Опубликовано 18 марта 2024
11:00

Школа-студия+Театр драмы: лаборатория для режиссеров

Итак, в Томске прошла Театральная Лаборатория «Драматургия 50-70-х годов. Традиции и новации». Творческий десант Школы студии МХАТ подразумевал встречи со зрителями на двух дипломных работах выпускного курса – семейный спектакль-мюзикл «Би-Дуби-Бу» и спектакль по рассказам и письмам Андрея Платонова «Рассказ о многих интересных вещах».

Наряду со спектаклями и работой творческой лаборатории на базе Губернаторского колледжа культуры и искусств проходили прослушивания и мастер-классы для творческой молодежи сибирских  регионов.

 

А с 7 марта в Театре драмы проходила режиссерская лаборатория студентов 2-го курса режиссерской магистратуры Школы-студии МХАТ с участием артистов театра. Молодые режиссеры работали над пьесами советских драматургов середины ХХ века. Участники Лаборатории знают о том времени только по книгам и фильмам… Поэтому особенно интересно было понять и увидеть, какие ключи к пониманию этих пьес удастся найти молодым режиссерам, не менее интересно было наблюдать за тем, что именно в произведениях классиков советской драматургии затронуло современного зрителя.

Совместный проект преследовал несколько целей. Одна из них – увидеть творческие заявки на постановки от молодых  и талантливых магистрантов-режиссеров Школы-студии МХАТ. И вполне возможно, что предложенные вниманию  специалистов и публики эскизы смогут войти в репертуар Томской драмы.

13 и 14 марта были представлены результаты работы. В первый день просмотров зрители увидели четыре приближения, современные прочтения: «Затейник» Виктора Розова (режиссер Ильдар Хуснуллин), «Мой бедный Марат» Алексея Арбузова (режиссер Арсель  Узак), «Варшавская мелодия Алексея Зорина» (режиссер Александр Чеботарёв) и «Воспоминание» Алексея Розова (режиссер Никита Марков). Публика оказалась верна своему выбору и во второй день лаборатории вновь собралась в Малом зале Томского театра драмы, чтобы увидеть эскизы к спектаклям «Старший сын» Александра Вампилова (режиссер Иван Кузнецов) и «Жестокие игры» Алексея Арбузова (режиссер Ксения Отинова).

Выбор темы режиссерской лаборатории был отнюдь не спорным и, безусловно, интересным по задачам, которые встали перед авторами эскизов, по средствам их достижения, а главное — по возможности погружения современного зрителя в проблематику временного пласта, практические единого для всех пьес. И мы имеем в виду в данном случае не театрала со стажем, но того пришельца в театр, чья условная «Пушкинская карта» находится на старте. А по итогам первого дня творческого эксперимента оказалось, что возрастные рамки зрителя неподготовленного, практически незнакомого с классикой советской драматургии, значительно шире. Возможно, поэтому акценты обсуждения эскизов сместились в плоскость морально-этических ценностей, а вот режиссерское прочтение материала отступило на задний план.

В центре внимания каждой пьесы судьбы и конфликты героев поколения, опаленного войной, романтиков и максималистов в лучшем смысле этих понятий. Но погрузиться в канву повествования, приблизиться к героям более всего удалось в двух эскизах. И безусловным лидером двух дней лаборатории стала «Варшавская история». У зрителя со стажем абсолютным эталоном этой постановки является спектакль с Юлией Борисовой и Михаилом Ульяновым. И было важно увести нас от этих воспоминаний и ассоциаций.

Режиссёру не понадобилось играть со зрителем в поддавки и «осовременивать контент». Он пригласил публику приблизиться к главным героям почти вплотную, усадив их среди зрителей, но не дал публике возможности к ним прикоснуться, приковав ее внимание к развитию действия на экране. Контраст черно-белой прямой трансляции с живыми, «в цвете» героями на сцене на первый взгляд случаен, но именно он даёт ощущение правды и погружения в 1947 год, когда счастье уже так возможно и так прекрасно. Почти полное отсутствие реквизита и декораций разрешает всматриваться в героев «Варшавской истории» и вслушиваться в диалоги. Время, как третий герой, при этом очевидно узнаваемо: платье и прическа Гели, двубортный мешковатый костюм Виктора и тот самый галстук, как итог принятого решения и твердости намерений, который отметила В.Е. Головчинер. Этот эскиз безусловная удача команды единомышленников Александра Чеботарёва, Аделины Бухваловой и Константина Калашникова.

Эскиз к спектаклю Александра Вампилова «Старший сын» режиссера Ивана Кузнецова решён совершенно иными средствами, но проблематика пьесы даёт большой простор для фантазии постановщика. Поселите героев пьесы в любой временной пласт, и конфликт поколений будет столь же актуален, как в день премьеры. Ни одного стула для персонажей! А им так нужно «сесть за стол переговоров»… Неловкость и бесконечное покаяние в застольных разговорах проходят на коленях. Это очень символично и одновременно тревожно. Режиссёрское решение с образом любимой женщины, чистым и светлым, добавляет контраста неуместности происходящего в сегодняшнем дне. Очень точно определён финал эскиза, поставивший не точку, но смысловое многоточие. Этот финал поднял градус развития действия на новый этический уровень.

Нельзя не сказать о замечательных работах Елены Саликовой и Ирины Шишлянниковой в эскизе арбузовского «Воспоминания». Эти актрисы в любом сценическом пространстве и любых предложенных обстоятельствах создают образы, надолго остающиеся в памяти.

Лаборатория закончена. Триумвират: режиссер+артисты+зритель, – распался, но каждый ушёл из театра со своим багажом. И поскольку уровень и стилистика постановок были разными, очень хочется верить, что больше всех выиграл зритель. Ведь такая прокачка компетенций, впечатлений и интеллекта для него случается нечасто.

Абсолютно точно, этот опыт творческого поиска необходим как театру, так и дебютантам-режиссерам. Он и зрителю важен. Поколение Z, разноплановое и разновеликое в своих предпочтениях и ощущениях, потеряло много больше нас с вами. А в утилитарности мировосприятия таится коварное свойство – атрофия эмпатии…

Маргарита КОМАРОВА