Опубликовано 7 апреля 2021
19:23

К чему приведет странное банкротство дочерней компании «Роснефти» в Томске?

В Томской области вот уже 4 года продолжается крайне интересное банкротство известной в узких кругах компании. Речь идет о банкротстве «дочки» ПАО НК «Роснефть» — ООО «РН-Сервис-Экология». Эта контора была известна тем, что перерабатывала и утилизировала отходы, которые остаются от деятельности материнской компании, ее дочерних фирм и субподрядных организаций. Арбитражный суд региона давно признал фирму банкротом и ввел против нее конкурсное производство. Однако конца-края судам так и нет.

Странное банкротство

Поначалу вроде бы все обстояло логично и правильно – компания имела недостаточно ликвидных активов для погашения краткосрочных обязательств. Собственные оборотные средства отсутствовали, а производственно-хозяйственная деятельность, увы, прекратилась, из-за чего восстановление платежеспособности фирмы просто невозможно. Заявление о банкротстве предприятия летом 2016 года подало ООО «ПСК Геодор», производящее материалы и конструкции для строительства дорог и нефтегазопроводов. Долг был не такой уж и большой — 1,5 млн рублей.

В декабре 2016 года на «РН-Сервис-Экология» было введено наблюдение. Конкурсным управляющим назначен Алексей Семигук. С тех пор прошло 4 года, но процесс банкротства все продолжается.

Если же изучить документы, то все становится крайне интересным. Дело в том, что согласно реестру требований кредиторов суммарный долг компании – более 433 млн рублей, из которых только 27 кредиторов имеют право голоса с требованиями 185 млн рублей. Из этого списка порядка 14 компаний так или иначе связаны с «Роснефтью». Прежде всего это следующие фирмы — ООО «РН-Сервис», АО «РН-Снабжение», ООО «РН-Учет», ООО «Нефтепромлизинг», ООО «Управление технологического транспорта-2», ООО «Энергонефть Томск», ООО «Центр информационных технологий», ООО «Крон», ООО «Транспорт-Отрадный-2», АО «Самарнефегаз», ООО «Сахалинское управление технологического транспорта», ООО «МНУ», ООО «Имущество-Сервис-Стрежевой», ООО «ЧОП «РН-Охрана-Томск».  И все эти компании на собрании кредиторов представлял один и тот же человек – некий Романов Анатолий Юрьевич. Суммарно он имеет более 18% голосов кредиторов.

Еще один представитель, который аккумулировал множество долгов – Максим Шулепов — у него более 16% голосов. Последнее, что писали по этому делу в СМИ, так это о том, что в конце 2018 года конкурсный управляющий Алексей Семигук подал иск против компании ООО «РН-Сервис» о взыскании с нее 422 миллионов рублей. Основанием стало то, что фирма ООО «РН-Сервис-Экология» не подала вовремя заявление о банкротстве. Долг в 422 млн рублей – представляет собой сумму обязательств компании перед всеми подрядчиками и другими контрагентами по состоянию на ноябрь 2018 года.

Судебные тяжбы очень сильно напоминают процедуру преднамеренного банкротства компании, особенно, если посмотреть, кто является учредителем компании ООО «РН-Сервис-Экология». Среди ее учредителей мы встретим компанию ООО «РН-Сервис», да-да, ту самую, которая и подала иск в Арбитражный суд против компании, владельцем и учредителем которой она же и является. Компаний ООО «РН-Сервис» в свою очередь владеют ПАО НК «Роснефть», ООО «Нефть-Актив», ООО «РН-Краснодарнефтегаз»…

Зачем же менеджерам «Роснефти» понадобилось банкротить свою же компанию, которая вполне стабильно работала и получала господряды? Это вопрос весьма интересный и требующий отдельного изучения. Как мы уже знаем, «РН-Сервис-Экология» занимается ликвидацией последствий аварий на нефтепроводах и рекультивацией загрязненных земель. Компания создана в Томской области в 2005 году и на протяжении почти 12 лет ее дела шли достаточно неплохо. Правда, выручка предприятия с 2015 по 2016 год упала с 987,8 до 82,1 млн рублей. Чистый убыток за это время снизился со 195,6 до 26,5 млн рублей. Это весьма странно, если посмотреть на объемы госзакупок, в которых участвовала «РН-Сервис-Экология» во многих регионах России за последние годы, суммарно все контракты составят около 1 млрд рублей только за один 2015 год…

Мало того, арбитражный управляющий компании Алексей Семигук, так вообще ИП-шник, который был ранее тесно финансово связан с этой конторой. Так что со всем этим т.н. «банкротством» явно не все ладно. Несмотря на неполноту данных мы попробуем изложить версию того, почему компанию решили обанкротить, причем именно сейчас.

Сколько стоит рекультивация?

Самый интересный момент, который фактически никем не исследован – как вообще компания проводила работы по рекультивации на многих месторождениях компании «Роснефть» и ее дочерних подразделений в течение 12 последних лет. Это очень любопытная тема, тем более что на эти цели она получала сотни миллионов рублей ежегодно. В частности, особо стоит отметить деятельность по т.н. обезвреживанию буровых отходов на шламовых амбарах (шламонакопителях) кустовых площадок месторождений, переработке и захоронению нефтяных шламов и нефтезагрязненных грунтов.  Обезвреживание буровых шламов предприятие осуществляло с применением технологии, подразумевающей получение грунтобетона с последующим его применением на месторождениях ОАО «НК «Роснефть». Наиболее активно вся эта рекультивация территорий шла по Ханты-Мансийскому Автономному Округу – Югре, о чем у компании были постоянные разбирательства в Арбитражных судах с прокуратурой и с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре, по поводу серьезных нарушений природоохранного законодательства.

Всего в открытом доступе мы нашли контрактов на  527 млн 195 тысяч рублей. Огромная сумма. Основной заказчик — ООО «РН-Юганскнефтегаз». И надо учитывать, это далеко не все контракты, которые достались компании за тот год, были и другие. Антимонопольная служба даже пыталась оспорить в суде выделение такого количества контрактов одной компании, как единственному поставщику, но неудачно. Как же такие работы по рекультивации велись? Сейчас разберемся.

Грубейшие нарушения

Вот что, в частности, писалось на сайте «Эконадзор» в 2014 году, о переработке бурового шлама в районе кустов 124, 410 Приобского месторождения нефти, кустов 649, 651 Малобалыкского месторождения нефти и куста 160 Приобского месторождения нефти.  Просим прощения за длинную цитату, но она явно стоит того.

«Технологический регламент служит основанием для составления проектов производства работ, которые разрабатываются в отношении конкретных объектов и согласовываются с Росприроднадзором. Эти проекты всегда привязываются к конкретной территории. При подготовке к работам компании, которая будет это делать необходимо изучить местные условия, свойства и состав бурового шлама, а также провести технические и санитарные испытания грунтобетона. Документы, подтверждающие результаты данных мероприятий, в обязательном порядке должны входить в состав проектов производства работ.  Между тем в ООО «РН-Сервис-Экология» ничего подобного не делали.

Технология также предъявляет жесткие требования к площадкам, на которых должна осуществляться переработка буровых шламов. Во-первых, на площадку должна иметься проектная документация, получившая положительные заключения государственных экспертиз. Во-вторых, такая площадка должна быть расположена вне мест накопления шламов, оборудоваться особым образом (твердое покрытие, гидроизоляция, обваловка, система очистки поверхностных вод) и иметь целый комплекс сооружений. Вместе с тем площадки ООО «РН-Сервис-Экология» большинству этих требований просто не соответствовали. Перед производством работ по переработке буровых шламов, а также во время и после них согласно технологии должны проводиться мероприятия контроля.  В частности, подтверждение класса опасности бурового шлама и смеси (IV и V), проведение количественного химического анализа компонентов и технических свойств бурового шлама в качестве исходного сырья».

Причем делать всё это должны независимые аккредитованные лаборатории. Зачем это нужно? На данном этапе определяется рецептура изготовления грунтобетона с точным подбором его обязательных компонентов, каждый из которых также должен быть подтвержден протоколами КХА, протоколами биотестирования, протоколами радиологических исследований и санитарно-гигиеническими заключениями. После проведения работ свойства полученной смеси должны быть подтверждены независимой аккредитованной лабораторией. Однако в ООО «РН-Сервис-Экология» мероприятия по контролю не осуществляли, что влекло за собой невозможность подбора правильной рецептуры изготовления грунтобетона в принципе. Более того, не проверялись даже полученные свойства и параметры приготовленной смеси.

Поскольку «РН-Сервис-Экология» грубо нарушало требования технологии переработки, надлежащее обезвреживание буровых шламов просто не происходило. То есть на многих площадках предприятие захоранивало не грунтобетон, а непереработанные, крайне токсичные буровые отходы прямо в лесу, лишь слегка присыпая их землей. Причем, обратим внимание, это выявили в Росприроднадзоре только в одном регионе, а подобная работа велась во многих областях России….

Эти данные, как мы уже знаем, были вскрыты в 2014 году. Последние суды компании с Росприроднадзором ХМАО-Югры по этой части прошли в 2016 году. И именно в этот промежуток времени, в 2014-2016 гг. произошло внезапное и резкое падение выручки компании ООО «РН-Сервис-Экология» с 1 млрд 666 млн рублей в 2014 году, до 987 млн 830 тысяч в 2015, а в 2016 году выручка упала до 82 млн рублей, т.е. более чем в 20 раз за 2 года. Интересное совпадение… Как только появилась вероятность того, что вскроются все дела с таким «захоронением отходов», так тут же в компании резко сократили свою экономическую деятельность, а сама она ушла в процедуру банкротства.  Так что со всей этой историей явно стоит разобраться соответствующим правоохранительным структурам, но вот будут ли они это делать – большой вопрос.

 

Виктор МАЛЫШЕНКО