Опубликовано 13 апреля 2024
10:00

DENISOV: Состоялось открытие выставки «Музыка чисел…»

11 апреля в фойе Большого концертного зала состоялось открытие выставки «Музыка чисел: библиотека композитора Эдисона Денисова». Выставка – часть Всероссийского фестиваля современной музыки «DENISOV», инициированного Томской филармонией. Открылся он 6 апреля в день 95-летия композитора.

В экспозицию вошла только часть из 5000 экземпляров личной библиотеки Э. В. Денисова, переданной летом 2023 года вдовой композитора Екатериной Денисовой-Брюжман Научной библиотеке ТГУ. В экспозиции собраны партитуры, написанные самим композитором и его современниками, пластинки, художественная и научная литература, книги о музыке.

В гости к Денисову – в филармонию и не только

6 апреля текущего года исполнилось 95 лет со дня рождения Эдисона Васильевича Денисова. Композитор родился в Томске в 1929 году. Его жизнь была связана с родным городом до 1951 года – он учился в школе № 8, окончил Томский государственный университет и параллельно с обучением в университете получил образование в Томском музыкальном училище, ставшем впоследствии музыкальным колледжем.

В 1990 году Эдисон Денисов побывал на малой Родине после долгого перерыва. Здесь, в Органном зале, состоялся авторский вечер с исполнением музыки композитора-авангардиста. Для Томской филармонии было честью принимать в своих стенах знаменитого земляка. Главным участником и исполнителем стал Томский симфонический оркестр. Эдисон Васильевич комментировал исполнение своих произведений и присутствовал в зале на концерте.

В 2010 году, на доме по адресу: улица Кузнецова, 30, где жил Эдисон Денисов, была установлена мемориальная доска. По необычному стечению обстоятельств, спустя многие десятилетия в этом доме был открыт замечательный музей «Профессорская квартира»… открыт в той самой квартире, где рос и мужал будущий композитор. Любой желающий теперь сможет попасть в этот дом на экскурсию, постоять на месте, где размещался рояль музыканта и выглянуть в окно, из которого виден двор школы, в которой он учился. В нем нет особой страницы, посвященной Денисову, музей-квартира просто продолжает служить искусству и старинному городу, сохраняя связь времен.

Денисов – молодым!

Музыка Денисова кардинально отличалась от музыки композиторов-классиков, которая звучала в концертных залах в России. И сейчас не так часто можно услышать в концертных программах произведения Денисова, его современников и последователей. И те мероприятия, которые проходили и проходят сейчас, – это возможность открыть творчество Денисова и познакомить как можно большее число слушателей с музыкой композитора. Поэтому все фестивали и конкурсы проводились в Томске при поддержке Департамента по культуре Томской области.

Елена Шагова, руководитель комитета кадровой политики и организационно-правовой работы Департамента культуры Администрации Томской области, говоря о музыке и личности композитора, подчеркнула:

– Выставка, открывшаяся в рамках Фестиваля «DENISOV», адресована слушателям самых разных возрастных групп и музыкальных предпочтений. Отрадно, что интерес к музыке знаменитого земляка проявляет молодое поколение профессиональных слушателей.

Целый цикл мероприятий, посвященных современной музыке, публика сможет услышать и посетить до конца года и в залах Томской филармонии, и возможно, на других площадках города. Вы сможете стать поклонниками этого направления музыки либо нелюбителями его, но знакомство с авангардом современного симфонического искусства наверняка оставит неизгладимый след в памяти. Филармония проводит такие мероприятия 1 раз в 5 лет. Заинтересованным слушателям повезло присутствовать на открытии выставки, посвященной композитору. Всем желаю получить максимум удовольствия от участия в фестивале, влюбиться в эту музыку, влюбиться в филармонию, радовать себя знакомством с современным творчеством.

Новые пути и горизонты
музыкального авангарда

…В Музыкальном колледже, в экспозиции Денисов-центра, бережно хранятся часы и пенсне Эдисона Денисова, подаренные колледжу вдовой композитора Екатериной Денисовой-Брюжман. Но представить себе, что в Томске окажется его библиотека, было практически невозможно. Поэтому для организаторов фестиваля было особенно важно, чтобы выставка, организованная Научной библиотекой ТГУ и Томской филармонией, была доступна самой широкой публике, ведь концерты и мероприятия, проводимые в Большом концертном зале, посещают зрители и слушатели самых разных возрастов и музыкальных предпочтений.

Оргкомитет фестиваля выпустил к его открытию газету-программу, которая благодаря своему формату и наполнению, может стать раритетом музыкальным и библиографическим.

Директор филармонии Наталия Чабовская рассказала о кропотливой работе по восстановлению Камерной симфонии, прозвучавшей на открытии фестиваля. Необходимо было восстановить все голоса, поскольку в Томске хранилась только ее партитура. Это произведение на протяжении 30 лет не исполнялось нигде, даже за границей, где это было теоретически возможно.

С 1999 года началась большая история, когда музыкальный Томск, музыкальный колледж и Томский государственный университет стали активно пропагандировать творчество Эдисона Денисова. И современный слушатель уверенно и смело воспринимает такой музыкальный язык, потому что многое сделано, популяризации этого направления в музыке уделялось много времени и внимания. В 1999 году музыкальный колледж (тогда училище) получил имя Эдисона Васильевича Денисова и гордо несет это имя на протяжении этих лет. Денисов представил миру современную музыкальную культуру и открыл новые пути и горизонты авангардного музыкального искусства.

Научная библиотека:
материальное наследие и духовные скрепы

Большая работа по популяризации и сохранению наследия композитора, которая проводилась в Томске, собирала в разных проектах большое число музыкантов и композиторов, критиков и музыковедов из разных городов и стран. И теперь, когда библиотека композитора получила томскую прописку, перед исследователями открываются новые перспективы изучения его творчества.

Подводя итог встречи с молодыми поклонниками и публикой, пришедшими на открытие выставки, директор Научной библиотеки Томского государственного университета, кандидат исторических наук Артем Васильев отметил:

– Приятно быть причастным к большому мероприятию, связанному с продвижением творчества Эдисона Денисова. Библиотеке важно быть причастной к сохранению этого материального наследия. Почти год библиотека композитора находится в Государственном университете – это несколько тысяч пластинок, книг, партитур. Ведется невидимая, но очень серьезная работа по каталогизации и аккумуляции неизвестных сведений о редких книгах. Скоро откроется небольшое пространство, где можно будет послушать пластинки из личной библиотеки Эдисона Денисова.

Но главное все-таки не внутренняя работа, а те эмоции, которые сотрудники библиотеки и я испытываем. Для коллектива Научной библиотеки это очень значимое событие.

Первая эмоция – это благодарность, чувство связи времен. Сущностная история Томского университета – меценатство. Его библиотека была основана в основном за счет пожертвований: библиотека Строгановых, библиотека Голицыных, библиотека Жуковского. Люди, подарившие эти собрания, хотели быть причастными к истории высшего образования. Эта история пожертвования библиотек никогда не прекращалась. Впоследствии будущие профессора дарили свои библиотеки, ощущая свою связь с университетом. В последние годы она немного утихла… И дар библиотеки Эдисона Денисова Томскому университету – яркое проявление генетической истории ТГУ. Это очень важно. Велика и неоценима роль Екатерины Олеговны Денисовой-Брюжман, принявшей решение о передаче библиотеки университету. Она подчеркивала, что сам Эдисон Васильевич одобрил бы такой шаг, потому что он испытывал особые чувства к своей alma-mater.

Второе чувство тоже очень яркое. Это чувство открытия. Для библиотекарей главное – это, конечно, книги. Когда мы ехали за библиотекой, то испытывали некоторые сомнения. Понятно, что Денисов – это глыба в музыкальном мире, но возможно, библиотека окажется узкопрофессиональной, и в ней будет только музыкальная литература. И испытали шок, увидев несколько тысяч книг, которые представляют Денисова не только как музыканта, но как библиофила, человека с очень разносторонними интересами. И в процессе работы коллектив библиотеки понял, что это не только рабочее собрание изданий различной направленности, но библиотека, через которую музыкальная Москва знакомилась с музыкальным авангардом 1970-1980 годов. Это чувство открытия до сих пор испытывают сотрудники Научной библиотеки, когда погружаются в изучение собрания.

И третье чувство неожиданное, но все-таки уместное. Это чувство надежды. Нам очень не хватает фигур, которые могли бы нас объединять и сплачивать, поддерживать хрупкую и размывающуюся идентичность томичей. Эдисон Денисов – может быть, нецентральная, но очень важная фигура в процессе понимания нас, как томичей, чтобы мы могли гордиться принадлежностью и общностью с нашим городом. Томский период жизни композитора был для него очень значимым. Екатерина Олеговна говорила, что Эдисон Васильевич часто вспоминал Томск и alma-mater. Денисов в полной мере воплощает в себе идеальный образ выпускника Томского университета. Он не стал математиком, но сочетал в себе науку и искусство, обладал широким классическим бэкгаундом, который здесь, в Томске, получил в плане воспитания и образования. Такой пример и такой образ сейчас очень нужен Томску.

И, наконец, чувство надежды связано с молодым поколением. Когда в университет поступила библиотека Жуковского, в Томске не было филологов. Постепенно возникла и стала ведущей в России школа изучения творчества Жуковского. Очень хочется, чтобы библиотека Денисова стала источником творчества, новых идей – музыкальных, исторических и биографических.

Последнее, о чем нужно сказать. Эта библиотека могла не оказаться в Томске. На нее претендовали московские музеи, которые не хотели брать ее всю, но имели притязания на самое ценное в ней. И поэтому особой благодарности стоит участие в процессе переговоров музыковеда Томской филармонии Василины Сыпченко, много общавшейся с Екатериной Денисовой-Брюжман и добивавшейся целостности библиотеки. Теперь она принадлежит томичам.

Всему произошедшему предшествует историческая аналогия… В ТГУ есть библиотека декабриста Батенькова. Когда по окончании ссылки Батеньков возвращался в европейскую часть страны, он сказал Бакунину: «Я оставляю здесь свою библиотеку, потому что нельзя из Сибири увозить книги и прочие культурные достояния». Это прямое указание на то, что мы в Томске должны собирать и сохранять свое историческое наследие…

***

В течение календарного года в залах Томской филармонии пройдет не менее 10 концертов. В залах филармонии выступят музыканты Томска, Новосибирска, Донецка. Участниками фестиваля станут Государственный камерный хор Кузбасса и Московский Ансамбль Современной Музыки. Завершится проект концертом-перфомансом, в котором соединятся музыка из балета Денисова «Исповедь» и современная хореография.

Маргарита КОМАРОВА

Фото: Юлия ЧЕЧЕЛЬНИЦКАЯ