или О чем не рассказали Марии Воронцовой
на питерском форуме
На только что завершившемся Петербургском международном экономическом форуме впервые выступили сразу две дочери Владимира Путина — Мария Воронцова и Катерина Тихонова. Обе говорили о новом тренде страны на международной арене – научно-технологическом прорыве, причем по всем направлениям.
А Томск «смолчал»…
В частности, Мария Воронцова (член президиума Российской ассоциации по науке) выступила на панели «Биоэкономика: инновации и биопроизводство». Она говорила про важность исследования и развития биотехнологий в медицине России. Это та самая область исследований, которая затрагивает жизнь каждого из нас, точнее ее биологическую сущность… Удивительно, но в составе томской делегации, работающей на форуме, не было ни одного ученого именно из этого или смежного направления, хотя выступление Марии Владимировны было широко проанонсировано, как и тема ее доклада… А ведь в этом смысле Томску есть чем внести свой интеллектуальный вклад в биотехнологический «прорыв»!
Впереди планеты всей
Например, в ноябре 2021 г. на сайте рейтингового агентства Bookauthority появилась информация о лучших книгах по иммунологии и аллергологии «в мире за все времена». Среди 100 авторов с абсолютным преобладанием западных и одного японского там оказался томский профессор иммунологии Владимир Климов с учебником “From Basic to Clinical Immunology”, изданном швейцарским издательством “Springer” в марте 2019 г. По количеству прочтений этот учебник лидирует и поныне, и это несмотря на весьма и весьма динамически меняющийся мировой рейтинг… Мы решили обсудить итоги только что завершившегося форума с заведующим кафедрой иммунологии и аллергологии СибГМУ Владимиром Васильевичем Климовым самостоятельно и опубликовать это интервью в том числе на федеральных площадках. Так сказать, дополнить общероссийскую тему томской повесткой.
— Владимир Васильевич, принимая во внимание выступление Марии Воронцовой, объясните нам, пожалуйста, максимально простыми словами, что значит биоинновации?
— Прорывов в биологической сфере, которые могут быть полезными для продолжительности жизни и здоровья человека, может быть множество. Через иммуногенетику — это часть и генетики и иммунологии, описывающая совокупность генов, в которых записана информация о синтезе всех белков, входящих в состав иммунной системы, могут открыться новые подходы к управлению иммунной системой. Пандемия ковида показала, что иммунная система не всегда справляется, а иногда приносит вред. Есть даже такое выражение – «маленький грязный секрет иммунной системы». Ещё один классический пример: как нейтрализовать наследственный дефект генов апоптоза — механизма, уничтожающего зарождающиеся раковые клетки? А также как запустить абсолютно успешный генетический механизм самоочищения от них. Наконец, фундаментальная проблема, почему при раке происходит «предательство» иммунной системы? Раньше считали, что чем старше человек, тем больше он накопил мутаций — повреждённых генов (и соответственно неправильных белков, которые синтезируются по их информации). Это как Windows: чем больше времени она на компьютере, тем больше ошибок в ней накопилось.
Однако сейчас исследования ученых начинают принимать во внимание и эпигенетические нарушения, которые могут присутствовать уже с момента зачатия человека. Эпигенетика – это как прочитать ген, правильно или неправильно. Соответственно их можно «поправить» максимально рано, ведь все окружающие нас «вредности», включая экологические, действительно плохо воздействуют на эпигенетическое прочтение генома. К тому же всё больше открывается вирусов, обладающих раковым действием. Яркий пример — вирус папилломы человека и рак шейки матки… Рак, как и старение, огромные неисчерпаемые темы.
– То есть именно Россия подошла ближе всего к возможности излечения от «зачатого» самой природой рака еще в младенчестве или даже утробе?
– Мой московский дядя учёный-биолог, один из изобретателей популярных глазных капель на основе таурина, говорил мне, когда я был подростком: если бы кто-нибудь смог обобщить то, что известно о раке, наверняка уже можно было бы раскрыть его тайны. Но тогда не было компьютеров. А что мешает сейчас? Оказалось, что всё намного сложнее, чем представлялось 55 лет назад. Но всё-таки в этом явно есть здравый момент — умение обобщать, систематизировать, вычленять главное. К сожалению, далеко не все исследователи на это способны. Западные учёные обычно очень узкие-преузкие специалисты, которые не видят общей картины. Как считал известный путешественник-учёный Тур Хейердал, мы, русские, способны соединить «несоединяемое», увидеть картину в целом, так сказать, в перекрестке сразу нескольких научных направлений и изысканий, причем и не только медицинских.
«То, как Вы проанализировали 950 литературных источников в своей второй книге о толерантности, — написал мне недавно один из зарубежных редакторов, — позволяет обратиться к Вам с просьбой написать для нашего журнала большой обзор по иммунологии старения». Постепенно мой портфель заказов на обзоры увеличился и по другим темам: «Онкоиммунология», «Настоящие и будущие тренды в биотехнологии» и др.
– Если говорить об иммунологии как науке, то за какими технологиями в ней вы видите «прорывное» будущее, причем именно российское?
– В прошлом иммунофармакологическая школа была самой передовой в мире. Но в 90-е годы нам сказали, что этого не нужно (а сами, по сути, устраняли конкурентов). В мировой иммунологии на постоянной основе происходят прорывы, влияющие на другие дисциплины. Как пример можно назвать омикс-революцию в иммунодиагностике и революцию биолоджиков в терапии болезней. Иммунология наука настолько увлекательная, что заставляет отдавать ей всю свою жизнь без остатка. Взамен она делает человека-исследователя очень счастливым, даже несмотря на возникающие проблемы. Сейчас мы работаем уже на уровне мировой иммунологии, но с помощью нескольких передовых научных групп, включая группу Воронцовой, я верю, что будут серьёзные результаты.
– Ваш учебник по иммунологии, по данным историко-библиографического исследований сразу в нескольких зарубежных библиотеках, признан самым успешным по иммунологии и единственным из России, вышедшим на международный уровень за последние 150 лет. Несмотря на это в родном СибГМУ не так давно вам предложили, по сути, уволиться. Причем об этом в соцсетях сообщили студенты, которые обсуждают там почти каждую вашу лекцию. Как вы думаете, почему так происходит?
– Давайте так – без комментариев. Предложение было несколько иного рода, хотя по сути – именно такое, но пока я не принял никакого решения. Что касается учебника-бестселлера, который, на мой взгляд, снова заставил мир говорить о России и в частности Томске на международной арене, то его успех объясняется просто. Как оценил его один из ученых, это «очень плотно упакованная и просто изложенная информация и при этом очень богато иллюстрированная». Плюс многочисленные тесты после всего нескольких страниц чтения, чтобы оценить усвоение. Можно сказать, что в нем я постарался уместить свой исключительно практический тридцатилетний опыт работы. А любой читатель может узнать о нем всего-то за неделю…
***
Кто такой Владимир Климов?
Климов Владимир Васильевич, уроженец маленького сибирского городка Колпашево на реке Обь. С подросткового возраста увлекался написанием рассказов, публикуясь в областной газете «Молодой ленинец», и музыкой, сочиняя сонаты для фортепиано. В 17 лет поступил в Томский медицинский институт (сейчас – Сибирский государственный медицинский университет), который окончил с отличием. В настоящее время Владимир Васильевич профессор, доктор медицинских наук, главный внештатный аллерголог-иммунолог Департамента здравоохранения Администрации Томской области. В. В. Климов стоял у истоков и приложил много усилий для создания целого нового направления в области клинической иммунологии и аллергологии, 30-летний юбилей которого был недавно отмечен в г. Томске. Через ординатуру и аспирантуру В. В. Климов совместно с коллегами подготовил около 70 врачей-ординаторов, кандидатов медицинских наук, а также трех докторов медицинских наук. Автор многочисленных статей, методической литературы и книг на русском и английском языках. Желанный гость в качестве спикера секций на международных конгрессах и конференциях. Полиглот, владеющий шестью иностранными языками, независимый разработчик IT-приложений на JavaScript.
«Блестящий студент», — говорили про него в молодости, «светлая голова» — говорят про него и студенты, и коллеги-преподаватели сейчас. По заказу одного из зарубежных издательств в настоящее время В. В. Климов работает над научно-художественным романом, посвящённым иммунологии и иммунологам в прошлом и настоящем, в разных странах и родном университете.
Записала Наталья ЧИЖЕВСКАЯ