Опубликовано 5 сентября 2024
10:18

Теперь и Арутюнов: новый персонаж «команды Ольги Кобяковой» ?

Управление Следственного комитета РФ по Томской области в августе 2024 года возбудило уголовное дело в отношении неназванных сотрудников клиники Сибирского государственного медицинского университета (СибГМУ). Речь идет о «классике жанра» — части 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере). По версии следствия, работники медучреждения незаконно получили более 29 миллионов рублей средств ОМС, отправляя подложные счета на оказание медпомощи.

Конкретных фигурантов дела журналистам не называли. Но, судя по всему, предполагаемое преступление касается другого дела – сомнительного оказания онкологической медпомощи, которое расследуют прямо сейчас. Напомним, что одна из подозреваемых там – дочь депутата госдумы Татьяны Соломатиной Екатерину Фельзингер. Причина предположения – почти совпадающие суммы предполагаемого ущерба. К тому же и там и там речь идет о приписках ОМС. А топ-менеджер просоломатинской клиники «Сантэ» Софья Мазеина была некогда «правой рукой» экс-ректора СибГМУ Ольги Кобяковой. Напомним, именно при участии этих двух дам в государственном медуниверситете было организовано онкологическое отделение на 50 коек, где проходят лечение 1,5 тысячи пациентов в год.

Кроме того, в июле 2024 года прокуратура Томской области утвердила обвинение по статье о мошенничестве в отношении коммерческого директора этой клиники, действия которого якобы позволили медорганизации присвоить 7 млн рублей из средств ОМС за не оказанную онкопациентам помощь. Этот эпизод выведен в отдельное дело, поскольку подследственный во всем сознался. В итоге материалы его дела уже отправлены в суд, а показания, судя по всему и стали основой для уже нового уголовного дела…

Посадки только начались?

В августе же в СМИ просочилась информация о доначислении фирмам некоего Вячеслава Арутюнова нескольких десятков миллионов рублей налогов. Он выпускник СибГМУ, человек близко знакомый с Ольгой Кобяковой и, судя по всему, только поэтому был основным поставщиком медоборудования в хирургический корпус томского онкодиспасера. Речь о миллиардах рублей, сомнительно освоенных на поставках медоборудования томскими фирмами на данном объекте. Часть из них прошла через фирмы Вячеслава Арутюнова. Оно и понятно: в его партнерах оказались родственники довольно влиятельных лиц (смотри таблицу ниже). Но вот вопрос – куда все это время смотрел и смотрит заместитель руководителя УФНС по Томской области Николай Приколота, которому, по нашим сведениям, еще год назад было поручено насчитать ущерб бюджету фирмами господина Арутюнова в несколько десятков миллионов рублей? Запрос об этом мы уже направили в налоговую СФО. Теперь обо всем по порядку.

Новый картель?

Условно «спрут» Арутюнова можно было бы назвать «картель «Медэлектроника». То есть по имени самой главной компании, от которой созависимы не менее 20 фирм. Все они активно участвовали в госзакупках медоборудования, так что обороты идут на сотни миллионов рублей.

Теперь по персоналиям. Сам лично господин Арутюнов помимо новосибирской «Медэлектроники» выступал соучредителем или руководителем в таких известных в «узких кругах» организациях, как ООО «Открытая лаборатория», ООО «Лабтех», ООО «Химмедсервис», ООО «ЛСД», ООО «Термикс»…

Его «боевая подруга» Анна Углицкая выступает учредителем в фирмах ООО «Ультрасаунд», ООО «Медград», ООО «Техмедторг», ООО «КЦ» в сфере госзакупок», ООО «МИАЦ». Алексей Ягодин выступает совладельцем юрлица ООО «Медрентсервис». Глеб Аксиненко, в свою очередь, числится и числился раньше руководителем и учредителем во множестве компаний – томская ООО «Медэлектроника», ООО «Техномед», ООО «Медлабпроект», ООО «Термикс», ООО «Открытая лаборатория», ООО «ЛСД», ООО «РДЦ», ООО «Аксикон», новосибирская ООО «Медэлектроника». Юлия Нестеренко в свою очередь выступает соучредителем в компаниях ООО «Медстарт» и ООО «Медэлектронсервис».

Другие действующие лица здесь – «некие» Глеб Аксиненко, Сергей Кокарев, Игорь Линок, Александр Кравченко, Анна Нестеренко, Павел Пономарев, Валентина Бурова, Юрий Кононенко, Татьяна Лягошина и т.д. Все они имеют тесные родственные или «приятельские» взаимосвязи с суммарным годовым оборотом под миллиард рублей.

В частности, хотелось бы упомянуть две компании ООО «Медэлектроника», одна из которых зарегистрирована в Томской области и записана на Глеба Аксиненко, а другая – в Новосибирской области и записана на Вячеслав Арутюнова, хотя они оба раньше был соучредителями в обеих фирмах. Суммарная выручка компаний за 2023 год – более 400 млн рублей. Каждая из этих юрлиц выступала поставщиком в сотнях государственных контрактах на более чем 600 млн рублей. Заказчики – госучреждения здравоохранения в Томской и Новосибирской областях.

Сюда же входят фирмы ООО «Медэлектронсервис», ООО «Аксикон», ООО «Медстарт», ООО «Ультрасаунд», ООО «Медград», ООО «Техмедторг», ООО «Техномед», ООО «Лабтех», ООО «Химмедсервис», ООО «Консультационный Центр» в сфере госзакупок», ООО «Медицинский Информационно-Аналитический Центр» (МИАЦ), ООО «Открытая лаборатория», ООО «ЛСД», ООО «РДЦ», ООО «СЛТ ТРЕЙД», ООО «Медрентсервис», АО «Линк», ООО «Термикс», ООО «МИАЦ».

Сфера деятельности у компаний, которые по факту входят в единый «холдинг», четко поделена. Каждая из контор занимается как бы своим видом бизнеса, – диагностическими услугами, лабораторными исследованиями, торговлей фармацевтической продукций, поставками или ремонтом оборудования. Но всю эту невинную «схему» рушит коварный «Контрл-фокус», который четко показывает «трафик» постоянных перечислений денег друг дружке…

Сколько веревочке виться?

По нашей информации, «картелем», уже давно заинтересовались сотрудники налоговой федеральной службы. Произошло это в качестве «побочки» прокурорского расследования Демешина, который в свое время пытался понять – кого именно надо «благодарить» за срыв ввода в эксплуатацию хирургического корпуса. Налоговики провели проверку дробления бизнеса и доначисляли фирмам Арутюнова налогов на миллионы рублей. Однако дальше дело не пошло. Почему? Ответ на этот вопрос прямо сейчас ищут «оперативники» из столицы и не только.

Обворованные на миллиарды

 

Впрочем, господин Арутюнов и компания далеко не первые, кого могут заподозрить в создании картели. При этом годами они тоже никак не наказываются, что влечет за собой фактическое обворовывание томичей, как пользователей медуслугами. Ну и, конечно же, казны. Например речь идет о поставках медоборудования в скандальном деле об организации картеля 2019 года, когда шесть компаний заподозрили в сговоре на 1,3 млрд рублей при поставках медицинских материалов во многие медучреждения региона. Несмотря на то, что шуму поначалу было много, уголовное дело как-то тихо «рассосалось» в следственные органах. Или все-таки нет?

Не удивительно, что перестали стесняться и многие другие присоски-паразиты к томскому здравоохранению. В итоге в регионе уже много лет действует сразу несколько группировок занимающихся организацией картельных сговоров, на закупках медтехники, на организации питания и даже на обстирывании больниц. На фоне откровенного завышения цен на неконкурентных государственных закупках (выдаваемых за конкурентные), бездействия со стороны томского правосудия, это стало настолько привычным, что уже никого не удивляет.

В результате компании, принадлежащие узкому кругу лиц, получают огромные доходы на ниве медицины. Для сокрытия своего реального бизнеса члены такой группировки искусственно дробят своей бизнес на множество формально вроде не связанных юридических лиц, но управляются они из единого центра, зачастую даже бухгалтерия там одна на всех. Такой подход позволяет переходить на упрощенную систему налогообложения, не платить НДС, налоги на прибыль, экономить на выплатах, как субъекту малого и среднего предпринимательства, экономить на фондах заработной платы, уменьшать себестоимость продукции, гоняя денежные средства по фиктивным договорам между компаниями.

Сверхдоходы, полученные в результате незаконной «экономии» на налогах и через завышение цен на медицинскую продукцию, выплачиваются как дивиденды владельцам фирм или посредством начисления огромных зарплат себе любимому или родственникам, на которых также регистрируют множество юрлиц. Разумеется, часть полученной сверхприбыли выводится за рубеж, возможно, под видом оплаты фиктивных контрактов на закупку медоборудования, которое даже и не ввозилось в Россию из-за якобы санкционных запретов. На самом же деле никто и не собирался ничего ввозить. Оплатили и «дело сделано»…

Виктор МАЛЫШЕНКО