В центре Томска увековечили историю целой эпохи.
Егор Кузьмич родился «в Томске». Именно так хочется интерпретировать место появления его на этот свет: Томская губерния, деревня Дубинкино (сегодня это Новосибирская область). Спустя 103 года в этот же день (29 ноября) около томского «Белого дома», открыли бронзовый бюст Лигачева, увековечив тем самым его исторический вклад. Причем не только в Томск. Каким-то мистическим, невероятным образом он сыграл ключевую роль в новейшей истории, став одним из ее инструментов.
Я тебя «породил»…
Напомним, именно Лигачев в свое время рекомендовал ЦК Политбюро забрать в Москву «молодого и перспективного» Бориса Ельцина из Свердловска… Перед этим он лично несколько недель изучал его опыт работы на месте!
Спустя много лет, он же произнес знаменитое «Борис, ты не прав» на XIX партийной конференции (1 июля 1988 года), после которой Ельцин «пошел на выход» из партии. Напомню продолжение этой знаменитой фразы: «Мы расходимся с тобой уже не только в тактике. Борис, ты обладаешь огромной энергией, но эта энергия не созидательная, а разрушительная!..»
Спустя каких-то 12 лет, за которые мстящий «Борис» умудрился развалить не только СССР, но и довести до ручки Россию, томичи избрали Егора Кузьмича в Госдуму (20 декабря 1999 года). Через десять дней Ельцин объявил о своей отставке («дорогие мои, простите меня»), что тоже весьма символично. А еще через несколько дней, в свои 80 лет, Егор Кузьмич лично открыл первое заседание российского парламента как самый старейший депутат. Сразу после него слово взял и.о. президента России – Владимир Путин: «Уважаемый Егор Кузьмич, уважаемые депутаты. Искренне рад видеть и приветствовать вас в зале заседаний Государственной думы и хотел бы еще раз поздравить с победой в тяжелой, нелегкой борьбе… И я искренне и сердечно хочу поздравить и вас, и себя, и всех наших сограждан с этим событием».
Сегодня, с высоты прошедших лет, понятно, что именно в те годы курс страны на самоуничтожение, слава Богу, дал «крен». Даже несмотря на то, что «молодой Путин» еще переживал иллюзии в отношении наших западных и заокеанских «партнеров», как, впрочем, и все мы.
Спустя буквально год именно Егор Кузьмич отправит Владимиру Путину текст своего публичного доклада о «нефтесодержащей жидкости». То есть о том, как ЮКОС Михаила Ходорковского, по сути, хронически не доплачивает миллионы рублей в бюджет Томской области, выводя их за рубеж… Чем все это в итоге закончится, сегодня знают все. Так что если Егор Кузьмич и был «виноват» перед страной в том, что лично «вытащил» Ельцина на авансцену истории, то в случае с Ходорковским он перед ней полностью «реабилитировался». И как бы ни старался долларовый миллиардер «примириться со стариком», Лигачев демонстративно не шел с ним ни на какие контакты. Поразительно, но и сливаться в экстазе с правящей элитой тех лет он также не спешил. «Пусть сначала посадят Чубайса», — емко резюмировал он.
Не то что нынешнее племя…
Про вклад Лигачева в развитие Томской области написаны уже десятки книг, но и они не отображают всю полноту картины. «Если с карты Томской области убрать все, что построил Лигачев, здесь будет пустыня», — охарактеризовал как-то Борис Мальцев. Причем сделал это Егор Кузьмич всего-то за 18 лет…
Многие нынешние политики войдут в историю разве что тем, что были, например, на церемонии открытия бюста Егора Кузьмича около «Белого дома». Но и за это огромное им спасибо, ведь идеологические противники увековечивания его памяти тоже не дремлют! «Функционер» — именно так охарактеризован раза три Лигачев авторами пресс-релиза, которым рассказали о работе красноярского скульптора Константина Зинича, посвященной памяти «почетного гражданина» Томской области. Сходу и не поймешь, что это про Егора Кузьмича…
Знай наших!
К слову сказать, на этот монумент и тот, что установили недавно на Троекуровском кладбище, деньги собирали всем миром. Большинство перечислило их через счета юрлиц, то есть не из кармана. И только еще один наш земляк – Виктор Калюжный – внес свои личные деньги: что называется, из собственного кармана. Кстати, когда-то именно он «определяюще» профинансировал победу Егора Кузьмича на выборах в Госдуму в том самом 1999 году. И это притом что на тот момент был Министром топлива и энергетики в Правительстве РФ – то есть в непосредственном подчинении у президента Ельцина. Получается, что просто не мог отказать Егору Кузьмичу с человеческой точки зрения, ведь никаких последующих выгод он с этого никогда не поимел.
— Зато мир вздрогнет, когда Лигачев будет открывать первое заседание Госдумы, — объяснил Виктор Иванович тогда свой поступок журналистам, — все же решили, что России конец! А тут Лигачев со своим «долой империализм» на весь мир, да еще и в прямом эфире…
Так оно и вышло – мир действительно вздрогнул. И кто знает, возможно все, что произошло «спустя 20 лет», — ЗАКОНОМЕРНЫЕ последствия тех самых событий, случившихся некогда в Томске …
Наталья ЧИЖЕВСКАЯ
Фото с сайта администрации Томской области
Что говорит народ: лучшее из соцсетей
«На память об участии во власти Лигачеву остались трехкомнатная квартира в Москве на ул. Косыгина, в которой семья живет до сих пор, и машина «Лада» девятой модели. «Он стоял в очереди в профкоме ЦК полтора года, — говорит Александр Егорович [сын Лигачева], — и в июне 1990-го купил ее. Ездил на ней в основном я. Три спидометра намотал»…
«Да, в этом мире всегда так: если работаешь на него бескорыстно, тебя помнят и уважают. Если только на унитаз – безвестно гниешь в могиле, как и все твои потомки…»
«Томской области больше никогда не везло так, как с Лигачевым. Особенно обидно за Жвачкина! Говорил же, что хочет стать последователем Лигачева в созидании, а что в итоге?»
«Знаю, что Егор Кузьмич при жизни не одобрял никаких мероприятий по увековечиванию «себя». Но сейчас-то можно! Почему бы, например, не открыть в Томске школу Лигачева, со специализацией на воспитании будущих «государственников»?»
«Наверное, наши постеснялись написать на стеле, что Лигачев коммунист, назвав просто гражданином? А зря! Путин его именно за это всегда уважал и уважает. После того самого заседания сам подошел, пожал ему руку, пригласив обращаться в любой момент».
«И на что Лигачев потратил эту возможность «обращаться»? На Ходорковского? Разве стоило оно того?»
«Если бы не то обращение «про Ходорковского», то страна лишилась бы, по сути, нефтянки. А за что по-вашему его Мишу «мочить» начали? Не за налоги же – мало ли кто их тогда не платил! Именно за покушение на передачу самых нефтеносных месторождений страны США. Не будьте наивными, как говорится…»