Опубликовано 14 ноября 2018
16:02

Форум «Сообщество» навсегда изменил Томск…

На прошлой неделе в Томске прошёл форум «Сообщество» – Инновации на службе общества: опыт российских регионов». Организатором форума стали Общественная палата Российской Федерации.

Одна из самых оживлённых дискуссий развернулась во время «круглого стола » «Каким должен быть университетский город?» Её участниками стали преподаватели томских вузов, представители исполнительной власти и депутаты, общественники, эксперты. Действительно, каким быть университетскому городу? Чем он должен (или не должен) отличаться от других городов России и Сибири? И все ли в порядке с культурным и историческим наследием в Томске?

Есть что охранять

 

Открывая дискуссию, ведущая Светлана Кузнецова, член Общественной палаты РФ, отметила: в Томске университетская среда располагает к появлению инноваций, а там, где есть инновации, всегда присутствует элемент творчества. И у человека должно быть мужество творить!

Томск, отметим, один из немногих в стране, имеет статус города исторического (в РФ таких городов 40, в Сибири всего 4.) И хотя многие томичи знают о богатом историческом наследии нашего города, однако доклад архитектора Натальи Лисовской, эксперта Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, открыл много новой информации из истории Томска. О том, что в XIX–XX веках в Томске сформировалась Профессорская слобода в районе улицы Преображенской (сейчас – ул. Дзержинская), что только в Томске на расстоянии одного километра расположены три крупных вуза (этот факт достоин книги рекордов Гиннесса), что первый Институт исследований Сибири был образован во время Гражданской войны и финансировал его… Колчак. А в красном корпусе ТГАСУ одно время располагался штаб белой армии… И таких исторических «изюминок» в Томске много, мы не обо всех знаем…

В докладе-презентации Натальи Лисовской было много интересных наблюдений и выводов: что университетский город немыслим без комфортной среды, что визуальная среда формирует интеллектуальное развитие человека. И что Томску повезло: центр города и университетский кампус совпали.

Однако современные здания уничтожают старинный город. Ещё 5–10 лет такой градостроительной политики, и от Томска исторического мало что останется…

– Сейчас строительный бизнес ушёл на окраины, и нам нужно успеть что-то сделать для сохранения Томска исторического, – обратилась к участникам «круглого стола» Наталья Лисовская.

Московские гости удивились такому отношению властей к культурному наследию: снесено здание по проспекту Ленина, 143, хотя оно было памятником архитектуры.

– Увы, создаётся впечатление, что в Томске нет главного архитектора, у властей нет представления о городе как едином целом, а отношение к культурному наследию власть предержащих можно обозначить так: «Да чтоб оно сгорело!», – сформулировал свои выводы из знакомства с Томском и из доклада Сергей Чураков, доцент Московского архитектурного института, урбанист, эксперт Исполкома ОНФ.

Галина Немцева, депутат областной Законодательной думы, назвала главную задачу горожан – защитить Томск исторический. Если Томск потеряет историческое наследие, то он потеряет и специфику университетского города. Она ещё раз обозначила проблему: в Томске идут споры о границах исторического поселения, власти не соглашаются с доводами специалистов, утверждая, что это мешает современному развитию города!

Руководитель областного общества охраны памятников истории и культуры Мария Бокова с горечью сказала о том, что речь о необходимости установления границ исторического поселения идёт не первый год, а в это время теряется историческая среда, город беднеет. Она считает, что следует обратиться за помощью в Президентский Совет по культуре.

———

Надо ли противопоставлять?

 

Никита Кирсанов, председатель комитета администрации Томска по вопросу сохранения исторического наследия, отметил, что у нашего города две составляющих – историческая и инновационная. Нужно ли их противопоставлять?

Он привёл в приме успешный университетский город Тронхейм (Норвегия). Тронхейм – бывшая столица северного государства, это норвежский Оксфорд, местная Силиконовая долина, в городе располагается главный технологический университет. Тронхейм – крупнейший инновационный центр Норвегии, второй после Осло, здесь успешно развиваются медицина, аквабиология. Каждый пятый житель города – студент! (Согласитесь, многое совпадает с Томском.) В городе есть футбольный клуб Русельборг, и Тронхейм славится как самый деревянный город в деревянной стране!

На слайдах можно увидеть улицу симпатичных деревянных домов, а она могла исчезнуть ещё в 1970-е годы, когда планировалось здесь построить 4-полосное шоссе и 6-7-этажные дома. Общественность отстояла: снос «заморозили» на 10 лет, и за это время место преобразилось. В Тронхейме умеют из старины делать «изюминки»: так, в заброшенном складе после реставрации открыли интерактивный музей рока, куда приезжает молодёжь со всей страны, дома на сваях вдоль реки превратились в рестораны и элитное жильё. Деревянная архитектура беднее томской, но все дома раскрашены. В городе много зелени, пешеходных зон, современная архитектура тоже есть, и городская среда – разнообразная, что очень важно… В Тронхейме есть деревянная церковь XII века (!!!), и как после это утверждать, что дерево как стройматериал недолговечно?

Обсуждая реалии норвежского города, участники дискуссии пришли к выводу, что в Томске элита не осознаёт ценности деревянного архитектуры, богатства культурно-исторического наследия нашего города… Наталья Лисовкая добавили, что несколько лет назад группа немецких специалистов делала расчёты по реставрации исторических зданий Томска. Результаты обрадовали томских специалистов: реставрация выгодна, сразу де повышается капитализация территории. Увы, эти расчёты лежат где-то под сукном: зачем реставрировать «деревяшку», когда проще дождаться её разрушения, пожара, а на освободившейся территории построить очередной торговый центр. Или «элитное» жильё в красно-кирпичном уродце…

—————

«Томск строили лучшие специалисты»

 

О преимуществах Томска как университетского города говорила и Лариса Романова, кандидат архитектуры, доцент ТГАСУ, советник Российской академии архитектуры и строительных наук. По её мнению, люди, особенно молодые, соприкасаясь с историческим наследием, меняют взгляды. Восприятие архитектуры ушедших эпох воспитывает у людей интерес к истории. Молодой человек, находясь в историческом пространстве в студенчестве, во время становления личности, впитывает в себя всё лучшее, становится профессионалом, а только они, профессионалы, способны создавать инновационные пространства!

Томск строили лучшие архитекторы, они создали гармоничное городское пространство, и наш город – единственный в Сибири с такой богатой архитектурной культурой. Стоит помнить и о том, что наш город создавали выходцы из европейской части России, и потому понятно, почему приезжие специалисты говорят, что «Томск – европейский город в Азии»…

«Деревянная архитектура – большое счастье, с ним нужно работать!» – уверена Лариса Романова. Она сообщила, что студенты – будущие архитекторы делают различные проекты, где предполагается использование исторической застройки. Так, она показала проект историко-культурного парка в районе Болото. Сделан он несколько лет назад, но пока лежит без применения…И таких проектах в ТГАСУ немало: студенты каждый год делают курсовые и дипломные, в том числе и на материале исторического наследия города.

…Ксения Киселёва, депутат Думы города Томска, подняла вопрос о наличии публичных площадок, на которых бы шло обсуждение важных тем, в том числе и вопросов архитектуры. Ведущая «круглого стола» Светлана Кузнецова подчеркнула, что общественники – неравнодушные люди, хорошо образованные, а власть по-прежнему считает, что это «городские сумасшедшие». И привела яркий пример: в Калининграде общественники сделали проект по реконструкции здания лучше, чем профессионалы!

————

«Деревянная архитектура Томска абсолютная ценность для всего мирового сообщества»

 

После завершения «круглого стола» мы попросили прокомментировать ситуацию с сохранением исторического наследия Томска урбаниста Сергей ЧУМАКОВА, советника ректора МАРХИ, эксперт Исполкома ОНФ, эксперта Общественной палаты РФ.

– Деревянная архитектура Томска – абсолютная ценность вашего города, всё остальное по сравнению с ней вторично. Печальные мысли приходят. Удивительно: то, что является абсолютной ценностью для всего мирового сообщества, не является ценностью для томских властей! Предельно странная ситуация, не нахожу рационального объяснения позиции людей, которые являются главным архитектором, мэром города, членами Градостроительного совета.

То, что я видел на улицах города, – это отсутствие всякой осмысленной политики по отношению к деревянной архитектуре – главной ценности Томска, которая обеспечивает идентичность города. И возникает вполне резонный вопрос: может быть, людям, которые так обходятся со своим городом, другую работу поискать? Масштабы разрушений серьёзные, и это безобразие!

Может, всем этим людям стоит поучиться? МАРХИ поможет. Но так дело нельзя оставлять: власти города должны прислушиваться к жителям города. Президент постоянно озвучивает свою позицию принятие решений должно основываться на мнении людей, и Градостроительный кодекс РФ предписывает проведение публичных общественных слушаний. Томская ситуация удивляет: в городе уничтожают историческое здание, чтобы построить очередной торговый центр, а суд принимает странное решение, предлагая восстановить здание, но в другом месте! Снести здание или разбомбить – результат один и тот же.

Хочу особо подчеркнуть, что работа с историческим наследием приносит большую выгоду городу, и грамотные бизнесмены это знают. Все пешеходные объекты, как Арбат в Москве, очень быстро стали коммерчески выгодными.

И ещё один момент, о котором нужно сказать: уровень современной архитектуры рядом с деревянными шедеврами – «на троечку», а даже один дом может испортить всё впечатление. Куда смотрит ваш Союз архитекторов, утверждая безликую застройку?!

Моё ощущение: в городе есть должность главного архитектора, но специалиста на этом месте нет.

Старинная архитектура – это богатство университетского Томска, и его нужно хранить и преумножать.

 

Тамара ДРОЗДОВА