Опубликовано 19 Июль 2021
18:50

Названы основные версии аварийной чудо посадки «АН-28»

На прошлой неделе в Томской области произошло серьезное происшествие, которое снова вывело регион на первые полосы федеральных  и мировых СМИ. В Бакчарском районе совершил аварийную посадку пассажирский самолёт марки Ан-28, у которого отказали все двигатели. Все произошло в 160 километрах от города Колпашево Томской области. Благодаря мастерству пилотов все пассажиры (включая двоих детей)  и экипаж остались живы.

Исчезнувший с радаров

О пропаже самолета Ан-28 стало известно в 16:27 16 июля.  В главный координационный центр Единой системы авиационно-космического поиска и спасания сразу же  поступила информация о срабатывании аварийного маяка на самолете авиакомпании ООО «Сибирская легкая авиация» («СиЛА».  Самолет вылетел из города Кедровый в 15:50, и через 29 минут с ним оборвалась связь. После того как Ан-28 исчез с радаров, немедленно начались его поиски, в них были задействованы три вертолета – из Колпашева, Лугинецкого месторождения и борт МЧС России. В 18:36 вечера самолет и людей на земле заметили спасатели с вертолета Ми-8. Спасательный вертолет с сотрудниками МЧС и медиками сел рядом с местом жесткой посадки самолета на болоте, заметив зажжённые костры. Сразу выяснилось, что пассажиры и экипаж, к счастью, не сильно пострадали, что можно считать практически чудом. Пассажиры получили лишь незначительные ушибы, ссадины, царапины, пережили сильнейший нервный стресс, и это несмотря на то, что Ан-28 перевернулся при посадке, серьезно повредил крышу и кабину. Пострадал только командир, первый пилот самолета Анатолий Прытков, но и он отделался переломом ноги и небольшой операцией.

Мастерство и не только…

Только мастерство экипажа, выбравшего для посадки болотистую поверхность и мягкий грунт, помогли не допустить трагедии, хотя самолет перевернулся и частично разрушился. Заслуженный пилот России Юрий Сытник  сообщил журналистам, что шансов успешно посадить Ан-28 в тайге в Томской области было 50 на 50 процентов. Эксперт отметил, что пилоты Анатолий Прытков и Фарух Хасанов прекрасно выполнили свою задачу, показали большое мастерство.

— То, что они так посадиили самолет, — браво, — сообщил изданию «Лента.ру» Юрий Сытник, — все пассажиры целы, весь экипаж жив, и слава богу. Любой самолет в тайге очень тяжело посадить. Нужно найти просеку или поляну. Нужно иметь самообладание командиру корабля, чтобы принять такое решение — посадить самолет вне аэродрома. Он же понимает, что случиться может катастрофа, или все выживут. То, что сделано командиром, — это прекрасно. Молодец, ура!».

Вопросы остались

Между тем  по факту аварийной посадки воздушного судна идет проверка со стороны транспортной прокуратуры, Следственного комитета и других ведомств, расследуется уголовное дело.

Что стало причиной аварийной посадки Ан-28, еще предстоит разобраться следствию и МАК. Предварительной и основной версией пока остается версия о внезапном отказе двух двигателей. Об этом сообщили пассажиры. По их словам, после примерно 25 минут полета у самолета замолчали двигатели, и он 15 минут свободно падал, это же подтвердил второй пилот самолета Фарух Хасанов.

Почему  практически сразу же после взлета у самолета отказали двигатели воздушного судна, еще предстоит выяснить. По версии пилотов, один из них обледенел на большой высоте, что и привело к его отказу.

Столичные журналисты предположили, что перед вылетом самолет попросту не дозаправили. На их взгляд только этим можно объяснить тот факт, что он не загорелся после падения. Хотя в том числе и это спасло пассажирам жизнь. Существует версия  и тотального износа самолета и двигателей. Борту, по нашей информации, более 30 лет, но областные власти ее пока не подтверждают.

— Об изношенности самолета Ан-28» пока преждевременно говорить, — заявил заместитель губернатора Томской области по безопасности Игорь Толстоносов, — время нам позволяет разобраться в ситуации и провести ревизию поступающей информации. Происшествие такого уровня – это чрезвычайная ситуация.

Проверка займет месяцы

Следственное Управление на транспорте СК в тот же день возбудило уголовное дело по факту аварийной посадки самолета Ан-28. Уголовное дело возбуждено по признакам преступления, предусмотренного статьей 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта). Свою проверку начали транспортная прокуратура, Ространснадзор и МАК. Следственная группа вылетела к месту происшествия, она уточнила число лиц, находившихся на борту воздушного судна, провела комплекс следственных и процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств случившегося. Кроме всех  этих ведомств свою собственную проверку проведет комиссия Министерства транспорта РФ.

Как бы то ни было, результат проверки причин ЧП с самолетом станет известен не быстро. Процедуры займут несколько месяцев, нужно будет провести ряд судебных и технических экспертиз и так далее.

Чья «СиЛА»?

ООО «СиЛА», по данным официального сайта авиакомпании, было создано в 2006 году и специализируется на организации авиаперевозок на самолетах четвертого класса. Зарегистрирована она в Магадане. Компания выполняет рейсы в Сибири и на Дальнем Востоке. Базовые аэропорты расположены в Магадане, Иркутске, Чите, Томске, Горно-Алтайске и Улан-Удэ. В парке ООО «СиЛА» 12 самолетов: пять Ан-28, шесть L-410-UVP-E20 и один ТВС-2МС. В рабочем состоянии примерно 10 бортов.

Самолет типа Ан-28, по данным авиакомпании, рассчитан на перевозку 17 пассажиров или грузов, общей массой до 1,75 тонны на дальность до 2 тысяч километров. После инцидента с самолетом авиакомпания «СиЛА» отменила назначенные на пятницу и субботу рейсы по маршрутам Томск – Каргасок — Новый Васюган и Томск — Барнаул -Белокуриха – Новосибирск». За ряд рейсов, совершаемых внутри Томской области, в «СиЛА» получают компенсации из областного бюджета. Это прежде всего полеты из Томска в Каргасок, Новый Васюган и Кедровый. Принадлежит фирма Андрею Богданову, Юрию Лапину, Владимиру Миронову.

На текущий момент времени еще одной версией причины падения самолета является отказ обоих двигателей из-за некачественного топлива.

Слава Богу и героям!

В экипаж самолета, совершившего, без сомнений, героическую посадку, входило четыре сотрудника авиакомпании «СиЛА» — Анатолий Прытков (командир воздушного судна, первый пилот), Фарух Хасанов (второй пилот), Никита Минаев (бортинженер), Александр Фельдштейн (бортинженер).

Сергей Иванов