Опубликовано 15 июня 2021
11:51

Классическое лето Томской областной филармонии

Июнь в разгаре. А значит, наступило время проведения традиционного фестиваля «Классическое лето». Солисты и музыканты  Томского симфонического оркестра уже побывали в Асино и Белом Яре. Пройдут концерты и в других районах Томской области. В областной центре зрителей ждут в Большом концертном, Органном и Камерном залах филармонии на концертах и встречах.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ОРГАНА

Историческая программа Гарри Гродберга на открытии органа в 1981 году

 

 

Орган предназначен для музыки Баха или музыка Баха предназначена для органа? Для народного артиста СССР Гарри Гродберга, который в 1981 году приехал открывать орган в Томской филармонии, такой дилеммы не стояло. Если орган, то только Иоганн Себастьян Бах. И он включил в программу: Фугу соль минор, Пастораль Фа мажор в четырех частях, Фантазию и фугу соль минор, Прелюдию и фугу Ля мажор и шесть хоралов. «Я очень горжусь, что мне довелось открыть ворота в страну органного искусства в таком замечательном городе, как Томск. Я уверен, в будущем этого искусства в городе, где живут такие замечательные люди», – признался в тот вечер маэстро Гродберг.

17 июня 1981 года томичи впервые увидели короля инструментов орган фирмы «Зауэр» на сцене и услышали его. Этот день и считается днем рождения томского органа. Поздравительную телеграмму в связи с установкой органа прислал большой друг Томской филармонии Владимир Спиваков, тогда – руководитель оркестра «Виртуозы Москвы».

Сорок лет спустя те же произведения, с которых началось знакомство томичей с искусством органной музыки, прозвучат в исполнении штатного органиста Томской филармонии Дмитрия Ушакова в день рождения Томского органа.

 

СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА. 1941 ГОД

Оркестр и солисты филармонии в День памяти и скорби исполнят музыкально-литературную композицию.

Печальную годовщину – 80-летие начала Великой Отечественной войны музыканты Томской филармонии отметят концертом, в котором соединятся и марши, и «плачи» — песни, рожденные в «роковые, грозовые 40-е».

Название концерту дала знаменитая песня «Священная война», написанная Александром Александровым за четыре часа на стихи Василия Лебедева-Кумача, опубликованные 24 июня в газете «Известия». Времени было настолько мало, что композитор и художественный руководитель Ансамбля песни и пляски Красной Армии ноты написал мелом на доске, а музыканты занесли их в свои тетрадки. И впервые песня, которой суждено было стать гимном защитников Отечества, была исполнена на Белорусском вокзале 26 июня. Краснознаменный ансамбль провожал каждый эшелон, уходящий на Запад. Так получился концерт одной песни. Вскоре концертные бригады александровского ансамбля отправились на передовую.

В основу музыкально-литературной композиции «Священная война» легли письма и воспоминания музыкантов, прошедших войну, истории создания песен. Эти голоса войны (более двух десятков историй) озвучит артист Евгений Шевелев. О том, как музыка побеждала страх, боль, отчаяние и заставляла жить «расскажет» и Томский академический симфонический оркестр, исполнив музыку Чайковского, Римского-Корсакова, Бетховена и Штрауса. Да, в музыкально-литературной композиции найдется место не только для военных маршей и песен, но и для веселой музыки мира – вальсов. Песни войны в исполнении Юлии Шинкевич и Вячеслава Клименко соединят прошлое и настоящее. А марш «Прощание славянки» станет символическим поклоном музыкантов филармонии всем защитникам Отечества.

22 июня, в день начала Великой Отечественной войны, дирижер – художественный руководитель и главный дирижер Михаил Грановский и Томский академический симфонический оркестр, солисты филармонии  приглашают слушателей на концерт, посвященный дню памяти и скорби.

 

В пещере горного короля

 

Мистическая, таинственная, чаруюшая – такими характеристиками награждают музыку Франца Шуберта, Эдварда Грига и Феликса Мендельсона, которую они написали в жанре баллады. И прославили этот жанр! Ведь стоит только сказать баллада, как на язык просится «Лесной царь» Ф. Шуберта, написанный на стихи великого Гёте. Не менее известны его баллады «Гретхен за прялкой», «Тульский король». Они и откроют концерт, в программе которого собраны шедевры камерной музыки композиторов романтиков XIX века.

В сокровищницу балладной музыки попало и сочинение женщины-композитора – Клары Шуман «Лорелея», а также вокальные произведения Феликса и «Новая любовь» и «Песня ведьм».

Своими корнями баллада уходит в средневековье, но свой расцвет она пережила в XIX веке, затем на долгий срок была забыта, однако в начале XXI века наметилось возрождение этого жанра. Пережив длительную эволюцию, баллада сложилась в эпико-драматический жанр со своими типическими признаками.

Прежде всего – это произведения сюжетные. Сюжеты баллад легендарны, иногда навеяны отдалёнными историческими событиями или старинными преданиями, преображёнными народной молвой. Развитие действия часто происходит на мрачно-фантастическом фоне, в необычных условиях. Например, в таких, которые рисует Эдвард Григ в музыкальной драме «Пер Гюнт». Самые известные фрагменты из этого произведения – «В пещере горного короля», «Шествие гномов» прозвучат в исполнении лауреата международных конкурсов Павла Шинкевича (фортепиано).