Опубликовано 26 марта 2019
17:49

Михаил КАРПЫЧЕВ: «Настоящий педагог – это артист!»

В Органном зале прошёл концерт профессора Новосибирской консерватории Михаила Карпычева

 

Томские зрители очень тепло приняли новосибирского гостя, концерт был необычным: музыкант каждое произведение предварял своими стихами – о смысле жизни и о творчестве, о любви и о погоде, о… И все музыкальные произведения написаны профессором, он выступил и как интересно работающий композитор. Назовём некоторые из прозвучавших на концерте произведений – элегия «Посвящение Мендельсону», «Парижский этюд», «Наваждение» (воспоминание о первой любви», «Музыка для кино о любви», «Подражание Зилоти»…

В пространстве современной музыкальной культуры нашей страны этот удивительный музыкант занимает особое место. Композитор, концертирующий пианист, профессор консерватории, помимо этого автор 16 книг, из них семь – по специальным вопросам музыковедения и игры на фортепиано, восемь поэтических сборников (в том числе две поэмы). Маэстро Карпычев ещё и доктор искусствоведения, член Союза писателей России.

И стихи, и фортепианные произведения в исполнении автора впервые прозвучали на томской сцене. После концерта музыкант дал небольшое интервью нашему изданию.

 

Михаил Георгиевич, такое разнообразие способностей…Что из ипостасей: музыка, поэзия, искусствоведение, преподавание, – для вас главное?

– Не задумывался… Когда что-то приходит в голову – музыка или стихи, то происходит то, о чём замечательно сказал Пушкин:

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута — и стихи свободно потекут».

Все органически происходит в моём творчестве, а самое главное увлечение – моя замечательная жена. (Улыбается, кивает на супругу.)

И спутница жизни, и Муза?

– Да.

Не могу не спросить вас о студентах консерватории – какие они? Порой кажется, что они – очень увлечённые люди, готовые к служению музыке. Музыкальная школа, музыкальный колледж или училище, затем учёба в консерватории – столько лет отдаётся музыке, а перспективы туманные: распределения нет, мест на всех в оркестрах не хватит. Поэтому наиболее реальная перспектива преподавать музыку детям. Хлопотно, не всем нравится, да и в зарплаты преподавателей совсем небольшие…

– Студенты очень разные: кто-то очень хочет учиться, увлечён, а кто-то приходит только за дипломом. Да-да, если бы диплом давали сразу после поступления, то некоторые сразу бы ушли. Таким студентам не нужны ни музыка, ни творчество… Не открою большого секрета, со мной согласятся и преподаватели других вузов: к сожалению, часть современной молодёжи – прагматики, прожжённые прагматики, ничего не хотят знать, поэтому и кругозор невелик. Порой невежественные – до анекдотов, не знают самых простых вещей из истории искусств и культуры, а без этих знаний современного специалиста не будет! Вот сидят, уткнувшись в свои смартфоны, хотя учатся в третьей по рейтингу консерватории России. Такие студенты хоть что-то воспримут за годы учёбы – и то хорошо.

К счастью, есть и увлечённые студенты, с ними интересно работать. Их меньше, чем прагматиков, но они увлечены, они фанатики, а без фанатизма в музыке нельзя… И если любит молодой человек или девушка то, чем занимаются, то всё у них получается. А любят потому, что умеют. И к радости преподавателей, среди студентов не исчезают люди, которые хотят учиться музыке, а не диплому.

Хочу заметить, что музыкальный бум в нашей стране закончился в 1960–1970 годы, много причин, это тема отдельного разговора. Тогда все мамочки стремились отдать детей в музыкальные школы, во многих квартирах стояли инструменты фабрик «Красный Октябрь», «Лирика»… Утренники в музыкальных школах становились событием…

Среди ваших выпускников много состоявшихся профессионалов?

– К счастью, да. Это и преподаватели, и артисты, хотя разделить эти сферы сложно, да и не нужно. В своей книге я написал, что настоящий педагог, преподаватель – это артист! И в консерваторской аудитории, и в школьном классе урок, лекция – это театр одного актёра.

Да, у выпускников по-разному складываются судьбы, и всё же целеустремлённые, увлечённые люди всегда находят свой путь в искусстве, не теряются в жизни.

Ваши студенты участвуют в конкурсах?

– Да. Но с конкурсами ситуация сложная. Их много, и они, к сожалению, теряют долю своей значимости. Вот в 1928 году Оборин победил на конкурсе в Варшаве – это было событие эпохального значения для всей страны, и для него самого, конечно же, для его преподавателей. А сейчас даже конкурс Чайковского – это не то, что было в 1960-е годы, когда победителем стал 18-летний пианист Вэн Клайберн из США. И всё же студенты, другие молодые музыканты должны участвовать в конкурсах!

Что вы посоветуете молодым людям, занимающимся музыкой в школе, в колледже?

– Если есть желание и любовь к музыке, то заниматься нужно! Однако нужно помнить и то, что жизнь музыканта не будет простой. И потому есть и такой вариант: окончить музыкальную школу – и пойти учиться на юриста, финансиста, экономиста. Гарантирую: жизнь будет проще, обеспеченней. А вот не будет ли ночами сниться музыка – кто знает…

  

Интервью: Татьяна БИРЮКОВА

Фото автора.

(12+)

 

Справка 

 Михаил Георгиевич Карпычев родился в 1952 г. в Баку, с 1990 г. живёт и работает в Новосибирске в Государственной консерватории имени Глинки. Пианист, профессор, доктор искусствоведения. Автор 15 книг, из них 7 — по специальным вопросам музыковедения и игры на фортепиано, 8 — поэтических сборников, в том числе «Курортный романс» (2009), «Один» (2010), «104 страницы про жизнь и смерть» (2016).

Михаил Карпычев прошел школу выдающегося педагога Я.И. Мильштейна (Московская консерватория). Исполнительский почерк Михаила Карпычева отличают романтическая свобода интерпретаций, оригинальность трактовок, звуковое мастерство и техническая безупречность. Как отмечают многие рецензенты, логическая продуманность сочетается в игре пианиста со страстной непосредственностью.