Опубликовано 11 Сентябрь 2021
23:38

Филармония с большой буквы

Если выкинуть навсегда из памяти набившую оскомину цитату о театре, который начинается с вешалки, все равно не удастся избежать параллелей, говоря о Филармонии (с большой буквы!), ее концертных залах, просторных фойе и множестве секретов, которые скрываются (до поры, до времени) от зрительского внимания. Нам с коллегами посчастливилось побывать на эксклюзивной экскурсии, которая проводилась при поддержке Союза журналистов Томской области в стенах старейшего учреждения культуры – Томской областной филармонии, которая совсем недавно отпраздновала свой 75-й день рождения.

С чего начать?

Итак… Филармония начинается отнюдь не с вешалки! Она начинается в кассовых залах. Именно туда приходит пытливый зритель и слушатель в надежде успеть купить билет на концерт или спектакль. Именно там у него есть возможность выбрать в большом репертуарном многообразии то самое музыкальное событие, о котором мечтается. Нам же повезло совершить прогулку по филармонии почти экспромтом, а с музыкальным редактором филармонии Татьяной Весниной и начальником отдела по связям с общественностью Томской областной государственной филармонии Ольгой Суходолиной эта экскурсия наполнилась неизвестными и парадоксальными фактами и событиями. Ведь только перед ними открывалась в этот день любая дверь Большого концертного зала!

Акция прошла накануне заключительного юбилейного концерта, посвященного 75-летию Томской филармонии. Уточнение «накануне» неслучайно, потому что журналистам удалось увидеть и услышать то многое, что обычно предшествует парадному течению торжеств и поздравлений. Но обо всем по порядку.

Не секрет, что в последние месяцы всем организациям и предприятиям пришлось очень серьезно отнестись к сложившейся эпидемиологической ситуации и скорректировать свою деятельность. Филармония так же прошла сложный путь от полной отмены некоторых концертов и гастролей до компромиссного решения о 50-процентной заполняемости в концертных залах, которое действует и на сегодняшний день. «Слушатели по-прежнему осторожны, принимая решение о посещении филармонии?» – с этим вопросом мы обратились к Ольге Суходолиной.

– Осторожны и теперь. Но меньше, поскольку у нас меньше отмен. Все мероприятия проходят при 50-процентной заполняемости зала. Продажи билетов еще короткие, но мы понимаем, что зрители уже стали возвращаться к привычной жизни, – сказала Ольга Суходолина. – К тому же наша электронная система продажи билетов позволяет в режиме онлайн мониторить ситуацию и корректировать ее по мере возможности.

Связь времён

С особой гордостью и теплотой журналистам были представлены две исторические картины, найденные, атрибутированные и предложенные вниманию томичей и гостей города.

– Автор этих картин – заслуженный художник Дагестана Лара Власова. Она создала полотно «Томский симфонический оркестр. 1983 год». Эта картина участвовала во всесоюзной выставке. Вторая картина отражает очень важное для всей области событие – фестиваль «Северное сияние». Оба произведения были отреставрированы во время пандемии и еще не известны широкому зрителю. И только сейчас, когда возобновилась работа офлайн, у нас появилась возможность познакомить с ними наших посетителей, – сказала Татьяна Веснина. – Этот портал в прошлое рассказывает о той атмосфере, которая царила 75 лет на сцене филармонии и за ее пределами.

От портала в прошлое смело можно перемещаться к порталу в будущее – большому буклету абонементов, который дает максимально полную картину концертной деятельности практически на весь филармонический сезон. Не спеша и с пристрастием каждый посетитель может выбрать абонемент (а то и несколько) по своему вкусу для себя и своих близких, сделать нетривиальный подарок друзьям и родным. 16 абонементных циклов на предстоящий симфонический сезон 2021/22– это большое разнообразие жанров и тем, способное удовлетворить любой взыскательный вкус. Происходящие изменения в репертуарном плане отражаются на сайте филармонии и в социальных сетях, обновляются все рекламные носители на фасаде Большого концертного зала для максимально полной информированности слушателей.

Немного юбиляр

Большой концертный зал Томской филармонии вправе получить свою часть поздравлений в этом году. Само здание было построено в 1986 году и подарено филармонии к 40-летию. Проектировали его специалисты из Ленинграда, камень для облицовки поступил из Прибалтики, а замечательные фонари на фасадах – это проект томича Николая Рыбакова. Фонари были установлены зимой, поскольку в традициях того времени комплекс сдавался к праздникам – к Новому году.

– Подаренное 35 лет назад, здание сохраняет архитектурные признаки советского периода, – уточнила Татьяна Веснина. – В Томске осталось не так много зданий, где интерьеры сохраняли бы дух 80-х годов. В БКЗ часто проходят фотосессии, потому здесь ощущается эпоха…

Но реалии сегодняшнего дня диктуют новые условия: зритель попадает в зал, проходя через рамки-металлоискатели, осуществляется температурный контроль с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических норм. Иначе филармония смогла бы работать только в режиме онлайн.

А за 75 лет филармония расширила свои границы и увеличилась территориально. Начав свой путь в старой солдатской синагоге в 1947 году, сегодня учреждение имеет три зала – Большой концертный, Органный и Камерный – и концертную площадку-амфитеатр на берегу Ушайки. Камерный зал, как трансформер, служит многим целям и задачам и как репетиционная площадка, и как зал для пресс-конференций, и как зал-лекторий. Его особенно любят маленькие зрители, ведь в репертуарном багаже филармонии есть концерты для публики возрастной категории 0+!

Тихо, идет репетиция!

Просторные фойе и вестибюли заполняются музыкой, то еле слышной, то отчетливо-настойчивой – и в Большом, и в Камерном залах идут репетиции предстоящего юбилейного концерта. В Камерном зале готовится к концерту совсем молодой коллектив – струнный квартет «Фаэтон». Образованный в марте 2019 года, свой первый концерт он дал в Москве, в здании Совета Федерации. Хотя традиция иметь свой струнный квартет у филармонии долгая – струнные квартеты разных лет побывали на всех месторождениях региона. Там, куда не мог попасть оркестр, выступал струнный квартет.

– Можно сказать, что вся наша нефть и весь наш газ открывались под музыку Баха, Моцарта и Генделя, – резюмировала Татьяна Веснина. – Это был самый известный квартет, которым руководил ныне народный артист России Сергей Зеленкин. Нынешним квартетом руководит лауреат международных конкурсов Семен Промое.

Уйти из зала и не задержаться на репетиции оказалось совершенно невозможным – «Шторм» Вивальди (финал из концерта «Лето») стал музыкальным подарком экскурсантам.

Из киноконцертного в филармонический

Здание филармонии проектировалось как киноконцертный зал, и не предполагалось, что в этих стенах будет звучать музыка, что будут возможны даже балетные спектакли. Соответственно и оркестровая яма проектом не была предусмотрена. И только после того, как было принято решение возводимый комплекс отдать филармонии, встал вопрос о необходимости оркестровой ямы. Пространство ее было организовано по стандартам 80-х годов. С той поры много воды утекло, но оркестровая яма практически не изменилась в своих границах. Она невелика, и состав большого оркестра не сможет в ней разместиться. Но! У филармонии есть оркестровая яма – а значит, возможны постановка и проведение балетных и оперных спектаклей.

К разговору присоединился Дмитрий Феликсович Ушаков, художественный руководитель Томской областной государственной филармонии:

– Оркестровая яма вошла в историю Томской филармонии. Именно здесь родилось одно из важных направлений в нашей работе, к которой все сегодня уже привыкли. А в 2013 году мы только начинали. Но именно здесь, в оркестровой яме, впервые за много лет сидел оркестр, когда 13 декабря 2013 года ставилась опера «Волшебная флейта». И с тех пор опера в Томской филармонии шла если не часто, то достаточно регулярно. Это и «Волшебная флейта», и одна из наших лучших работ – «Ожидание» Таривердиева, и «Алеко» Рахманинова, и «Кармен» Бизе и многое другое. Опера «Ермак» была написана специально по заказу Томской филармонии к 70-летию учреждения. Последняя постановка – это «Иван-солдат» Эдисона Денисова. Все эти постановки помнит наша оркестровая яма. В сопровождении нашего оркестра шел балет «Лебединое озеро»… И «Щелкунчик».

– Мы надеемся и в настоящее время ведем переговоры со столичными труппами, чтобы постановки классического балета шли в сопровождении симфонического оркестра, – отметила Ольга Суходолина.

Роскошный занавес – украшение сцены

Впервые в истории концертного зала происходит многое. В этом году в связи с юбилеем приятных и – главное – давно ожидаемых, но все-таки сюрпризов было несколько. Среди них новый занавес и одежда сцены. За всю историю существования филармонии они меняются впервые. Старый занавес был изготовлен в год открытия филармонии, и вот теперь ему на смену приобретен новый. О нем рассказал заведующий художественно-постановочной частью Альберт Ильясович Кипов:

– Занавес Большого концертного зала – очередной подарок администрации Томской области. Это праздничная одежда сцены внутри сценического пространства и прекрасный занавес с арлекином на переднем плане. Занавес шили в Екатеринбурге 4 месяца. Мы довольны и довольна публика. 30 августа была презентация занавеса, и много восторженных отзывов мы получили от зрителей и в соцсетях. Размер полотна в чистоте, не считая складок, – 16 метров. Если мы его растянем полностью – это будет 25 метров. Высота 8 метров, а вес одной части – 170 килограммов. В связи с этим была заменена дорога, по которой передвигается занавес, – это металлическая конструкция, которая имеет свои приспособления для передвижения тяжелых тканевых полотен.

– Отпаривали уже на месте?

– Вешали – сутки. И отпаривали – сутки. Но специфика материала такова, что он должен недели три отвисеться, как любой костюм или платье.

– Есть принципиальное отличие от старого занавеса?

– Да, и существенное. По техническим моментам этот занавес отвечает требованиям противопожарной безопасности. Он не поддерживает горение.

– Какие неудобства доставлял предыдущий занавес?

– Старый занавес каждые 5 лет необходимо было пропитывать специальными составами, обеспечивающими противопожарную безопасность. Это большие затраты.

Еще важный момент – звукоизолирующие свойства. Бархат имеет специальную высоту ворса – не более миллиметра! Тяжелые бархаты с большим ворсом, которые выпускались до 2005 года, сильно поглощают звук. Поэтому много нареканий было от маэстро. Звук терялся, приходилось максимально раздвигать полотна в край сцены. Сейчас эти проблемы в прошлом.

– Это специальный бархат?

– Он отвечает требованиям музыкального звучания. Его стригут специальными машинами для идеальной высоты ворса.

– Какова стоимость нового занавеса?

– Два с половиной контрабаса, – смеется Альберт Ильясович.

Подаркам несть числа

– Мы слышим, как разыгрываются новые инструменты, которые поступали в филармонию постепенно, начиняя с апреля. Арфа, большая флейта (Япония), все валторны из Германии, два кларнета – из Франции. Из Франции пришел и гобой. Контрафагот (Германия) – самый большой и самый низкий инструмент, по стоимости, как арфа – 5 миллионов рублей. Германия всегда славилась производством хороших духовых инструментов – как медных, так и деревянных. Все инструменты были закуплены у лучших фирм, которые существуют на сегодняшний день, – уточнила Татьяна Веснина.

   

Кто принимает участие в выборе инструментов?

– Только музыканты. Решение – за главным дирижером и концертмейстерами. Важное условие: одна фирма – один строй. Контрабасы – одной фирмы, валторны – одной фирмы. А это значит, что они будут звучать стройно. Ведь что такое современный оркестр? Он должен держать строй. И теперь это требование осуществляется и благодаря материальным возможностям. Не нужно артистам подстраиваться друг под друга. Сегодня оркестр получил то, что ранее было невозможно у кларнетов, валторн и контрабасов.

Пещера горного короля

 

Не будучи волшебниками, сотрудники филармонии сотворили еще одно чудо – практически без усилий, прямо со сцены очень немногим из экскурсантов удалось попасть в самое таинственное и, безусловно, самое закрытое на сегодняшний день пространство филармонии – на колосники. Странный термин, который практически ничего не скажет читателю. Но специалисты с недоверием спросят: «Неужели, правда?!» И только посвященные оценят беспрецедентность ситуации: впервые за все 35 лет существования Большого концертного зала мы оказались прямо над зрительным залом и сценой, на которой в это время шла репетиция юбилейного концерта! Попасть в это совершенно закрытое от посещений пространство оказалось большой удачей, мы словно путешествовали по Пещере горного короля.

Главными и непреложными условиями было жесткое соблюдение техники безопасности, наличие каски и обуви на сплошной подошве. Альберт Ильясович Кипов подтвердил информацию о том, что фото- и видеосъемка в этом месте никогда не проводилась, и исключение было сделано только для Союза журналистов! Понимая, что под ногами 9 метров высоты зрительного зала, а на сцене работают музыканты, происходящее воспринималось как абсолютно нереальное везение! Хитросплетение переходных мостов и трапов производит неизгладимое впечатление на неискушенного зрителя, который оказался здесь волею счастливого случая. Теперь мы знаем, откуда производится художником по свету соответствующая заливка пространства авансцены, как работает оборудование, расположенное на колосниках и приводящее в движение падуги и кулисы. Очень хочется вернуться сюда еще раз… Может быть, в Ночь искусств дирекция филармонии вновь решит сделать такой подарок томичам?..

Но с небес на землю спуститься пришлось максимально быстро, регламент путешествия не предусматривал долгие остановки в пути.

Чтобы зритель стал ближе

Ольга Суходолина с особым удовольствием представила еще один проект филармонии – работа для виртуального зрителя. Наш регион одним из первых вошел в это неизведанное пространство и на удивление быстро в нем освоился.

Вы начали работать раньше Екатеринбурга… и мы об этом помним.

– Мы начали работать даже раньше Москвы, – улыбнулась Ольга. – 19 марта 2020 года Томский симфонический оркестр дал первый концерт, и зрительный зал был пуст… Музыканты впервые работали на пустой зал. Безусловно, это был психологический шок. И возможность увидеть любимых артистов обеспечивала команда, которая была создана, что называется, с колес. Руководит ею Дмитрий Феликсович Ушаков – заместитель директора по цифровизации, начальник отдела цифровизации – он самый главный человек, который обеспечивает видеоконтент на сегодняшний день.

– Что такое онлайн-трансляции? Почему они сегодня упакованы столь своеобразно? Четыре камеры, пульт… Как всё работает?

– Оборудования у нас достаточно, – включается в беседу Дмитрий Ушаков. – Благодаря ему нас видит весь мир. Сейчас наступило такое время (и оно связано не только с ковидом) – мы уходим в «цифру». Такова одна из стратегических целей, которую обозначил наш президент. Благодаря тому, что нас поддержала областная администрация, у филармонии появилась возможность в мобильном варианте организовать трансляцию любого мероприятия из любой точки Томской области, где есть интернет. Мы укомплектованы очень хорошо, на уровне Екатеринбурга и Москвы. С точки зрения нашей транспортабельности мы даже обгоняем наших коллег: на наших стеллажах лежат почти 2 километра кабеля, 20 микрофонов, 12 камер, пульт и многое другое.

С момента начала удаленной жизни – с марта 2020 года – мы провели более 300 концертов из Томска, а число посмотревших их приближается к миллиону.

– Откуда смотрят?

В последний месяц к нашим площадкам добавился Facebook. А начинали мы работать в YouTube и ВКонтакте. Смотрят нас, и это очень приятно, из разных и не всегда предсказуемых мест. Говоря о России – это практически все крупные российские города, включая Москву и Санкт-Петербург. Если брать зарубежье, то наш первый концерт смотрели в Германии, Японии, Китае, не говоря о странах, которые нас окружают.

Более того, онлайн-аудитория Томской филармонии постоянно увеличивается. Это группа людей, которая включает приблизительно 300 человек. У них есть своя группа ВКонтакте, свой чат в Телеграм. Эти люди объединяются тем, что смотрят трансляции мероприятий из разных мест – филармоний России, ведущих театров и концертных залов Европы и мира, включая La Scala и Whitmore Hall. Очень приятно, что для этих людей, которые разбираются в том, что они смотрят, очень хорошо, Томская филармония занимает если не первое место, то во всяком случае мы находимся в топе.

В Органный зал приходят зрители, которые увидели онлайн-трансляцию и теперь хотят услышать, как звучит музыка под сводами концертного зала в реальности. И онлайн- и офлайн-мероприятия живут параллельной жизнью, при этом дополняя друг друга.

Важно отметить, что филармония стала ближе к своему зрителю и буквально.

Три цифровых  экрана на концертной площадке в режиме онлайн рассказывают и о репертуаре,  и о ближайших  концертах,  и об  изменениях,  происходящих в планах филармонии.

Начиная новую страницу

 

Совершенно очевидно, что уникальный экспромт-тур по филармонии мог состояться с любезного разрешения и согласия руководителя филармонии Наталии Чабовской.

Подводя итоги пресс-тура и итоги юбилейного года, директор Томской филармонии  поделилась планами на будущее:

– Мы готовим музейно-исторический проект – «Комната 70-х», где наши музыканты в интерьере 70-х готов будут рассказывать о музыке и событиях тех лет, еще более ранних лет – о том, что связано с музыкальной культурой Томской области.

Это проект должен осуществиться до конца 2021 года. И подарочный альбом о 75 шагах Томской филармонии тоже был выпущен к юбилейным торжествам. Его презентация тоже состоится в ближайшее время.

– Симфонический форум в Екатеринбурге по понятным причинам был отменен. Примет ли участие томский оркестр в нем в этом году?

– Да. Уже подписаны дополнительные соглашения, и в начале октября Томский симфонический оркестр примет участие в Симфоническом форуме, который пройдет в Екатеринбурге. Коллектив выступит дважды – в Асбесте и в Екатеринбурге с программой «Родом из СССР».

– А томичи смогут услышать эту программу?

– Без благословения томской публики ни один концерт Томского симфонического оркестра не проходит, – Наталия Игоревна улыбается. – И мы представим эту программу томичам 28 сентября.

Торжества, посвященные юбилею, завешаются. Но для истинных меломанов встречи в филармонических залах – всегда удовольствие, всегда событие. И конечно, это тот праздник, который никогда не кончается.

Маргарита КОМАРОВА

Фото: Владимир БОБРЕЦОВ