Опубликовано 24 сентября 2024
17:00

Фонд «Новые имена»: В поисках синергии

В рамках фестиваля «Денис Мацуев и друзья» в Томске прошли мастер-классы ведущих педагогов страны

Три дня в сентябре начало концертного сезона Томской филармонии совпадает с Фестивалем «Денис Мацуев и друзья». А это значит, что все три вечера томская публика будет наполнять Большой концертный зал в ожидании встречи с именитыми музыкантами и юными талантами, чей путь в музыке только начинается.

Однако фестивальная программа — только вершина айсберга, имя которому «Благотворительный фонд имени Иветты Вороновой «Новые имена», которым уже много лет руководит Денис Мацуев. Благотворительный фонд «Новые имена» традиционно проводит в Томске конкурсный отбор на соискание стипендии фонда «Новые имена» и участие в мастер-классах, которые проводятся ведущими преподавателями нашей страны.

В конкурсном отборе принимают участие учащиеся детских музыкальных, художественных школ, школ искусств, музыкальных и художественных колледжей в возрасте от 6 до 16 лет включительно.

С 17 сентября начались просмотры, прослушивания и отборочные туры, чтобы 23-го числа преподаватели московской консерватории встретились с теми, кто прошел отбор.

КОГДА РОЯЛЬ – И ОРКЕСТР, И СОЛИСТ

Органный зал Томской филармонии акустически и атмосферно сразу и навсегда определён организаторами для проведения мастер-класса по фортепиано. Доцент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Эльмар Вагифович Гасанов работает в проекте не первый год, и Томск для него уже встроен в привычный маршрут фестиваля «Новые имена».

Под сводами Органного зала, известного своей особенной акустикой, сложной для оркестрового звучания, но при этом благодатной для музыкантов-солистов, выступать юным конкурсантам — честь. Но заниматься в такой зале с именитым педагогом — большая ответственность и ещё большая удача. Любая шероховатость или ошибка звучат отчётливо и ясно, но и самое малое достижение получит высокую оценку наставника. «В процессе урока, в зависимости от исполнения, решаю, на что обратить внимание. Если говорить в общем, то обращаю внимание ребёнка и педагога на слабые стороны, на способы решения этих проблем, стараюсь донести своё видение на исполняемые произведения и, конечно, вдохновить на дальнейшую работу», — считает Эльмар Гасанов.

Андрей Копаница принимает участие в прослушиваниях уже четвертый раз. Обучаясь на отделении общей музыкальной подготовки Томского музыкального колледжа имени Э. Денисова, Андрей уверен, что мастер-класс дает возможность отстраниться и посмотреть на свою работу и достижения новым взглядом. Долго занимаясь с педагогом в общей рутине каждодневных занятий, можно упустить нюансы трактовки исполняемого произведения. «С Эльмаром Вагифовичем интересно искать интонации и настроение в музыкальной фразе», – считает Андрей Копаница.

 

«НАРИСУЙ МЕНЯ, ХУДОЖНИК, КИСТЬЮ НА ХОЛСТЕ»

В Томском губернаторской колледже культуры и искусств два дня проходил мастер-класс «Изобразительное искусство». Смелым запросом было бы желание участников отборочного тура обратиться к портрету. Но и погрузиться на целых два дня в поиски полутонов и акцентов натюрморта – скажем так, задача не из легких. А если вас за руку в постижении секретов цветотени, в поиске глубины пространства ведет мастер – такой опыт дорогого стоит. Томским школьникам в этом случае повезло необычайно. Мастер-класс давала Варвара Андреевна Лотова преподаватель Московского государственного академического художественного института им. Сурикова, член Московского Союза художников, член Российского Союза художников, член Союза театральных деятелей.

И пока в классе за мольбертами кипела работа, мы смогли побеседовать с Варварой Лотовой о задачах мастер-класса.

— «Новые имена» для Томска — это всегда была музыкальная история, но с определенного момента границы расширились, и юные художники получили возможность принять участие в творческих отборах. Что вы думаете по этому поводу?

Общее пространство живописи и музыки – это замечательно. Вообще это довольно традиционное сочетание художников с музыкантами. И в учебных заведениях это тоже традиционно – в школах искусств музыка с живописью замечательно сочетается. Поэтому, мне кажется, в этом подходе нет никакого диссонанса. «Новые имена» поддерживают и художников и музыкантов. Это совершенно классическая история, когда искусства, связанные с разными органами чувств, нацелены на взаимопроникновение и взаимодействие. И тогда возникает синергия. Всем на пользу идет – и общение художников с музыкантами, и общение музыкантов с художниками. Это очень обогащает.

— Как выглядят томские художники в этом проекте сегодня?

Наша работа отличается от работы с музыкантами. Два дня группа художников работает над одним и тем же заданием, достаточно длительным по времени. И если музыканты играют номера, а участники проекта сменяют друг друга, то в нашем случае ограничение по времени не даст написать работу и показать себя в полном объеме. Поэтому у музыкантов получаются более коллективные вещи, а у нас все рисуют параллельно, но каждый по-своему. Конечно, есть интересные ребята. Так всегда бывает у кого-то одни плюсы, у кого-то другие. Это как раз нормально.

— Несколько лет наблюдая за фондом «Новые имена», хочется отметить тот уровень взаимопонимания, который практически сразу возникает между детьми и педагогами. Какие они, нынешные конкурсанты?

Скованы или зажаты дети? Я не заметила. Наоборот, когда приезжаешь в регионы, видишь, как заинтересованы ребята. В Москве эта история менее резкая, больше возможностей для реализации замыслов. И часто случается, что инициативы нет у ребят. А тут большое желание узнать что-то новое, погрузиться в процесс. Поэтому всегда возникает хороший контакт. Они задают много вопросов, внимательны в работе. Накануне была работа с эскизами, а второй день подразумевает поступательное движение до какого-то более качественного уровня. Идут с разной скоростью, поэтому кто-то продвинулся, кто-то еще находится в пути.

И поскольку это сложная профессия, все дети должны иметь определенный бекграунд, с нуля на таких мастер-классах делать нечего. Эта профессия требует большой самодисциплины, поскольку если сам себя не заставишь, вперед не продвинешься. Ты должен сам за себя отвечать. В этом возрасте все стараются. Задачи меняются в зависимости от уровня сложности. Но не пройдя один этап, нельзя приступить к другому.

В Гала-концерте работы художников будут представлены на выставке, и имена победителей обязательно прозвучат.

ФЛЕЙТА ОТКРЫВАЕТ МИРЫ…

Камерный зал Томской филармонии на два дня стал домом и репетиционным классом для флейтистов. Наблюдая за работой с юными музыкантами Антона Марковича Сильверстова, доцента Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и солиста Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского под управлением В. Федосеева, невольно ловишь себя на мысли, что такой урок не был бы лишним и для немузыкантов, и совсем взрослых и состоявшихся людей. Практика, насыщенная информацией, советами, мгновенной работой над ошибками, увлекла не только участников мастер-класса, но и педагогов, и журналистов. От тубы к флейте и обратно, оказывается, можно прогуляться с пользой. А исподволь, совсем незаметно конкурсанты получают еще и урок хороших манер и уважения к коллегам, понимание чувства локтя и ценности работы в ансамбле.

— Как вы оцениваете томичей, принявших участие в мастер-классе?

Ребята все стараются, все молодцы. Прослушан второй отборочный тур. И что приятно, в среднем, неплохой уровень у конкурсантов – хороший, крепкий. И конечно, есть потенциально перспективные ребята. Они есть везде – у нас огромная страна, богатая на талантливых ребят. И им, безусловно, нужна поддержка.

— Фонд занимается поиском и поддержкой юных талантов. Какие перспективы перед молодыми музыкантами он открывает?

Во-первых, самое главное – это возможность получить знания и мастер-классы, уроки у самых известных преподавателей в России. Это мастер-классы в Суздале, в Летней творческой школе. Второе – это, безусловно, концертная практика. Потому что фонд «Новые имена» своих стипендиатов максимально задействует в концертах и в Москве, и по всей России.

— Как долго сопровождает фонд своих стипендиатов?

Если говорить обобщая, то стипендиаты – это на всю жизнь. Это достижение, достойное уважения. Если говорить буквально, то фонд может сопровождать своих стипендиатов до 17 лет, до совершеннолетия. Если есть перспективы у ребят, фонд старается поддерживать их. Но это же более важно все-таки для детей. Однако некоторые дети в Фонде играют так, что профессионалам можно поучиться.

— Если говорить о мастер-классе, что вы стараетесь дать ребенку за 45 минут общения?

Я стараюсь услышать технические недочеты и обратить на них внимание. Я не могу научить за 45 минут. Моя задача – мотивировать, показать, что он может это сделать. Чтобы он зажегся, вдохновился и продолжил заниматься.

***

Имена стипендиатов 2024 года благотворительного фонда «Новые имена» будут названы на Гала-концерте, который состоится 24 сентября в 14:00 в Органном зале Томской филармонии.

Вход на мероприятие свободный!

Тамара ЯНОВСКАЯ