Опубликовано 22 апреля 2021
16:44

В Томске впервые могут привлечь к ответственности поставщиков «растаявшего» асфальта

По чей вине «растял» асфальт?

Пришла весна и вместе со снегом с улиц Томска снов «растаял» асфальт. Практически везде видны промоины, дыры, глубокие ямы. Каждый может увидеть сам — качество асфальта в Томске почти везде плохое, а значит кладут его с явными нарушениями технологии. Складывается ощущение, что в укладываемом щебеночно-мастичном асфальтобетонном покрытии (далее по тексту — ЩМА) битума почти нет. Вот почему покрытие рассыпается и становится негодным уже через год-два. В некоторых местах это происходит еще быстрее, например, асфальт уложен в августе прошлого года, а сильное разрушение заметно в апреле текущего, то есть через буквально неполные 7 месяцев.

Тенденция не обнадеживает — за последние 10 лет качество асфальта и дорожного покрытия у нас становится все хуже и хуже. В Томске, даже по проспекту Ленина, была серьезная колейность, не говоря уже о Фрунзе и Красноармейской. Чисто визуально видно, что уложенный асфальт, как бы это сказать, «сухой», связующих компонентов в нем очень мало. Он «рассыпается» и «выкрашивается» как крошка. Причем проблемы начинаются практически сразу же после ремонта. Лично видел, как через несколько дней после ремонта проспекта Ленина ряд участков дорожного полотна на перекрестках начал ломаться, как шоколад в руке. Так кто же его таким поставляет?

Весь список, пожалуйста

Спасибо за все происходящее можно сказать целому ряду успешных томских бизнесменов — Карпенко, Кнолю, Прецу, Оккелю, Талаляну, Николаеву, Апарину. И, соответственно, их конторам  — ЗАО «ДСМ», ООО «Битумная эмульсия», ООО «ДСМ», ООО «АБЗ», ООО «Асфальтобетонный завод №7», «Стройдорэкспорт». Выручка  всех этих фирм суммарно составляет более миллиарда рублей в год. Именно они поставляют асфальт таким конторам как ГУП ТО «Областное ДРСУ», ОГУП «Кожевниковское ДРСУ», ООО «ТСК», МБУ «Томск САХ», «Томскдострой», «Кузбассдорстрой», которые осуществляют львиную часть ремонтных работ по ремонту дорог в Томске и Томской области. Кстати, огромный сегмент такого бизнеса до сих пор находится под контролем компаний бывшего заместителя мэра Томска Владимира Оккеля и его родни. Несмотря на возбуждение уголовного дела, его позиции в местном дорожном бизнесе отнюдь не пошатнулись. Бывший чиновник успешно зарабатывает как на асфальте, так и дорожных работах. И наиболее эффективный метод освоения средств здесь — укладка асфальта через так называемый «ямочный ремонт».

На словах и на деле

Впрочем, в официальных отчетах, конечно, все обстоит с точностью до наоборот. Вроде бы по поручению губернатора Томской области Сергея Жвачкина все асфальтобетонные заводы в регионе провели модернизацию для выпуска качественных асфальтобетонных смесей, при этом контроль качества обеспечивается на всех этапах производства дорожных материалов. Дорожники в регионе сейчас активно используют ЩМА нескольких видов, полимерно-дисперсно-армирующие асфальтобетонные смеси, полимерно-битумные вяжущие, битумно-полимерную стыковочную ленту, геосинтетические материалы, а также термопластиковую разметку. При устройстве нижнего слоя покрытия применяется полимерно-дисперсно-армированный асфальтобетон А16 НН, а верхнего — прочный щебеночно-мастичный асфальтобетон ЩМА-16 и битумно-полимерная стыковочная лента. Для укрепления и защиты дорожных насыпей используются габионные конструкции. Осевые линии разметки дорожники наносят термопластиком. В Томске подрядчики делают дорожное полотно из асфальтобетонных смесей А16НТ, А22НТ, ЩМА-16 (в том числе с добавлением полимерно-битумного вяжущего), ЩМА-22 (с добавлением полимерно-битумного вяжущего) и А16ВН. Выравнивающий слой на дорогах они укладывают с полимерно-дисперсными армирующими добавками, а дорожную разметку наносят термопластиком. В ЗАТО Северск при капитальном ремонте магистрали дорожники использовали щебеночно-мастичный асфальтобетон ЩМА-16, а при ремонте улиц Калинина, Комсомольской, Крупской и Ленина — асфальтобетонную смесь с более крупной фракцией щебня ЩМА-22 (с добавлением полимерно-битумного вяжущего).

Однако, как показала весна-2021, переход на использование новых смесей (ЩМА-16), который начался с 2019 года, проблему не решил, качество дорожного полотна лучше не стало. Хотя (повторюсь) официально с качеством дорог проблем почти никаких   —  каждую осень дорожные работы исправно актируют и принимают без особых претензий. Однако наступает конец марта — начало апреля, и все томичи видят всё воочию, появились огромные дыры, промоины, снова «выкрашиваются» куски дорожного полотна. И так год от года — бесконечный бег по замкнутому кругу.

Следователи нам помогут?

Правда, сейчас, в связи с возбуждением уголовного дела против Роберта Григоряна по ремонту дорожного покрытия по улице Большой Подгорной, где были похищены 9 миллионов рублей, возможно, вопросы к семейству Оккелей, наконец, появятся. Напомним,  речь идет о внесении заведомо ложных сведений об объемах применяемой асфальтобетонной смеси и битумной эмульсии. Посмотрим и на то, что покажут наши запросы в надзорные органы по качеству применяемого асфальта и дорожного полотна используемых фирмами Оккелей и не только. Время «собирать камни» давно пришло, терпеть все это многолетнее безобразие просто уже нету сил…

 

Василий ЕРЕМИН