Мизгирева Виктория Яковлевна и Мизгирев Иосиф Алексеевич с маленьким Сухачевым Александром Павловичем, г. Асино.
С Томском меня связывает многое – диплом инженера – строителя, свадьба, внук Андрей появился на свет в роддоме № 1. Семья моего дяди Иосифа Алексеевича Мизгирева проживала на улице Гагарина.

Мизгирев Иосиф Алексеевич и Сухачева Мария Алексеевна — брат и сестра. Асино.
В детстве я, бывая у дяди, много времени проводил с двоюродным братом Володей Мизгиревым. Ходили купаться в Лагерный сад, смотрели футбол, сами мяч пинали, первый матч хоккейных команд мастеров я увидел здесь же. С тех пор спортивную прессу ежедневно читаю.
С дядей и в детстве и в молодости мы много разговаривали, с тех же юношеских лет я уже стремился быть похожим на него.
Даже собирался стать журналистом, правда, журналистом спортивным. Журналистом не стал, стал инженером-строителем. Профессия, вроде, одна из самых мирных, но и мне пришлось поучаствовать в войне, войне в Афганистане.
И вот теперь, уже на пенсии, пробую отдать дань уважения, уважения к невыдуманному герою. Мы о войне с ним никогда не говорили. Понятно почему – чем дальше от войны, тем больше фальши. А фальшь Иосиф Алексеевич на дух не переносил.

Мизгирев Иосиф Алексеевич и Сухачев Павел Петрович.
Поэтому в этом коротеньком рассказе о нём так много выдержек из документов:
«Политрук Мизгирев Иосиф Алексеевич участвовал в боях с немецкими захватчиками с VI — 1941 г. по X — 1941 г. в составе 400 артиллерийского полка, 18 гвардейской стрелковой дивизии. В боях за город Калинин 17-Х-41 г. был тяжело ранен осколком в левую руку с последующей её ампутацией по локоть. Вследствие чего получил инвалидность 3-й группы» (орфография из наградного листа).
Такие тогда были политруки, повторюсь, имели обыкновение жертвовать всем, включая жизнь. Ничего не требуя взамен. Хотя, он вполне мог с войны и не вернуться. Тот злополучный бой у города Каинина стал для него последним. К счастью, не фатальным. Мысль о самоубийстве (приказ Гитлера «об уничтожении красных комиссаров» был ему прекрасно известен) он отогнал. Кое-как зубами и правой рукой перевязал рану и пополз к своим….
Казалось бы, получил увечье, дальше — чего уж проще? Лечись, пей горькую, по обыкновению — качай права на тему: …Я кровь мешками проливал!
Но Иосиф Алексеевич права не качал, ему хотелось трудиться и трудиться хорошо.
Военный комиссар военного госпиталя № 408 полковой комиссар Степанов 8 мая 1942 года так его охарактеризовал:

«Тов. Мизгирев Иосиф Алексеевич рождения 1919 г. за время пребывания на излечении в 408 Военгоспитале с 22/ХI-41 г. по 8 мая 1942 г. показал себя как дисциплинированный, выдержанный товарищ. Активно участвовал в общественно – политической жизни. Работал агитатором в палатах среди больных. Участвовал в выпуске стенгазет.
Периодически проводил военные занятия с ран-больными.
Командованием госпиталя объявлены ему благодарности к 1 – му мая 1942 г. как лучшему агитатору; к 5 мая 1942 г. в день печати за активное участие в выпуске и оформлении стенгазет» (орфография из оригинала).
Томский военный госпиталь № 408, эвакуированный из Киева, размещался в здании средней школы № 43 в период 04.10.1941 по 01.03.1943.
В стенах госпиталя устроилась и личная жизнь дяди Иосифа, по излечении он связал свою судьбу с санитаркой Викторией Яковлевной. Три дочери и сын появились на свет.
Иосиф Алексеевич более тридцати лет проработал в редакции томской областной газеты «Красное знамя». Нередко его фамилия появлялась на месте подписи редактора; много лет он проработал в газете заместителем редактора. Он был из тех, кто имел обыкновение всем, включая жизнь, жертвовать во имя общества, ничего не требуя взамен.

Справка:
Мизгирев Иосиф Алексеевич (1919 год рождения) – участник войны, в газете «Красное знамя» с 1951 по1965 годы – заведующий отделом пропаганды, с 1965 по 1975 годы – заместитель главного редактора. Место службы в РККА с июня 1941 года – политрук 400 артиллерийского полка 18 гвардейской стрелковой дивизии Западного фронта.
Источники: ЦДНИ ТО – Ф. 607. – Оп. 27. – Д. 4.
ЭДБ «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Сошлюсь ещё на один документ — наградной лист от 27 декабря 1945 года, подписанный томским горвоенкомом гвардии майором Гребенем:

«Политрук Мизгирев Иосиф Алексеевич достоин представлению к Правительственной награде о р д е н у «Отечественная война второй степени» (орфография из оригинала).
Награда ясно не одна, есть и орден Красной звезды, есть и медали, но главное он был настоящим человеком. Везде и всегда стоял за справедливость.
Он не бросил на произвол судьбы младших сестёр. Отыскал и мою маму. А, ведь, не отыщи он маму, как знать, появился бы и я на свет.
Редакция газеты «Красное знамя» (Томск),

Слева направо: Ю. Щербинин, В.Марьин, А. Новоселов (редактор газеты), К. Багаева, Р. Романов и И. Мизгирев.
Несколькими строчками Виль Владимирович Липатов, в последнем своём, автобиографическом романе «Лев на лужайке» очень точно описал характер дяди, выведя его в образе Ивана Иосифовича Мазгарева:
«…Что касается меня, то, как выражаются, истинных друзей у меня было мало, а начистоту, у меня их не было, друзей-то! Их замещали приятели, сообщники, товарищи, временные попутчики – так я стремительно двигался вперед и вверх. Если спросите, кого бы я хотел иметь другом, отвечу: Ивана Иосифовича Мазгарева – заведующего отделом пропаганды газеты «Знамя»….
…Как это ни расходится с моим пониманием дружбы, но Иван Мазгарев мог быть моим другом, единственным и нужным другом до конца жизни. Он бы мне говорил правду – это и есть единственное достоинство дружбы. Уметь говорить правду друг другу, всегда говорить правду, правду, правду и ничего, кроме правды. Такого друга Никите Ваганову не хватало всегда…».
Мастерски оценил коллегу и филигранно сформулировал суть дружбы.
В редакции газеты «Красное знамя» (Томск).

Слева направо: Виль Владимирович Липатов, Борис Ростиславович Бережков, Иосиф Алексеевич Мизгирев.
Сейчас, часть архива дяди находится у меня — Владимир Иосифович Мизгирев, его сын отдал документы мне. В письмах Виль Владимирович делился радостными, тёплыми воспоминаниями о Томске, о редакционных буднях, живо интересовался коллегами. Излагал творческие планы. Передавал приветы. А так как он успел поработать и с моим отцом в асиновской газете «Причулымская правда», то просил дядю сообщить ему адрес отца.
Словом, слава его не испортила.
Иосиф Алексеевич не только всегда говорил правду, но всегда же и поступал по правде:
Томск, пересечение проспекта Ленина и улицы Гагарина. На перекрёстке буйствует, то ли опившийся, то ли обкурившийся бандюган. Кидается на людей с хоккейной клюшкой наперевес. Прохожие испуганы и растеряны, это добавляет хозяину жизни наглости, он продолжает свирепеть. Дядя Иосиф уже на пенсии, инвалид к тому же, но именно он остановил распоясавшегося хулигана. Ему достался удар клюшкой.
Стало одним шрамом на лице больше.
Но случись ситуация ещё сто раз, Иосиф Алексеевич сто раз поступил бы так же. Гвозди бы делать из этих людей!

Умер Иосиф Алексеевич от инфаркта 12 ноября 1988 года, не дожив три дня до своего шестьдесят девятого дня рождения…..

Сухачев Александр Павлович, город Рубцовск, Алтайский край.
