Опубликовано 17 сентября 2021
20:23

Эксперты рассказали куда жаловаться, если вода бежит мутная и с запахом

Качество воды — тема для жителей Томской области очень актуальная. Время от времени в социальных сетях появляются снимки того, что у нас может появиться из-под крана. И тогда у любого сразу возникает вопрос: а кто должен следить за качеством  воды и что делать, если в кране вместо чистой воды ржавчина?

Когда «переродилась»?

Надо сказать, что плохое качество водопроводной воды — проблема всех российских регионов. Установлено, что от 30 до 40 процентов страны регулярно пользуются водой, которая не соответствует гигиеническим нормам. Объясняется это в первую очередь тем, что вода плохая непосредственно в местах водозаборов из-за сбросов промышленных и бытовых сточных вод. Однако какая бы плохая вода ни была изначально, к потребителю она должна прийти уже очищенной. Но кто виноват, что так происходит далеко не всегда?

 У водоканала всегда есть план очистки воды. Но если до крана в квартире вода все же доходит некачественной – тогда это следствие  проблем в магистральных сетях либо во внутридомовых. Качество воды водоканал, естественно, контролирует, но только на выходе со станции! А вот какой она доходит в дом, пройдя через все сети, отследить невозможно, потому как такого оборудования попросту нет.  Вовремя не прочищенные или не замененные сети внутри многоквартирных домов – и как результат мутная  сомнительная жидкость из-под крана . Но определить, когда именно случилось «перерождение»-  при прохождении через магистральные сети, за которые отвечает водоканал, или при прохождении через внутридомовые сети, за которые отвечают УК, невозможно.

Потребитель ни при чем!

Однако, как бы там ни было, потребитель, должен получать качественную услугу. В противном случае ему просто не за что платить.  В прошлом году по поводу перерасчетов как раз и были приняты поправки в Жилищный кодекс. По идее, если УК содержит внутридомовые сети в порядке, вопросов к качеству воды у потребителей возникать не должно. Эксперты поясняют, что водоканалы отвечают за поставку воды только до границы дома. Если же из крана она течет мутная или с запахом, то отвечать за это будет именно УК.

В соответствии с действующими основами законодательства, даже нерегулярное появление ржавой воды является нарушением прав потребителя. Поэтому жаловаться на это нужно обязательно. Исключением могут стать лишь ситуации, когда выполняется плановая проверка водопроводных коммуникаций. После ремонта и замены поврежденных участков, остатки ржавчины попадают в воду, и могут попасть к конечному потребителю. Эта причина является единственной, когда небольшое количество ржавой воды в кранах допускается. Если же появление ржавчины в воде не связано никак с плановыми работами, реакция должна быть одна — оперативная письменная претензия.

Куда идти с претензией?

Если появление ржавой воды нерегулярное, а случается изредка, то с претензией надо идти в управляющую компанию. Аналогичное действие следует предпринять, если после замены труб или очистки бойлера качество поставляемой воды заметно ухудшилось. Если же проблема наблюдается в течение длительного периода времени, то большую эффективность принесет подача жалобы в ресурсоснабжающую структуру, то есть в  водоканал. В такой ситуации будут проведены необходимые анализы питьевой воды, и будут выясняться причины загрязнения.

А вот если ни УК, ни водоканал ничем не смогли или не захотели помочь, не может ничем помочь, то тогда стоит писать жалобы в Роспотребнадзор и другие надзорные органы. Впрочем, как показывает практика, чаще всего водоканал и управляющие компании стараются не допустить подобного развития событий, и потому в большинстве случаев реагируют на обращения граждан.

Но если все-таки никаких действий от них не последовало и из крана продолжает течь ржавая вода, то  с письменными заявлениями придется обратиться сразу в несколько, для надежности,  вышестоящих инстанций. Среди них — прокуратура, районный суд, Роспотребнадзор и Государственная жилищная инспекция.

Однако стоит понимать при этом, что жалобу в указанные структуры можно только при наличии соответствующих доказательств. В частности, если проводились какие-либо исследования от независимых экспертов, их результаты следует приложить к заявлению.

 

Валерия ПАВЛОВА

 

Снимайте со всех ракурсов!

Помимо претензии потребителю необходимо предоставить доказательства факта нарушения. Прежде всего, это фото- и видеоматериал, на котором видно, что из крана течет грязная или ржавая вода, и показания, что имеется плохой запах.

Если по запросу пользователя проводились какие-либо исследования или анализы по качеству воды, то их результаты также следует приложить к заявлению. Кроме того, в качестве доказательства пользователь может прикрепить к жалобе договор с управляющей компанией и коммунальный платеж за воду.