Опубликовано 28 апреля 2021
22:08

Музыка как духовная скрепа

28 апреля Томск в восьмой раз принял у себя Московский Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева

 

С 22 апреля по 17 мая 2021 года проходит юбилейный XХ Московский Пасхальный фестиваль, который организован при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры Российской Федерации и по благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Сегодня это одно из самых ожидаемых и крупнейших событий в культурной жизни России.

В свой юбилей Московский Пасхальный фестиваль, как обычно, восхищает зрителей обширной географией и насыщенными программами — симфонической, хоровой, звонильной, благотворительной.

Три краеугольных составляющих фестиваля: благотворительность, образование и просветительство – определяют направленность и адресность концертных программ, объединяя в себе лучшие народные традиции и национальный колорит России.

В этом году Московскому Пасхальному фестивалю исполняется двадцать лет. По этому случаю было принято решение раздвинуть его календарные сроки. Вместо традиционных дат открытия в Пасхальное воскресенье, которое падает в этом году на 2 мая, и закрытия 9 мая, Валерий Гергиев решил проехать по российским регионам до начала пасхальной недели и продлить после Дня Победы программу еще на одну неделю. В итоге за три недели музыканты симфонического оркестра Мариинского театра выступят с маэстро Гергиевым в более чем двух десятках регионов.

Коллектив оркестра Мариинского под управлением Валерия Гергиева совершает ставший уже традиционным, большой тур по городам России – это Ярославль, Казань, Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Красноярск, Томск, Кемерово, Тюмень, Пермь, Киров, Воронеж, Новочеркасск, Ростове-на-Дону, Владикавказ, Волгоград и пр. Всего в списке более 20 городов России.

В Томске концерт оркестра Мариинского театра и маэстро Гергиева – одно из самых ожидаемых событий года для ценителей академического искусства. И несмотря на то, что концерт проходил в утренние часы рабочего дня, Большой концертный зал Томской филармонии был полон.

В видеобращении губернатор Сергей Жвачкин тепло поприветствовал оркестр Мариинского театра и маэстро Гергиева на Томской земле: «Я с удовольствием приветствую оркестр Мариинского театра и маэстро Валерия Абисаловича Гергиева, артистов и зрителей Московского Пасхального фестиваля, который проходит уже в 20-й раз. Я горжусь дружбой Томской области и Мариинки и благодарю маэстро за особую любовь к томским зрителям. Знайте, это любовь взаимная, и мы рады каждой встрече с вами. Я желаю всем ярких впечатлений и несмолкаемых аплодисментов. Поздравляю всех с новым фестивалем и с настоящей весной. Эта весна пришла к нам в Сибирь под великолепную музыку великолепных музыкантов».

Концерт начался Сюитой из балета Стравинского «Жар-птица». «Жар-птица» – это яркий и красочный балет И.Ф Стравинского на сказочную тему, который был написан по заказу С.П. Дягилева для «Русских  сезонов». Французский критик Роберт Брюссель, присутствовавший на одном из предварительных показов балета, писал в 1930 году: «Композитор, молодой, стройный и необщительный, с туманными задумчивыми глазами и твердыми губами на энергичном лице, сидел за роялем. Но как только он начал играть, скромное и тускло освещенное жилище засияло ослепительным сиянием. К концу первой сцены я был покорен, к последней я погрузился в восхищение. Рукопись на пюпитре, заштрихованная мелким карандашом, обнаруживает шедевр». Это произведение сформировало атмосферу и настроение первого отделения концерта.

Безусловным сюрпризом и несомненным подарком слушателям стало выступление Даниила Трифонова – российского пианиста, лауреата отечественных и международных музыкальных конкурсов. 30-летний музыкант, которого называют наследником великого Ференца Листа, считается одним из самых выдающихся пианистов своего поколения. Встреча с ним – большая удача для томского слушателя, ведь совсем недавно выступление звезд мировой величины, к которым, несомненно, относится музыкант, в условиях локдауна было практически невозможным. Даниил Трифонов исполнил Первый концерт для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского. В свое время это произведение открыло новую эпоху в русской фортепианной музыке. Это первый образец подобного жанра в отечественной культуре. Не случайно исследователи отмечают, что произведение Чайковского значительно превышает все написанное до него по своему значению. Дебютный балет молодого Стравинского и первый фортепианный концерт Чайковского в первом отделении – очень символично для молодого университетского Томска. Публика была покорена — и пианистом-виртуозом, и мастерством музыкантов Мариинки.

Но если в первом отделении звучали произведения композиторов, сказавших первое слово в избранных ими жанрах, то во втором отделении концерта были исполнены «Симфонические танцы» С. Рахманинова – итоговое сочинение великого композитора, в котором он размышляет о судьбах России и мира, его духовное завещание. Музыка «Танцев» дает духовно-культурную перспективу, одновременно преподнося публике и исконно русские мотивы, и развлекательную мелодику. Но трагизм «Симфонических танцев» неумолимо и по нарастающей приводит слушателя к светлому и дарящему надежду катарсису… Совершенно очевидно: эта музыка – часть национального самосознания, духовная скрепа страны.

Гастрольный тур оркестра Мариинского театра продолжается, музыкантов ждут в Кемерово, Тюмени, Владикавказе, Волгограде…

В рамках благотворительной программы юбилейного ХХ Московского Пасхального фестиваля состоятся десятки симфонических и хоровых концертов в образовательных, военных и социально-реабилитационных учреждениях Москвы и регионов России. Также будет представлена полностью общедоступная звонильная программа.

Кульминацией благотворительной программы Фестиваля станет традиционный концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева на Поклонной горе 9 мая, в День Великой Победы, который ежегодно собирает сотни тысяч слушателей. В 2021 году Пасхальные празднества и 76-й День Победы приблизились друг к другу, как две планеты, чтобы дать особый смысл и новый импульс нашей памяти, нашей духовности, нашей национальной целостности…

 

Маргарита КОМАРОВА

Фото: Владимир БОБРЕЦОВ