например, абсурдно-анекдотичная ситуация произошла в одном из российских регионов. Горожанка два года жила без горячей воды. При проведении ремонтов что-то пошло не так, и жители дома оказались отрезанными от горячего водоснабжения. Не суть важно, что именно там случилось, важен сам факт — коммунальщики  отключили горячую воду почти два (!) года назад, включить забыли. Когда же женщина обратилась в суд по этому поводу, они еще и вину свою категорически не признали, заявив, что это жильцы и власти «сами виноваты», что-то там не доделали. Однако суд встал на сторону россиян и взыскал с компании компенсацию морального вреда. Приведенный случай в своем роде уникальный- поражает долготерпение жильцов, которое впору вносить в книгу Гиннесса!

Предъявляйте счета сразу

Однако, для того, чтобы доказать свою правоту в подобных случаях совсем не нужно ждать так долго. Санитарные нормы предусматривают, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток. Если задержка имеется хоть на день, то уже можно спокойно  выставлять счет.

 Кстати, как поясняют юристы, возможность обойтись без суда в принципе есть: коммунальщики могут выплатить компенсации и сами во внесудебном порядке. Если захотят.  Но это- чисто теоретически. Потому как практика показывает, что такого желания у них почти никогда не бывает.  А между тем извиниться рублем для них гораздо выгоднее, чем начинать судиться. Потому как сумма компенсации может вырасти в полтора раза, так как суд добавит к ней еще и штраф в пользу потребителя.

Сколько можно без воды?

Сроки отключения горячей воды при плановых ремонтах мы уже напомнили- не больше двух недель коммунальщики и ресурсники имеют право оставлять людей без горячей воды.  Кроме того, в действующих правилах оговорены и моменты, когда могут возникнуть сбои в подаче горячего водоснабжения. Так, допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составляет: 8 часов в течение месяца, суммарно, либо 4 часа единовременно. При аварии на магистрали допустимый перерыв  составляет 24 часа подряд.

И если жильцам пришлось терпеть дольше, они имеют право не только потребовать перерасчета оплаты. Они справе обратиться за возмещением убытков и вреда, причиненного здоровью или имуществу потребителя, и, естественно, выплаты компенсации морального вреда. Кроме того, коммунальщиков за такую задержку должны оштрафовать по статье 7.23 КоАП.

 

Больше спроса — больше порядка

Кстати, жильцы имеют право на компенсации даже в том случае, если вода в кранах была недостаточно горячей. Второй кассационный суд пояснил недавно, что факт некачественных коммунальных услуг, в том числе отсутствия горячей воды или недостаточной ее температуры, можно доказать не только актами коммунальных служб. В качестве доказательств суды примут и показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.

Эксперты напоминают, что согласно правилам, температура горячей воды в местах водоразбора должна быть не ниже 60 градусов и не выше 75 градусов. При этом система теплоснабжения не играет никакой роди. Если говорить совсем просто, точка водоразбора — это кран в квартире. В том случае если температура воды ниже положенного, потребители вправе потребовать снижения коммунальной платы за все время, пока вода в кранах была недостаточно горячей.

Заметим в заключение, что от активности граждан в таких ситуациях напрямую сказывается и на дисциплинированности коммунальщиков. Чем больше их будут призывать к ответу за сорванные сроки и некачественную услугу, тем больше они будут стараться не создавать подобных инцидентов.

 

Валерия ПАВЛОВА

 

Сколько именно не платить?

Во время плановых ремонтных работ стоит перекрывать краны с горячей водой. Используйте холодную, так как она в несколько раз дешевле. Если холодная вода течет из горячего крана, вы будете платить по тарифам ГВС. Оплата производится по счетчикам.

Если обслуживающая компания без предупреждения отключает горячую воду, необходимо требовать выплату неустойки 3%. Эта сумма рассчитывается за каждый день отсутствия горячей воды.