Опубликовано 19 июля 2021
11:20

Летние вечера в Органном зале

Несмотря на закрытие концертного сезона любителям классической музыки  Томская филармония предлагает присоединиться к традиционному проекту «Летние вечера в Органном зале». предусмотрены и онлайн-концерты, и встречи с музыкантами в Органном зале филармонии. До открытия нового симфонического сезона осталось совсем немного, давайте проведем это время вместе —  в зале с друзьями, дома у экрана компьютера или , если вы спешите, — встретимся в вашем телефоне!

Золотая флейта Ирины Стачинской

В онлайн-концерте будет исполнен симфонический Концерт Жана Ибера

Ночной Париж и залитый солнцем Прованс, крестьянская Нормандия и богемный Монмартр, «русские сезоны» и отели с «меблировочной» музыкой – все это есть в «Музыке Франции». Программа, составленная художественным руководителем и главным дирижером Томского академического симфонического оркестра Михаилом Грановским, обещает слушателям встречу с шедеврами раннего Ж. Бизе, импрессионистов К. Дебюссии, Э. Сати, М. Равеля и неоклассицистов Д. Мийо и Ж. Ибера.

Вместе с Томским академическим симфоническим оркестром на сцену Большого концертного зала выйдет выпускница Российской академии музыки имени Гнесиных, лауреат международных конкурсов Ирина Стачинская. Она выступает как солистка Московской филармонии, и ее приезд поддержан проектом Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны». На концерте Стачинская исполнит соло в Концерте для флейты с оркестром Жана Ибера.

Свое виртуозное владение кларнетом покажет лауреат международных конкурсов, концертмейстер группы кларнетов Томского академического симфонического оркестра Евгений Лукьянчук – его инструмент будет сольно звучать в «Скарамуше» Д. Мийо. Концертмейстер оркестра Семен Промое будет солировать в Рапсодии для скрипки с оркестром «Цыганка» М. Равеля.

Итальянские каникулы

Мария Блажевич на органе представит произведения итальянских композиторов XV-XVI веков

Эта музыка непривычна для нашего уха, и потому необычна. В ней нет привычных ритмических структур. В такой манере творили Джироламо Фрескобальди и Луццаско Луццаски. Это совсем другое музыкальное мышление. И восприятие этой музыки тоже другое. Такие произведения нельзя играть исключительно так, как они написаны. В них изначально заложено огромное пространство для импровизации. Причем импровизации на основе правил, свойственных этой музыкальной культуре. Поэтому органистка Томской филармонии Мария Блажевич выбрала путь импровизации.

В свою эксклюзивную программу она включила сочинение для органа падре Давиде де Бергамо.  «Кровавые мартовские дни, или Миланская революция». Произведение, которое в России практически не исполнялось. Прозвучат на концерте хорошо узнаваемые и всеми любимые Увертюра к опере «Севильский цирюльник» и Адажио Альбиони.

«Итальянская музыка – это музыка жизни, радости и любви, в какую бы эпоху и каким бы композитором она не создавалась, — убеждена Мария Блажевич. – Может быть, дело в бархатном климате этой страны. Но музыка, рожденная в этой стране, такая же яркая, солнечная, эффектная, как сама Италия. Слушая и исполняя ее, невольно заряжаешься энергией и радостью жизни».

ОРГАН LIVE. РЕТРОСПЕКТИВА: ПОГОВОРИ СО СКРИПКОЙ

Концерт был приурочен к Международному дню студента

(запись выступления от 25 января 2021 года)

День студентов в Томске, где живут и учатся более 100 тысяч студентов, можно считать праздником профессиональным. Отношениями ученик и учитель связаны почти все жители города. Учитель и ученик такой же дуэт, как орган и скрипка.

Название концерта из цикла «Орган Live» можно трактовать как обращение к органу с просьбой вступить в диалог со скрипкой. Но, помня о том, что концерт проходил в Татьянин день, когда все студенты России отмечали именины своей покровительницы, это предложение можно отнести и к слушателям. Студенчество – пора незабываемая, и каждый может себя считать студентом. Разве можно забыть друзей юности и то особое состояние влюбленности в мир?! Романтический характер имеют и произведения, включенные в программу.

В дуэте орган и скрипка король инструментов заменяет собой целый оркестр. Поэтому в программу камерного концерта органист Дмитрий Ушаков и скрипач Семен Промое включили произведения, где солирующая роль отведена скрипке: это и Соната Г.Ф. Генделя, и Романс Л. ван Бетховена, и Sanctus З. Карга-Элерта, и Чакона Т. Витали. В завершении концерта прозвучит Танец рыцарей из музыки к балету «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева – как апофеоз любви, как клятва верности.

В программе:

Г.Ф. Гендель. Соната №3 Фа мажор

Л. ван Бетховен. Романс

З. Карг-Элерт. Sanctus

Т. Витали. Чакона

С. Прокофьев. Танец Рыцарей из балета «Ромео и Джульетта»