Опубликовано 29 апреля 2024
14:30

Как отдохнуть с филармонией в апреле и начале мая?

Так уж повелось у нас – конец апреля и начало мая называть «майскими», подразумевая под праздниками не только два государственных Дня – 1 мая и 9 Мая, но и все остальные. Как правило, эти праздники отмечают коллективно. Раньше встречались на демонстрациях и шествиях. Шли и пели. Сегодня традицию коллективно праздновать поддерживает филармония. К тому же, в этом году к двум государственным праздникам добавился и культовый – Пасха. Отражение каждого из этих праздников нашло в афише Томской филармонии. Как и главное чувство, которое объединяет эти три праздника и является символическим выражением самой весны – любовь.

Саундтреки Эйнауди

CAGMO представляет концертную программу по мотивам творчества великого композитора – «Саундтреки Эйнауди» в исполнении большого состава оркестра.

Людовико Эйнауди – знаменитый итальянский композитор и пианист, один из самых выдающихся представителей современной классической музыки и автор саундтреков к таким популярным фильмам, как: «1+1», «Чёрный лебедь», «Это – Англия», «Земля Кочевников» и многим другим. Проникновенная музыка композитора стала неотъемлемой частью сюжета знаменитого французского фильма «1+1» и навсегда влюбила зрителей в его творчество. Атмосферные саундтреки Эйнауди дополнили глубокий смысл кинокартины и сыграли важную роль в мировом признании французского фильма.

CAGMO представляет концертную программу с самыми яркими саундтреками знаменитого итальянского композитора – «Саундтреки Эйнауди». Уникальные симфонические аранжировки композиций в исполнении большого состава струнного оркестра подарят чувство погружения в атмосферу любимых кинокартин. Новое звучание знаменитых мелодий тронет до глубины души каждого, кто знаком с «1+1» и многими другими популярными фильмами.

Билеты доступны по «Пушкинской карте».

9 апреля 2024 | 19:00
Большой концертный зал, 6+

Объединённый симфонический оркестр Мариинского
и Большого театров

Впервые в истории Московский Пасхальный фестиваль пройдет при участии артистов Большого театра. В Томск Валерий Гергиев привезет симфоническую программу. Выступление выдающихся артистов посвящены памятным датам и юбилеям великих композиторов: в этом году чествуют Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского и Михаила Глинку, чьи произведения будут особенно ярко звучать на фестивале.

Билеты доступны по «Пушкинской карте».

2 мая 2024 | 20:00
Большой концертный зал, 6+

 

 

Музыка солнца

Лауреат международных конкурсов, органист Томской филармонии Дмитрий Ушаков назвал сольный концерт «Музыка солнца», отсылая одновременно к одной из пьес гениального французского органиста и композитов Луи Вьерна – «Гимн солнцу» и празднику Светлого Христова воскресения, который наступит через два дня после мероприятия. Неслучайно в программу включено еще одно знаковое произведение немецкого романтика Кнехта с говорящим названием: «Воскресение Христа» и с еще более говорящим жанром: звуковая картина для органа.

Стоит отметить, что программа составлена так, чтобы произведения, как витражи в храмах, которые, пропуская через себя солнечный свет, преломляют его и создают игру световых и цветовых пятен, также вызывали у слушателей ощущение игры света. И новых смыслов. Разве не символично, что музыка Вьерна, слепого от рождения музыканта, обрамлена с одной стороны, Прелюдией и фугой Соль мажор Баха, а с другой – Шестой симфонией Видора. Один предшественник Вьерна, другой – его ученик.

Программа включает в себя светлые, радостные и хвалебные сочинения. Томичи услышат музыку барочных композиторов и музыку композиторов XIX века разных стилей: от раннего сдержанного до мощного и красочного романтизма.

Билеты доступны по «Пушкинской карте».

3 мая 2024 | 19:00
Органный концертный зал, 6+

Пасхальный концерт
«Светлый праздник»

В Светлый праздник Пасхи Томский академический симфонический оркестр (художественный руководитель и главный дирижер – народный артист РФ Владимир Понькин) под управлением Владимира Дорохова исполнит патриотическую музыку великих русских композиторов – М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского и Н.А. Римского-Корсакова.

Для каждого из них Пасха была особым, главным праздником в их семейной и родовой истории. Свои детские впечатления о пасхальной заутрене Н.А. Римский-Корсаков выразил в концертной увертюре «Светлый праздник», которая и дала название Пасхальному концерту. Увертюра Римского-Корсакова – интересный пример светского музыкального произведения, полностью основанного на темах церковных песнопений. Композитор подробно рассказал о замысле увертюры и ее программе в своих воспоминаниях.

Для первой части программы Римский-Корсаков использовал два стиха из 67-го псалма («Да воскреснет Бог…»), вторая часть программы отсылает нас к шестнадцатой главе Евангелия от Марка, где рассказывается о женах-мироносицах, пришедших к гробу Спасителя и обнаруживших, что камень отвален, а гробница пуста. Третью часть программы полностью написал сам композитор: «И облетела благодатная весть весь мир; и побежали от лица Его ненавидящие Его, исчезая, яко исчезает дым. «Христос воскресе из мертвых!» – поют ангельские сонмы на небесах с Херувимами и Серафимами. «Христос воскресе из мертвых!» – поют священнослужители в православных храмах, при дыме кадильном, при сиянии бесчисленных свечей и звоне колокольном».

В музыке П.И. Чайковского, даже если она напрямую не связана с православными праздниками, видят отражение национального русского характера и русской идеи. Неслучайно в балете «Лебединое озеро», либретто которого основано на европейских сказках, введен Русский танец. Идея величия России и крепкой государственности заложена в Торжественном коронационном марше, который впервые прозвучал во время коронационных торжеств в Москве 23 мая 1883 года на Сокольническом кругу под управлением С.И. Танеева, когда на российский престол вступал Александр III.

«Патриотическая песня» М.И. Глинки, сочиненная в 1838 году, с 1990 по 2000 годы исполнялась как гимн нового Российского государства, который унаследовал историю великой Российской империи. «Богатырская симфония» Мусоргского соединяет наши дни с былинными временами Древней Руси.

Билеты доступны по «Пушкинской карте».

5 мая 2024 | 18:00
Большой концертный зал, 6+

Салют! Победа!

Песни о войне и Победе в звучании юношеских голосов – хорошая и давняя традиция хоровой студии «Глория». У филармонии тоже есть своя традиция – предоставлять сцену для одного из прославленных вокальных коллективов Томской области в дни, когда страна вспоминает события победного мая 1945 года.

Прозвучат песни, родившиеся в годы военных испытаний – «Огонек» на стихи М. Исаковского, «Дороги» А. Новикова, «Соловьи» В. Соловьева-Седого, «Казаки» братьев Покрасс. И все-таки основу программы концерта «Салют, Победа!» составили песни советских и российских композиторов, написанные в память о Великой Отечественной войне, в память о солдатах, защищавших Родину, в память о народе-победители. И это неслучайно, считает художественный руководитель коллектива – заслуженный работник культуры РФ Элеонора Варенцова. Память должна быть действенной.

Исполняя песню «Журавли» Я. Френкеля или «Мой отец был солдатом» Ю. Чичкова, «Село Синявино» Я. Дубравина или «Снегири» Ю. Антонова, завтрашние воины, защитники Родины как будто присягают на верность памяти предков. Песенным воплощением памяти о военных походах, о военной истории страны является марш В. Агапкина «Прощание славянки», который звучит уже более ста лет. Прозвучит он и в исполнении хора юношей студии «Глория».

Билеты доступны по «Пушкинской карте».

6 мая 2024 | 19:00
Органный концертный зал, 6+

Звени, победная весна!

Май для России – месяц победный! Песни, которые пели советские солдаты 9 мая 1945 года в Берлине, до сих пор эхом откликаются в наших сердцах. Те песни «старых и новых времен» преумножились в последующие восемь десятилетий. Но не потеряли актуальности ни «Катюша» Матвея Блантера, ни «Землянка» Константина Листова, ни «Три танкиста» братьев Покрасс, ни «Темная ночь» Никиты Богословского, ни «Синий платочек» Ежи Петерсбурского…

Эти и другие песни довоенных, военных лет, песни о войне, песни о подвиге русского солдата после Великой Отечественной будут звучать на концерте «Звени, победная весна!» в исполнении ансамбля «Сибирские узоры».

И она будет звенеть струнной народных инструментов – балалайки Николая Кузнецова, домр Максима Алдохина и Станислава Фельдбейна, бас-гитары Вадима Немерещенко, под переборы баяна Игоря Мудрина. Ритм будет задавать мультинструменталист, ударник Максим Лукьянов. И точно, как герои военной лирики поэта-фронтовика Давида Самойлова, солистки ансамбля Татьяна Кузнецова и Екатерина Дворниченко споют «Соловьи, соловьи, не будите солдат…».

Программа выстроена так, чтобы слушатели мысленно перенеслись в года военные и оказались на «солнечной поляночке», где устроили привал бойцы, а потом в бескрайние поля, где прорастает из земли, пахнушей гарью войны… Песни, как хроника военных и послевоенных лет, всколыхнут патриотические чувства и пробудят гордость за народ-победитель.

Билеты доступны по «Пушкинской карте».

9 мая 2024 | 15:00
Органный концертный зал, 6+

Медиа-концерт
«Увертюры к русским операм»

Так что это такое – увертюра, зачем она? Само слово переводится как «начало», на русский манер еще называют – вступление. Если опера есть «действие, пением отправляемое», то каково музыке без пения выступать перед этим самым действием? Говорят, что увертюре не очень уютно быть на переднем крае. Как правило, в увертюре собраны все темы самой оперы. Если внимательно слушать, то можно «предугадать» развитие событий в музыкальном спектакле.

Споры о том, какой должна быть увертюра ведутся давно, едва ли не с момента ее появления, то есть с 1640-х годов, когда Ж.Б. Люлли ввел ее, чтобы прославлять Людовика XIV. Итальянцы ответили на «французскую увертюру» созданием своей по формуле «быстро-медленно-быстро», она была менее церемонной и без затей. Реформатор оперы Рихард Вагнер изменил сам характер увертюры. Родоначальником русской оперы считают Михаила Глинку. Он был первым, кто перенес народные песни и мотивы на большую сцену. С «Жизни за царя» началась история национальной оперы. Создавая оперу «Руслан и Людмила», Глинка ориентировался на «Свадьбу Фигаро» Моцарта, но получилось очень по-русски.

Эти любопытные истории рождения увертюры как формы расскажет томским слушателям музыковед Екатерина Вохминцева.

Продолжительность: 1 час 20 минут

11 мая 2024 | 12:00
Камерный концертный зал, 6+

Народный колорит

Народный колорит – говорящее название новой программы от Детской школы искусств № 3. Любите народную песню? Для вас ансамбль «Радуница», победитель Всероссийского хорового фестиваля, с завораживающим многоголосием, редкими старинными инструментами. Коллектив знакомит современных детей, подростков с русским фольклором, старинным бытом, обычаями помогает возрождать и сохранять национально-культурные традиции, любовь к русской песне, любовь к родной стране. В концерте примут участие школьный оркестр народных инструментов, под руководством О.А. Метелёвой, Лауреаты Всероссийских конкурсов – Виктория Фатина (домра), Владимир Гранкин (баян).

Билеты доступны по «Пушкинской карте».

11 мая 2024 | 15:00
Органный концертный зал, 6+

Пасхальный фестиваль хоров
храмов Томской Епархии

Пасхальный фестиваль хоров храмов Томской епархии посвящен празднику Светлого Христова Воскресения и 190-летию Томской епархии.
Пасхальные песнопения, духовные стихи и песни о России прозвучат в исполнении хоров православных храмов г. Томска, г. Северска и Томского района. В концерте также примут участие артисты Томской филармонии и хоровая капелла ТГУ.
На большом экране зрители увидят архивные и ранее не опубликованные фотографии храмов, святынь, узнают о людях, сыгравших большую роль в истории Томской епархии и Томского края.

Билеты доступны по «Пушкинской карте».

12 мая 2024 | 15:00
Большой концертный зал, 6+

Виртуозы оркестра

Каждый музыкант симфонического оркестра – виртуоз. Просто поверьте! И проверьте – 12 мая в Органном зале Томской филармонии.

В одном концерте на сцену выйдут 11 солистов, Томский академический симфонический оркестр и ни одного дирижера. Направлять и вести за собой оркестр будут солирующие голоса.

Все знают, что состав симфонического оркестра очень разнообразен: струнные инструменты (разных размеров!), духовые (благородные и блестящие!) и великое множество ударных (их точные название знают и помнят только профессионалы!).

У каждого инструмента в оркестре есть своя функция, особая роль в общем механизме работы коллектива. Но при этом каждый инструмент и музыкант – яркая индивидуальность. Мы наблюдаем за ними во время исполнения симфоний, но не всегда есть возможность отчетливо прослушать каждый отдельный инструментальный голос.

Новая программа – «Виртуозы оркестра» – придумана специально, чтобы показать каждый инструмент и продемонстрировать его сольное звучание.

Мы послушаем самый высокий (скрипку) и самый низкий (контрабас) струнные инструменты, деревянные духовые (флейту, гобой, фагот) и медные духовые (валторна). Даже самый большой и тяжелый инструмент из медной группы (туба) будет солировать с оркестром, что вообще случается не часто. В весьма нестандартном воплощении предстанут ударные инструменты.

В этот вечер в Органном зале будет интересно! Приходите и убедитесь сами!

Концерт будет транслироваться в режиме online на сайте Филармонии.

Билеты доступны по «Пушкинской карте».

12 мая 2024 | 18:00
Органный концертный зал, 6+