Опубликовано 1 февраля 2024
12:15

Что послушать и посмотреть в Томской филармонии в начале февраля?

«Февраль. Достать чернил и плакать. Писать о феврале навзрыд», – писал поэт Борис Пастернак, напоминая о том, что февраль – последний месяц зимы, и уже где-то близко весна…

Мы предлагаем не плакать, а готовиться встретить весну радостно. И лучшие витамины радости и здорового состояния души можно черпать из музыки и стихов! Любимая классика и интригующая современность – в таком ключе раскрывается музыкально-театральная афиша филармонии в первые 10 дней февраля.

ДЛЯ ДУШИ

Вальс, танго, романс – иногда душа требует именно такой музыки с терпким ароматом ностальгии и мечтательности. Чтобы вспомнить былое и заглянуть в будущее. Чтобы отдохнуть от суеты будней и напитаться энергией любви. Именно такая музыка в концерте — «Для души».

Самый подходящий эпитет к вальсам, которые вошли в программу вечера, — русский. Александра Пахмутова так и назвала свое произведение «Русский вальс», а вальс № 2 из джазовой сюиты Д. Шостаковича назвали «Русским» европейцы. Русский вальс — во многом более литературное явление, чем музыкальное. Вальс упоминается в «Евгении Онегине» Пушкина и «Маскараде» Лермонтова. В «Войне и мире» Толстого звучат «отчетливые, осторожные и увлекательно-мерные звуки вальса».

В атмосферу аристократических балов погрузят слушателей вальсы А. Хачатуряна к драме «Маскарад», Е. Доги из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» (по повести Чехова), Г. Свиридова к фильму «Метель» по повести Пушкина. «Грустный вальс» Я. Сибелиуса и Вальс цветов из балета «Щелкунчик» П. Чайковского близки этой традиции.

Страстное танго будет представлено не только знаменитым «Обливионом» настоящего аргентинца А. Пьяццоллы, но и музыкой К. Гарделя из фильма «Запах женщины». Не меньше страсти и любви в оркестровой сюите В. Зубкова к фильму «Цыган». Кроме того, симфонический оркестр исполнит «Ноктюрн» А. Бабаджаняна и «Романс» Г. Свиридова. Так задумал главный дирижер – Владимир Понькин. Он поведет за собой Томский академический симфонический оркестр.

В кассе еще есть возможность купить несколько входных мест!

Концерт будет транслироваться в режиме online на сайте Филармонии

Билеты вы можете оплатить Пушкинской картой

1 февраля 2024 | 19:00
Органный концертный зал,  6+

АНГЕЛЬСКИЙ ГОЛОС

В Ветхом Завете ангелы не пели. И только когда родился Христос, когда ученые волхвы пошли вслед за чудесной звездой, ангельское пение озарило наш земной мир чудным славословием: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Ангелы, что значит «вестники» возвестили людям волю Божию. Но ангелы – не только вестники, а еще и певцы, регенты мира небесного. Так учат отцы Православной церкви. Песнь ангелов – это ликование сердца. «От избытка сердца говорят уста», — записано в Евангелие от Матфея. От переизбытка ликования уста поют.

Включив в программу концерта «Ангельский голос» произведения Г.Ф. Генделя, В. Беллини, С. Франка, А. Пьяццоллы и других композиторов, в которых «ангелы поют», органистка Мария Блажевич напомнит о древней традиции восхвалять Господа пением, через музыку даст возможность слушателям ощутить ликование Неба. Орган прозвучит как соло, так и в дуэте с хрустальным «ангельским» сопрано солистки Томской филармонии Юлии Шинкевич.

«Ангельский голос» — это еще и название одного из характерных регистров романтических органов. У Марии Блажевич томский орган зазвучит, как органы знаменитого Аристида Кавайе-Колля, насколько это возможно. В любом случае, программа составлена так, чтобы слушатели испытали романтические возвышенные чувства.

Концерт будет транслироваться в режиме online на сайте Филармонии

Билеты вы можете оплатить Пушкинской картой

2 февраля 2024 | 19:00
Органный концертный зал, 12+

БЁРНС. Любовь и бедность

Что мы знаем о Роберте Бёрнсе? Что жил он в XVIII веке в Шотландии, любил ее. Не тихонько любил, а был большим патриотом. Пел оды родному краю, клеймил глупость и невежество, слагал красивые баллады о любви. Поэтому в историю мировой литературы Роберт Бёрнс вошел как истинный патриот своего народа. Недаром в Шотландии до сих пор популярна поговорка: «Когда Шотландия забудет Бёрнса, то мир забудет Шотландию».

Меньше известно то, что Бёрнс был хорош собою, и в него легко влюблялись девушки. Под влиянием романтических порывов юноша начинает писать стихи. Пробы поэтического пера делает в 15-16 лет. Бёрнс славился влюбчивой натурой и оставил после себя немалое число внебрачных детей. Вместе с законными наследниками их число составило 12, все рождены от 4 женщин. В конце жизни поэт писал, что будет любить, «пока не высохнут моря».

Творчество Бёрнса стало известно в России в начале XIX века: переводить его пытались Жуковский, Лермонтов. Томик Бёрнса стоял в библиотеке Пушкина. Позже за Бёрнса брались Белинский и Бальмонт. Но родным для нас он стал благодаря советскому поэту, который много писал для детей – Самуилу Маршаку. Он перевел почти половину наследия великого шотландца.

На концерте, который будет вести режиссер и автор проекта «Музыка и слово», музыковед Вера Тимофеева, томичи услышат именно маршаковского Бёрнса. Стихи «В горах мое сердце», «Честная бедность», «Финдлей», «Робин», «Любовь, как роза красная» прочтет артист Олег Стрелец.

Переводы Маршака были настолько мелодичны, что вдохновили многих советских композиторов-песенников – и так Роберт Бёрнс стал автором песен для многих советских фильмов. Помните, в комедии «Здравствуйте, я ваша тётя» донна Роза д’Альвадорец в исполнении Александра Калягина поет бразильскую народную песню «Любовь и бедность». На самом деле стихотворение, которое Роберт Бёрнс написал в 1793 году, за два года до смерти, звучит горько: поэт всю жизнь боролся с бедностью.

Солисты Томской филармонии – Юлия Шинкевич, Елена Серова и Денис Дорофеев напомнят и о других кинопеснях: «Моей душе покоя нет» на музыку Андрея Петрова, которую дуэтом поют Людмила Калугина и Анатолий Новосельцев (Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков) в «Служебном романе» Эльдара Рязанова и «В полях под снегом и дождем» (музыка Александра Градского) из сериала «Метод-2» и телепередачи «Новогодний аттракцион» 1984 года. Они же и споют фрагменты из Песенного цикла на стихи Р. Бёрнса для лирического сопрано Юрия Левитина, фрагменты из поэмы «Тэм О’Шентер» томского композитора Екатерины Приходовской.

Солистам будет аккомпанировать пианистка Светлана Чудакова. Сольно она исполнит музыку английских композиторов — У. Бёрд, Дж. Булл, О. Гиббонс, Т. Морли, создававших произведения для верджинала — английского клавесина.

Концерт будет транслироваться в режиме online на сайте Филармонии

Билеты вы можете оплатить Пушкинской картой

3 февраля 2024 | 19:00
Органный концертный зал, 12+

ГЛАВНЫЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ-3

Произведения двух национальных гениев России и Чехии прозвучат в третьем концерте абонемента «Главный представляет» — Концерт для скрипки с оркестром Ре мажор П.И. Чайковского и Симфония № 3 ми-бемоль мажор А. Дворжака.

Концерт для скрипки с оркестром Чайковского — одно самых популярных сочинений в этом жанре. Оно входит в репертуар лучших скрипачей. Чайковский написал это произведение в марте 1878 года, в один из самых драматичных моментов своей жизни – после неудачной женитьбы. К Чайковскому в город Кларан (Швейцария) приехал его ученик, близкий друг, скрипач Иосиф Котек. Для него композитор пишет скрипичный концерт в самый короткий срок. Благодаря работе над этим произведением Чайковский смог преодолеть творческий кризис и создать подлинный шедевр, открывший новую страницу его творческой биографии.

Вместе с Томским академическим симфоническим оркестром под управлением художественного руководителя и главного дирижера — народного артиста России Владимира Понькина шедевр скрипичной музыки исполнит стипендиат фондов М. Ростроповича, В. Спивакова, «Новые имена», участник программ ассоциации «Классическое наследие» Андрей Баскин.

Участвовать в международных конкурсах этот одаренный скрипач начал с 10 лет. Лавры победителя он впервые примерил в Литве, на Международном конкурсе «Виртуозы ХХI века». После окончания Московской консерватории Андрей Баскин участвовал во многих творческих состязаниях. В 2011 году звание лауреата на международном конкурсе Genuesses Musicales в Белграде (Сербия) ему принес Концерт для скрипки с оркестром Ре мажор П.И. Чайковского, который он исполнял в финале. С тех пор это произведение вошло в число любимых и часто исполняемых на концертах.

Симфония № 3 ми-бемоль мажор написана Антонином Дворжаком в годы расцвета его композиторского таланта (1872 или 1873 – точная дата не установлена). После написания гимна «Наследники Белой горы» по мотивам эпической поэмы В. Халека к Дворжаку пришло признание как национального композитора Чехии, выразителя ее народного сознания в музыке. Глубоким чувством любви к Родине проникнута и его Третья симфония. В отличие от первых двух симфоний в этом сочинении, в которых ощущается влияние Бетховена и Вагнера, здесь уже видны черты индивидуального стиля Дворжака. Трехчастная симфонии № 3 принесла композитору не только славу, но и дружбу с И. Брамсом и крупную стипендию, которая позволила продолжить работу над сочинением, которые станут известны как «Славянские танцы».

Концерт будет транслироваться в режиме online на сайте Филармонии

Билеты вы можете оплатить Пушкинской картой

4 февраля 2024 | 18:00
Большой концертный зал, 12+

Комедия «ЗИГЗАГ УДАЧИ»

Что отличает гения от обычного человека? Правильно, умение предвидеть…

Остроумный сатирический роман Юрия Полякова, написанный в прошлом столетии, как никогда актуален сегодня, когда полуграмотных, никому не известных людей, при наличии смекалки, коммерческого чутья и наглой самоуверенности можно легко превратить в богемных персонажей или светских львиц.

Наш герой молод, красив, легкомыслен и немного заносчив. Он влюблен, а потому чувствует себя всемогущим и заключает пари: сделать из обыкновенного, никому не известного человека МЕГАзвезду. Главное, чтобы об этом, кроме спорящих, не знала ни одна живая душа…

Спектакль наполнен искрометным юмором, неожиданными поворотами и заставит смеяться даже самого искушенного зрителя. Этот спектакль хочется смотреть и смотреть многократно. Создатели спектакля уверены, что настроение, полученное при просмотре, сохраниться еще надолго!

В ролях: Станислав БОНДАРЕНКО, Павел БАРШАК, Глафира ТАРХАНОВА/Валентина МАЗУНИНА, Дмитрий СУТЫРИН, Александр АВЕРИН, Антон МИТНЕВ, Екатерина ПЕРЕВОЗЧИКОВА, Максим ВАЖОВ

Продолжительность спектакля: 2 часа 20 минут с одним антрактом

Билеты вы можете оплатить Пушкинской картой

7 февраля 2024 | 19:00
Большой концертный зал, 12+

ИРИНА КРУГ

Программа «День ангела», названа в честь одноимённого сингла, вышедшего, как и многие другие, совсем недавно.

В этой программе вы можете услышать многие уже полюбившиеся новинки: «Фамилия», «С праздником», «Калина», «На моих часах», но также будут присутствовать и проверенные временем хиты: «Королева», «Тебе моя последняя любовь», «Дом на горе», «Я прочитаю» и многие другие.

На концерте Ирины Круг, зритель погружается в неповторимую, искреннюю, «по-женски» теплую атмосферу, из которой так не хочется уходить, а хочется, чтобы выступление длилось бесконечно. Для поклонников творчества Ирины это не станет сюрпризом, но для всех остальных будет приятно знать, что в концерте примет участие повзрослевший сын Ирины и Михаила — Александр Круг, которого уже сейчас с теплотой и любовью встречают поклонники родителей. Его участие вносит в программу нотку юности, дерзости, ребячества, что, конечно, не может не очаровывать.

Неизменным обрамлением концерта Ирины служит изящное световое шоу, от ведущих специалистов в этой области.

8 февраля 2024 | 19:00
Большой концертный зал, 12+

ОЛЕГ СЕНДЕЦКИЙ. Виолончель, Санкт-Петербург

Заслуженный артист России Олег Сендецкий в Томске выступал не раз в составе симфонического оркестра Мариинского театра. Но впервые он выйдет на сцену Органного зала Томской филармонии как солист. Вместе с Томским академическим симфоническим оркестром виолончелист исполнит три шедевра классической музыки – Концерт до минор для виолончели с оркестром И.С. Баха, Концерт для двух виолончелей с оркестром А. Вивальди (вторым солистом станет молодой артист Томского оркестра – Григорий Франк) и знаменитую пьесу М. Бруха «Кол Нидрей». Кроме того, в программу включена популярная «Венгерская рапсодия» Д. Поппера.

Концертмейстер группы виолончелей оркестра Мариинского театра дружил с музыкой с самого детства. В музыкальную школу его отвел отец, который когда-то сам хотел заниматься музыкой, но из-за войны не смог. Свободное место оказалось только в классе виолончелей – так волей случая инструмент выбрал будущего музыканта. Выполняя волю и желание отца, Олег Петрович полюбил инструмент и классическую музыку.

Родившись в Ленинграде, Олег Сендецкий получал образование в родном городе. В 1980 году он окончил Среднюю специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории по классу профессора Эммануила Фишмана, а спустя восемь лет — Ленинградскую государственную консерваторию, где обучался у профессора Иосифа Левинзона. В 1984–1986 гг. играл в оркестре «Классика». В 1989–1990 гг. Сендецкий стажировался в Женеве, в классе профессора Франсуа Ги, параллельно начав карьеру в качестве солиста камерного ансамбля «Солисты Санкт-Петербурга» под руководством Михаила Гантвара.

В 1996 году Олег стал солистом оркестра Театра оперы и балета имени М.П. Мусоргского, на три года отдав себя Михайловскому театру. Но в 1999 перешел в Мариинский, концертмейстером группы виолончелей оркестра которого является по настоящее время. В марте 2008 году указом президента Владимира Путина Олег Сендецкий награжден званием Заслуженного артиста России.

С сольными концертами выступал в России, США, Японии, Германии, Франции, участвовал в международных музыкальных фестивалях «Звезды белых ночей», «Санкт-Петербургская музыкальная весна», «От авангарда до наших дней». Музыкант сотрудничает с крупнейшими исполнителями и дирижерами, среди которых – Валерий Гергиев, Марк Минковски, Денис Мацуев, Борис Березовский, Павел Нерсесьян, Давид Герингас.

В составе оркестра Мариинского театра принимал участие в записи нескольких десятков дисков, на записях исполнял сольные партии виолончели в Первой и Пятнадцатой симфониях Шостаковича, симфонической поэме «Дон Кихот» Рихарда Штрауса и других произведениях. В 2016 году вышел сольный диск Олега Сендецкого с записями музыки Иоганнеса Брамса.

Сыновья Олега Сендецкого тоже стали виолончелистами. Их семейная любовь к инструменту привела к созданию музыкальной компании «Сендецкий и Сыновья», которая специализируются на поиске и продаже мастеровых виолончелей, под собственным брендом.

Концерт будет транслироваться в режиме online на сайте Филармонии

Билеты вы можете оплатить Пушкинской картой

8 февраля 2024 | 19:00
Органный концертный зал, 6+

ПРОРОК

Говорят, нет пророков в своем Отечестве. Органист Дмитрий Ушаков готов опровергнуть эту сентенцию. Он приглашает послушать произведения Ференца Листа в переложении для органа.

Билеты вы можете оплатить Пушкинской картой

9 февраля 2024 | 19:00
Органный концертный зал, 12+

 

 

 

 

ФЕДОРИНО ГОРЕ

По сказке К.И. Чуковского

Со сказок Корнея Чуковского начинается детство. Вспомните себя: в пять лет вы наизусть могли рассказать его сказки. Но все равно просили родителей прочитать их. Хотя прекрасно знали, что по телефону звонит Слон и требует шоколада, что Африке акулы и Бармалей и туда спешит Айболит, что усатого Тараканище склевал Воробей, а от Федоры убежала посуда. И такое происходило не только с вами, но и, представьте, с вашими бабушками тоже. Потому что первую сказку «Крокодил» Чуковский написал и опубликовал в 1916 году.

Музыканты ансамбля народных инструментов на свой лад представят всеми любимую сказку. В представлении оживут все ложки, стаканы, тарелки, тазы и скалки. В руках артистов они окажутся …музыкальными инструментами. Ведь сказка наполнена разными звуками. Блюдца звенят: «Дзынь-ля, ля! Дзынь-ля, ля!», самовар гудит «Бу-бу-бу», кастрюли ухают, ножи свистят: «ДерЖИ! ДерЖИ!». И представьте как этот оркестр утвари и посуды заговорит, запоет голосами народных инструментов – домры, баяна, балалайки, трещоток, контрабас-балалайки! А Федора будет петь, уговаривать посуду и обещать не обижать ее впредь.

Редактор и ведущая – Ксения ИЗМАЙЛОВА.

10 февраля 2024 | 12:00
Камерный концертный зал, 0+

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОРОЛЬ и ШУТ. Концерт № 1

CAGMO Rock Orchestra представляет инструментальную концертную программу по творчеству главной панк-рок группы 2000х – Король и Шут CAGMO Rock Orchestra, создавший популярную концертную программу.

«Симфония Король и Шут», представляет альтернативную версию программы по творчеству главной панк-рок группы 2000х. «Инструментальный Король и Шут» – это возможность насладиться глубоким мелодическим звучанием композиций в исполнении камерного состава оркестра.

На творчестве группы Король и Шут выросло целое поколение русского хоррор-панка. Созданный ими уникальный стиль, стал особенным вкладом в развитие целой культуры. Загадочно-зловещие сюжеты и необычное звучание нашли отклик среди слушателей нового поколения, сделав группу настоящим бессмертным феноменом российского панк-рока.

В год 35-летия группы и 10-летия со дня смерти ее основателя, легендарного Михаила «Горшка» Горшенева, CAGMO Rock Orchestra представляет уникальную концертную программу «Инструментальный Король и Шут». В исполнении фортепиано, ударных и струнных легендарные хиты обретают новое звучание, погружающее в атмосферу сказочных фэнтези-сюжетов.

Инструментальные версии самых значимых композиций сохраняют энергетику и панковский драйв «народной» рок-группы, заставляя сердца слушателей сжиматься от ностальгии и восторга.

В программе концерта: «Кукла колдуна», «Дурак и молния», «Проклятый старый дом» и многие другие хиты.

Билеты вы можете оплатить Пушкинской картой

10 февраля 2024 | 19:00
Большой концертный зал, 6+

БАХ против ПЬЯЦЦОЛЛЫ

Бах — вечный спутник любого концертирующего органиста, некая постоянная ось, вокруг которой вращаются разнообразные устремления музыкантов-исполнителей и композиторов. На концерте «Бах против Пьяццоллы» ось будет вращаться вокруг итальянской темы.

Ее заявят артисты исполнением второй части «Итальянского концерта» И.С. Баха. Это единственный Концерт классика, написанный им для клавира соло без инструментального сопровождения. Произведение было успешно принято современниками композитора, не в последнюю очередь благодаря праздничной, жизнерадостной атмосфере, которую оно создает. Вторая часть, мечтательная и лирическая, наполнена певучими звуками, которые и рождают ощущение итальянского стиля.

Баху, обратившемуся к опыту итальянских мастеров сольного скрипичного концерта, ответит итальянец по крови и аргентинец по происхождению Астор Пьяццолла. Эту итальянскую фамилию, своим звучанием напоминающую щелканье кнопок бандонеона или звон гитарных струн, обычно связывают с танго. Да, Пьяццола вошел в историю музыки как реформатор танго. В исполнении двух прекрасных пианистов Светланы Чудаковой и Натальи Скрипник прозвучит его танго для двух фортепиано. Экспрессивная музыка напомнит о любовной дуэли участников парного танца. Но произведение Пьяццоллы лишь по форме следует законам танцевального жанра, опытный слух узнает в гармоническом рисунки влияние Баха. Дело в том, что музыку Баха впервые молодой Пьяццолла услышал от своего учителя, и она покорила его настолько, что впоследствии в своем творчестве аргентинец часто прибегал к «баховским» интонациям. Их можно услышать и в знаменитых «Временах года».

В концерте принимают участие Татьяна Строкова (скрипка) и Евгений Чудаков (гитара). В их исполнении будут звучать камерные произведения Баха и Пьяццоллы.

Билеты вы можете оплатить Пушкинской картой

10 февраля 2024 | 19:00
Органный концертный зал, 12+