Опубликовано 15 июня 2021
15:30

Суд над Кляйном: дело движется к «взятке» и возврату в СИЗО?

В Советском районном суде продолжается рассмотрение материалов уголовного дела в отношении Ивана Кляйна. Суд отказал подсудимому в самостоятельном посещении медучреждений,  но разрешил контактировать на дому со всеми медицинскими работниками, а также проходить в домашних условиях необходимые медицинские процедуры. На этом хорошие новости для Ивана Григорьевича закончились.

Поскольку на прошлой неделе опрашивали вице-мэра по безопасности Евгения Сурикова. Остается лишь позавидовать cиле самовнушения Ивана Григорьевича, ведь он читал все эти показания еще перед отправкой дела в суд. И все равно его убедили участвовать в шоу «Не виноватая я», которое, судя по всему, будет продолжаться еще как минимум лет семь. На сегодняшний день…

Собирал личные сведения

Напомним, бывший заместитель мэра по вопросам безопасности проходит свидетелем по делу Кляйна. В том числе по эпизоду, связанному с покровительством «Томскому пиву», которое Иван Кляйн, по версии следствия, оказывал предприятию. Суриков по сути подтвердил этот факт. Например, сообщил, что Кляйн давал ему поручения искать информацию о личности коммерсанта Рината Аминова. Мы уже писали о том, что этот томский предприниматель связан с делом о санитарно-защитной зоне «Томского пива», что на улице Мокрушина. Так вот, по словам Сурикова, мэр хотел знать больше в том числе и о личной жизни Аминова. А также о том, кто за ним «может стоять». Дошло до того, что по поручению мэра Суриков пообщался   с Ринатом Аминовым и пришел к выводу, что «бизнесмен обижен потому что ранее передал два земельных участка «Томскому пиву», а решение вопроса по санитарно-защитной зоне со стороны Кляйна  так и не произошло…

Более того, заммэра даже  выезжал по поручению Ивана Кляйна на улицу Мокрушина, чтобы проверить — начались ли там раскопки возле территории «Томского пива» (прокладка трубопровода)? И если да, то есть ли угрозы предприятию? Суриков рассказал, что выезжал, но никакой угрозы не увидел, о чем и доложил Кляйну.

Суриков говорит, что только со слов Аминова узнал об отказе Кляйна перевести земельные участки из категории «санитарно-защитная зона». Он уточняет, что более конкретные показания имеются в протоколе его допроса, который на суде зачитал прокурор.  «В январе 2017 года Кляйн незаконно отказал Аминову, а также дал поручение внести сведения о наличии 300-метровой санитарно-защитной зоны», — следует из показаний Сурикова, данных им на предварительном следствии.

— Подтверждаю показания, данные в ходе допроса, в полном объеме. Все что я сказал, имело место быть», — заявил Суриков.

Работал на «Томское пиво»

Кроме того,  прямо в  своем мэрском кабинете Кляйн давал Сурикову и многие другие  поручения, которые были связаны с деятельностью пивзавода. Например,  «решить вопрос с правоохранительными органами (ранее Суриков был руководителем УМВД г. Томска. – Прим. ред.).

— Иван Григорьевич мне сказал, чтобы при разговоре с сотрудниками МЧС я выяснил их мотивацию (проверки ОАО «Томское пиво». — Прим. ред.)», Иван Григорьевич просил узнать у сотрудников МЧС «откуда ноги растут, почему так детально проверяют Томское пиво»- сказал дословно вице-мэр, — в период с января по август 2019 года мэр неоднократно давал мне указания решить вопрос с правоохранительными органами о возврате изъятых у ОАО «Томское пиво» документов». В мой функционал входило взаимодействие с правоохранительными органами. И я действительно просил исключить нарушения, обнаруженные при проверке «Томского пива».

Суриков заявил также, что он  работал с Кляйном даже по вопросам соблюдений требований безопасности ОАО «Томское пиво», хотя зарплату получал в мэрии. Да и  на ситуацию со спором между Аминовом и Кляйнами он реагировал «в качестве подчиненного мэра».

Совсем плохие новости

— До своего задержания и предъявления обвинения я не знал о статье 289 УК РФ и не подозревал что являюсь пособником, — заявил в конце концов вице-мэр Суриков.

Двести восемьдесят девятая – это незаконное участие в предпринимательской деятельности. В случае с Суриковым, как я понимаю, это выполнение тех самых поручений по «Томскому пиву», которые отдавал ему господин мэр.  На официальном юридическом языке это звучит так: «участие в управлении организацией …вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.  Наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей… либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет». Конец цитаты.

По сути, такими же «пособниками» мэр сделал еще и своего зама – Анну Касперович-Подгорную, юриста «Томского пива» Литвина, директора ООО «Братство» Роберта Григоряна  и находящегося пока не под следствием директора МУП «Томскстройзаказчик» Александра Черкашина. По неподтвержденной информации большинство из них уже дали признательные показания, в чем Иван Григорьевич имел возможность убедиться, знакомясь с материалами своего уголовного дела. И если последние повторят их в суде (как это сделал Суриков), то дело может прирасти еще одной  уголовной статьей —  «взятка». В таком случае Иван Григорьевич снова переедет в СИЗО…

Кстати, в судебном процессе сторона обвинения огласила гражданский иск Рината Аминова к Ивану Кляйну, в котором коммерсант хочет взыскать с мэра 11 миллионов 100 тысяч рублей причиненного ему ущерба. Предприниматель изложил свои доводы о причинении ему ущерба, связанного с оформлением документов на земельный участок по Мокрушина, 11/1 и затратами на них. В частности, только за обоснование об изменении вида землепользования участка он заплатил 3 миллиона рулей, за проект планировки земельного участка – 8 миллионов рулей. Бизнесмен считает, что затраты им были понесены, а строительство жилого микрорайоне так и не началось по вине мэра Томска.

Следующее заседание суда состоится 17 июня.  Из прошедших семи судебных заседаний видно, что доказательную базу следователи все-таки  собрали. Стороне защиты мэра Томска остаётся лишь затягивать процесс, что она, надо сказать, с успехом пытается делать.

Виктор МАЛЫШЕНКО

Дело «дочери Кляйна» тоже начали рассматривать

Кроме того, в суде рассматривали материалы дела по выделению участка для дочери градоначальника Светланы Кляйн, а также выслушали показания бывшего заммэра.

Первым делом прокурор огласил документы по предоставлению дочери мэра Светлане Кляйн земельного участка по заниженной цене, без проведения торгов. В частности, озвучили протоколы Комиссии по вопросам предоставления земельных участков, постановление администрации города Томска о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также документы, касающиеся расположения и стоимости участка.  Позже гособвинитель коснулся ситуационного плана земельного участка, плана границ и схемы расположения участка.

Согласно копии договора купли-продажи земельного участка, заключенного со Светланой Кляйн, его стоимость составила 738 тысяч рублей. В процессе изучили копию кадастрового плана земельного участка, копию свидетельства о госрегистрации собственности, копию договора купли-продажи недвижимости и акт-приема передачи земельного участка. Гособвинитель озвучил экспертизу рыночной стоимости земельного участка, проданного Светлане Кляйн, если верить экспертизе, рыночная цена недвижимости составляет 919 тысяч рублей. Таким образом, имущественная выгода составила около 200 тысяч рулей. На этом приобщение документов по участку Светланы Кляйн было завершено.