23 и 24 сентября педагоги московских вузов проведут в Томской филармонии мастер-классы по специальностям «Флейта», «Фортепиано» и «Изобразительное искусство». Это – образовательная программа Благотворительного фонда «Новые имена», которая является частью фестиваля «Денис Мацуев и друзья». Кто-то из талантливых ребят Томской области обязательно получит путевку в летнюю творческую школу в Суздале.
Что такое Летняя школа, в двух словах обозначили стипендиаты «Новых имен» 2023 года, которые посетили Международную летнюю творческую школу в Суздале.
Алина Афанасьева (фортепиано, ДШИ № 3 г. Томска): Это огромный опыт, море музыки и много знакомств.
Арина Банникова (домра, Подгорнская ДШИ): Это другой мир и новая ступень мастерства.
Олеся Самборская (художник, ДХШ № 1 Томска): Это новые эмоции и впечатления. Это волшебное место.
Полина Арестова (художник, Парабельская ДШИ): Это окно в мир искусства.
Елена Христева (педагог ДХШ № 1 Томска): Это много молодых дарований в одном пространстве и в одно время.
Елена Бухтоярова (педагог Подгорнской ДШИ): Это лучшее место для талантливых детей. Я другого такого не знаю.
Тысячелетний Суздаль в 32-й раз принял под свою сень 225 талантливых музыкантов и художников из России, Абхазии, Армении, Республики Беларусь, Узбекистана и Сербии – стипендиатов Благотворительного фонда «Новые имена» им. И.Н. Вороновой. Во вторую смену (с 8 по 20 июля) в Международной летней творческой школе «Новых имен», которая ежегодно проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Министерства культуры РФ, отдохнули и четыре школьницы из Томской области. Прошлой осенью они стали стипендиатами Фонда «Новые имена» и получили из рук Дениса Мацуева сертификаты и путевки в летнюю творческую школу.
Чему научились на мастер-классах? Изменили ли их две недели творческого интенсива? Чем запомнится лето в Суздале? Эти и другие вопросы мы задали домристке Арине Банниковой (Подгорнская ДШИ), пианистке Алине Афанасьевой (ДШИ № 3 г. Томска), художницам Полине Арестовой (Парабельская ДШИ), Олесе Самборской (ДХШ № 1 Томска) и ее педагогу Елене Христевой, которая также посетила мастер-классы в Суздале.
Попробуем взглянуть на место, о котором народный артист России Денис Мацуев говорит, как о трамплине в будущее, глазами томских «новых имен».
Отдых или учеба?
– Я даже не знаю, отдых ли? Такой вопрос задала себе в конце смены. Мы занимались каждый день, кроме воскресенья, по три-четыре часа длился пленэр. Без перерыва «на чай». В конце мастер-класса болело всё: спина, шея, ноги, руки, – говорит Полина Арестова. – Поначалу было очень трудно. Тем более у меня был большой перерыв в рисовании. Пока готовилась к экзаменам в школе (ОГЭ), я не брала в руки краски. К тому же, занятия в летней школе шли совсем не так, как в художке. Когда привыкла, стало интереснее. Много полезного узнала.
– Мы приехали, и уже на следующий день у меня был урок с Михаилом Анатольевичем Горобцовым, профессором Российской академии музыки им. Гнесиных. Занятия длились по сорок минут. Потом педагог давал задания на дом. Для их подготовки давалось два дня. Все пять мастер-классов я посетила. Они шли через день, – рассказывает Арина Банникова. – Мы приехали в Суздаль работать, а не отдыхать. В шесть утра просыпаешься – и идешь по всем занятиям, по всем репетициям, концертам. Сам занимаешься не только в номере, но и на улице. В любой точке туристического комплекса. Садишься, занимаешься с домрой – и играешь, играешь, и тебе никто слова не скажет, дескать, мешаешь отдыхать.
– Ариша из тех детей, которых не надо заставлять играть, – говорит ее педагог Елена Николаевна Бухтоярова, вместе со своей ученицей она побывала в летней творческой школе. – Арина не только на занятия по домре ходила, но и к симфонистам, и к духовикам. Все, какие были в Суздале мастер-классы, она посетила. И в оркестре народных инструментов, которым руководил Иосиф Пуриц, поиграла. О педагогическом даре Иосифа Иосифовича Арина была наслышана (и от меня, и от Алексея Канашина, который в прошлом году ездил в Суздаль и занимался с этим педагогом из Гнесинки). Поэтому Арина и тянулась к Пурицу. Ей очень хотелось поиграть в оркестре. Ведь в Подгорном нет своего оркестра, только ансамбли. И он ее взял. Она пришла с репетиции и с гордостью сообщила: «Иосиф Иосифович сказал, что «первую партию мы отдадим Арине Банниковой». С не меньшим желанием она бежала на репетиции ансамбля, который они создали с Алиной Афанасьевой.
– Суздаль – скорее школа, чем отдых, – считает Алина Афанасьева. – Каждый день приходилось трудиться, чтобы совершенствовать пианистическую технику, что-то узнать и показать, что ты усвоил новое. Надо было много впитывать. Занятия по специальности шли через день. В первой половине дня – с педагогом, во второй половине – самостоятельные занятия. Александр Сергеевич Струков, профессор Московской консерватории, который занимался со мной, привык иметь дело со студентами. Его требования – значительно строже и сложнее, чем в музыкальной школе. Зато он много нового мне дал. Новое всегда полезно. Все занятия, даже когда очень уставала – все равно нравились. Ведь я приехала в Суздаль заниматься – и занималась.
– Мы выходили на пленэр в 9.00 утра, а вставали со своих стульчиков – в 13.00. И все четыре часа работали. Никто не отвлекался. Стояла такая тишина! Все ловили каждое слово мастера! – вспоминает Олеся Самборская. – Потому что Наталья Владимировна Беседнова – больше, чем педагог. Она – академик. Хотя поначалу мы вели себя настороженно, приглядывались. Первое занятие было очень сложным. Потому что ее методика сильно отличается от принятой в художественных школах. Но когда пообщались с педагогом, увидели ее трудоспособность и результат – поверили и в нее, и в себя.
– Каждый урок был построен так: мы приходили и садились на «точку», и Наталья Владимировна писала работу сама, а не давала ценные указания, наблюдая со стороны за учениками, – дополняет Елена Сергеевна Христева. – Поэтому можно было посмотреть, как надо писать. Иногда художники пишут и не говорят, а Наталья Владимировна все этапы, всё, что она делала, проговаривала методично: какой замес краски взять, как наносить краску – втирать в бумагу или заливать, сколько должно быть воды, почему такой свет, почему выбор такого цвета, как писать деревья, как по планам раскладывать композицию, какой тон лучше выбрать. Каждое свое действие сопровождала комментарием: «Я перехожу к дереву…», «Обратите внимание – какая бумага у меня…». Я наблюдала за ней, за процессом и удивлялась. Когда мы выводим детей на пленэр, то выполняем одну работу за два дня (два занятия). Здесь же одно занятие – работа. Мы утром ловили состояние, потом вечером, были даже поздние (вечерние) пленэры.
Наталья Владимировна Беседнова заслуживает отдельного разговора. И дело не только в том, что она – член-корреспондент РАХ, доцент кафедры рисунка, живописи, композиции и изящных искусств Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Она – Мастер! Каждое ее занятие отличалось. Каждое было со своей темой. И каждое было настолько волшебно, что мы просто молча слушали.
Чем удивил и чем запомнился Суздаль?
– Дорога туда была сложная, долгая. Никогда раньше не была в Суздале, – признается Арина Банникова. – Город поразил своей красотой, историей и уютом. Город старинный, а население – всего пять тысяч человек. Мы гуляли по вечерам. Была экскурсия в Спасо-Ефимиев монастырь, там очень красиво. Туристический комплекс, где проходит летняя школа, расположен в живописном месте. Он – огромный. Что порадовало: нет никаких насекомых. Повезло нам и с погодой. Правда, жара стояла +30.
– В Суздале как в другое измерение попадаешь, – говорит Елена Бухтоярова. – Кажется, что там время замирает. Или по-другому течет. Я второй раз там побывала. В прошлом году ездили вместе с Алексеем Канашиным. Там все по-прежнему: по-домашнему. Прекрасный ресторан с очень вкусной, качественной едой, удобные таунхаусы. Педагоги и весь обслуживающий персонал туристического центра детей называют только по именам. В летней школе созданы комфортные условия для занятий творчеством. И для отдыха. Ты забываешь думать о хозяйственных и бытовых вопросах. Там все сделано для того, чтобы ты погрузился в творческую атмосферу. Либо ходишь на мастер-классы, уроки, на концерты других, либо готовишься к своим.
– За эти две недели познакомилась со многими ребятами из разных городов. У меня появилось много друзей, – делится своими впечатлениями Алина Афанасьева. – Это так классно: приезжаешь и встречаешь людей, с которыми легко общаться на темы, которые тебе самой интересны! Я оказалась в родной среде. Надеюсь, будем дружить на расстоянии, будем переписываться. А с Ариной мы сошлись, создали ансамбль, раньше в Томске встречались только на конкурсах. Все, что мне говорил педагог, что от меня требовал – мне было понятно. При том, что это был новый для меня материл. И тем лучше! Ведь за новым и ехала туда, а не закрепить то, что уже проработала. Очень рада была, что мой первый педагог, Татьяна Николаевна Кузнецова, была рядом все две недели. Это был дополнительный бонус.
– Суздаль был наполнен историей, красотой и хорошей погодой, – подтверждает Олеся Самборская. – Тихий городок, очень уютный, его хочется рисовать, запечатлеть в своих работах. Можно выбирать любую точку для пленэра и рисовать в своем темпе – ни мошки, ни комаров. Можно церкви писать – там много церквей, есть дома деревянные. Природа очень красивая. Она другая, не такая, как у нас: все такое зеленое, яркое. Поля красивые. Цветы. Реки. Мне очень понравилась писать реку Каменку. Мы вставали рано. Сначала шли в бассейн. Потом на завтрак. После мастер-классов можно было волейболом или настольным теннисом заниматься. По вечерам ходили на концерты. Впервые слушала живую музыку. Ее очень красиво исполняли участники летней школы. Были и такие, которые с нами рисовали, а потом занимались музыкой.
– Суздаль – особое место для каждого русского, – вторит своей ученице Елена Сергеевна. – Было ощущение, что ты попал в древнюю Русь, в ту самую Россию, о которой много читал, слышал, о которой поется в песнях и говорится в сказаниях. И от этого история страны стала понятнее и ближе. Покорили русские пейзажи. А когда видишь на колокольне часы с кириллицей или шатровые церкви, то проникаешься атмосферой, это настолько удивительно! А вокруг тихо, приятно. Хочется остаться там – в этой атмосфере. Какое счастье, что мы прикоснулись к такой красоте, чистоте, первозданности! Безмерно рада, что мы попали в Суздаль. Рада, что в Томске обратили внимание на художников.
Мы открыли для себя и музыку. Ведь концерты шли через день. Ходили на них, слушали молодых исполнителей и восхищались. Наших томских девочек видели на сцене. Хлопали им. Были под впечатлением. Олеся и Полина поняли, что музыка есть не только в телефоне, что живая музыка отличается от записи. Очень сильное впечатление оставила оперная певица Яна Иванилова. А у Яны остался Олесин рисунок, который певице очень понравился, и Олеся подарила его ей на добрую память.
– Запомнился концерт «Россия глазами «новых имен» – это когда музыканты и художники вместе на сцене творили. Писать под музыку – одно наслаждение, – признается Полина Арестова. – Не думала, что классическая музыка может быть такой красивой. Мне раньше казалось, что она скучная. А она так на душу ложится! Я заканчивала писать пленэрную работу из монастыря. Историческая архитектура – всегда сложная тема. Немного ошибешься в построении – и все пропало. Суздаль архитектурный – очень красив, это другая Россия.
В конце концерта мы должны были показать свои работы всем зрителям. Поэтому мы выходили на авансцену. И еще каждый рассказал о своем городе. Мы с Олесей – о Томске. Олеся показала рисунок с томским видом, она его из дома привезла.
Что изменилось в вашей жизни после летней школы?
– Летняя школа – это огромный опыт в работе с незнакомым педагогом, – отмечает Алина Афанасьева, – тем более, с профессором консерватории. На уроках я показывала Александру Сергеевичу два новых произведения, которые сейчас разучиваю, а он объяснил, как лучше работать над ними, его советы, уверена, пригодятся мне.
Кстати, впервые в истории летней школы были проведены занятия в ансамблях. А это огромный опыт: за короткое время мы научились сыгрываться, самостоятельно организовывали занятия. В ансамбле мы сами себе репетиции назначали. Хотя наш с Ариной ансамбль (фортепиано и домра) не прошел отбор на финальный концерт, но каждая из нас сыграла на концертах своего отделения.
На концерте фортепианного отделения я играла Фантазию фа диез минор Мендельсона, первую часть. Это произведение уже играное, с ним я приехала в Суздаль. Но после занятий с Александром Сергеевичем, оно зазвучало у меня по-другому. Его же исполняла и на финальном концерте. Кроме того, за две недели выучила еще два этюда Черни.
После этой поездки что-то изменилось внутри. Наверное, повзрослела. Пришло понимание себя, своих возможностей.
– В Суздале я вспоминала, как нас после отборочного тура в Томске вызвали на сцену, и Денис Мацуев стал вручать сертификаты стипендиатов, а я даже не поняла, что это окончательное решение. Стою на сцене с Мацуевым, и не понимаю, за что меня награждают, – искренне признается Арина Банникова. – Я не рассчитывала ни на стипендию, ни на путевку в Суздаль. Но очень рада, что оказалась здесь. Нет, мы не ждали Мацуева в Суздале, он был в первую смену: приезжал на фестиваль «Альма матер». Конечно, было бы здорово попасть в первую смену, но во второй спокойнее работалось, больше времени для занятий. Со мной был мой педагог, Елена Николаевна Бухтоярова. И большое спасибо ей, что она со мной поехала, поддерживала меня все эти две недели, оберегала, помогала, защищала.
Поездка многое изменила во мне. Появилось ощущение прорыва, окрыленности, новой силы. Потому что там другой уровень. В Подгорном не на кого равняться. Там же один лучше другого – из Москвы, Казани, Крыма, из-за границы…
Мы близко сошлись с Алиной Афанасьевой. В ансамбле играли Фугу Альфреда Шнитке из «Старинной сюиты». Да, не прошли в финал, но мы очень старались. А времени на репетиции было мало. Мы даже какие-то мероприятия и экскурсии пропускали, чтобы выкроить время для совместных репетиций.
Я вернулась домой и начала заниматься с новыми силами. Кажется, что их стало больше. И то, что у всех каникулы – это никак не влияет на мои занятия. В Суздале увидела другую жизнь, себя в этой жизни. Огромные горизонты открылись. Твердо решила: буду продолжать заниматься музыкой.
– Арина и без этой поездки пошла бы по музыке дальше, но летняя школа в Суздале открыла перед ней новые горизонты, новые возможности, – уверена Елена Николаевна Бухтоярова. – Она увидела, как другие дети играют, как работают домристы профессионалы. Летняя школа – как раз для таких, как Ариша. Она взяла от поездки максимум. Для ее творческого роста и будущей профессии Суздаль дал многое. И туда она попала заслуженно. Думаю, Арина будет и в дальнейшем участвовать в конкурсах, в том числе и в мастер-классах «Новых имен».
– А я хочу поступать на архитектурный факультет, – делится своей мечтой Полина Арестова. – Буду стараться. Сейчас, после смены в Суздале, стала рисовать не только по заданию, а просто, для себя. И еще лучше, чем раньше. В этом плане, поездка очень полезная.
Из необычного: ощущение, когда твои работы не просто хвалят, а покупают. У меня, правда, всего две работы купили. Несколько пейзажей отобрал Благотворительный фонд. Остальные домой привезла, чтобы показать своему педагогу.
– В конце смены была организована выставка работ, которые мы сделали за две недели в Суздале. И хоть она была недолгой, но в памяти оставила след, – рассказывают Олеся и Елена Сергеевна.
– Для Олеси неожиданным оказалось внимание публики, – открывает маленький секрет своей ученицы Елена Христева. – Одно дело – признание в узком кругу родных и знакомых, одноклассников. А тут совершенно посторонние люди признают твое мастерство, соглашаются с твоей манерой, стилем. Гостиничный комплекс – громадный, а когда случилась выставка, то стали приходить за Олесиными работами отовсюду. В очередь становились! Кто-то себя узнавал на работах, кто-то знакомых и хотели приобрести эти акварели.
– Для меня был важен и ценен опыт работы не со своим преподавателем, – уточняет Олеся. – И то, что работа была интенсивная. Все очень быстро происходило. Ты стараешься успевать за преподавателем – и сам развиваешь свою скорость в рисовании. Техника тоже улучшается. Стала более увереннее рисовать. Сразу садишься и делаешь, что и другие делают, но по-своему, не оглядываясь на других.
После поездки почувствовала в себе прилив творческой энергии, желание работать еще больше. Осознала: чем больше занимаешься – тем больше прогресса в деле.
Гала-концерт стипендиатов благотворительного фонда «Новые имена-2024» имени Иветты Вороновой (президент – Денис Мацуев), где будут вручены стипендии и путевки в Суздаль, состоится 25 сентября в 14:00 в Органном зале Томской филармонии. Вход на концерт, традиционно, свободный.
Беседовала Татьяна ВЕСНИНА
Фото предоставили участники летней творческой школы в Суздале