Томский академический симфонический оркестр под управлением Владимира Понькина готовит томскую премьеру Концерта для валторны № 4 В.А. Моцарта. Концерт «Главный представляет…» состоится уже в это воскресенье, 3 декабря, в БКЗ Томской филармонии.
28 ноября 2023 года впервые была вскрыта упаковка с комплектом оркестровых партий Концерта для валторны № 4 Ми-бемоль мажор В.А. Моцарта, который был издан компанией «Брайткопф и Хертель» в Лейпциге еще до Первой мировой войны. Сколько десятилетий пролежал этот нотный материал в библиотеке Томского академического симфонического оркестра, никто не знает. Равно и то, как они появились в Томске. В любом случае девственные ноты во вторник легли на пюпитры музыкантов. Поэтому смело можем утверждать: 3 декабря 2023 года в Большом концертном зале филармонии состоится томская премьера сочинения, написанного в 1786 году.
О предстоящей премьере мы говорим с концертмейстером группы валторн Захаром НИКИФОРОВЫМ, который будет солировать в Концерте № 4 В.А. Моцарта.
— Известно, что это произведение Моцарт написал специально для своего друга – валторниста Йозефа Лойтгеба. Правда ли, что рукопись написана разными чернилами – красными, зелеными, синими и черными? Что означают цвета? Или Моцарт так шутил, желая «позлить» друга?
— Мне кажется про разные цвета – это легенда. Я видел сканированную рукопись Концерта, она одноцветная. К тому же, писать, особенно переписывать ноты разными чернилами – дорогое удовольствие.
Все остальное правда – у Моцарта действительно был друг валторнист, и все четыре концерта он писал для него и ему посвящал.
Скорее всего, легенда родилась из-за характера Моцарта. Он действительно подшучивал над друзьями. По характеру он был веселый, озорной, шебутной. Даже в зрелом возрасте. При всей трагичности судьбы вся музыка его пронизана светом, добром, любовью, искренностью и вот этим веселым озорством. В рукописи этого концерта, на полях сохранились пометы, сделанные рукой Моцарта. К своему другу Йозефу Вольфганг по-дружески обращался: «schwein». По-русски звучит грубо: «свинья», но, видимо, сам Моцарт так любя говорил. «Ну, что, schwein, — писал он, — как тебе такой пассаж»? А на следующей странице снова дразнит: «А вот это ты сможешь сыграть»?
Думаю, так и есть этими усложнениями, которые шли по нарастающей от Концерта к Концерту, Моцарт хотел «разозлить» своего друга, усложнить ему жизнь, исполнение. Поэтому и оставлял в партитуре «записочки» примерно такого содержания: «Я буду смеяться, когда ты будешь «кувыркаться» в этом месте». «Давай попробуй сыграть»!
Почему он так поступал? Потому что он не писал для вечности – чтобы через 200-300 лет после его смерти им восхищались. Это для нас Моцарт – гений, а при жизни с ним никто не считался, не видели в нем гения. Да, как пианист он поражал техникой, виртуозностью игры, мог даже сочинить сходу, чем удивлял публику. Но на тот момент всем известный Сальери был куда более успешен, он был признан, уважаем, вхож в любые дома, у него было много учеников. У Вольфганга Амадея был только талант и веселый нрав.
— Концерт № 4 – это заключительный концерт для валторны с оркестром, он написан уже 30-летним Моцартом. Так что мы имеем дело со зрелым композитором. С точки зрения технической чем отличается четвертый Концерт от предыдущих трех?
— Сложностью. Каждый свой Концерт Моцарт усложнял. Первый им написан еще в детском возрасте. Он простенький, его изучают в музыкальной школе. С оркестром его исполняют не часто. А вот уже Второй концерт для валторны – это серьезное произведение, довольно сложное, оно признано эталонным. Его включают как обязательное во все серьезные конкурсы и прослушивания. В Томске Второй концерт я исполнял в 2008-м году, но в не в залах филармонии, а в Концертном зале ТГУ.
Четвертый концерт валторнисты называют «непростым». Моцарт сложен не столько техничностью, хотя и это есть, сколько чувством стиля. Сыграть его так, чтобы передать дух времени, чтобы был ощутим моцартовский стиль, его почерк – вот в чем сложность.
Четвертый Концерт отличается от Второго, во-первых, темпами. Второй концерт несколько подвижнее в первой части. Можно, конечно же, и Четвертый концерт исполнить в темпе Второго, но это будет уже другое «блюдо». Во-вторых, от Второго концерта веет молодостью. Музыка позволяет представить, как дети веселятся, бегают, радуются. Даже если в каких-то местах слышны минорные интонации, они все равно светлые. В Четвертом концерте тоже присутствует свет и радость, но ощущается и жизненный опыт Моцарта и в то же время в нем разнообразнее гармония. Все валторновые концерты немного похожи по форме, но страсть мелодическая в Четвертом на более высоком уровне, она пронизывает все сочинение. Жизнь Моцарта была очень сложна, и чем трагичнее становилась его судьба, тем более жизнерадостную и светлую музыку он сочинял. В Четвёртом концерте для Валторны есть грустные, минорные интонации, но они наполнены большей романтикой, минор здесь более щемящий, чем во Втором или в Третьем. При этом весь концерт наполнен солнечным светом раннего утра. Так я ощущаю эту музыку.
Что касается, технической стороны – да есть места, неудобные для исполнения, написанные как бы с насмешкой над исполнителем. Для кого-то Четвертый особенно сложен, потому не берутся исполнять.
— Из-за длительности сольных фрагментов?
— Да, в том числе. Например: во второй части есть очень неудобный кусочек, который повторяется три раза. Приходится выкручиваться, чтобы не сорваться, чтобы хватило дыхания. Есть несколько хитростей. Можно выбрать другой темп исполнения. Если ты будешь играть значительно быстрее, то тебе, конечно, хватит дыхания. Но тогда это будет не в стиле Моцарта. А можно, напротив, растянуть, то есть взять медленный темп и показать, какое у тебя прекрасное дыхание. Но в этом случае теряется смысл, получается, как чтение по слогам.
— Первая репетиция показала, что премьера будет интересной. Оркестр хорошо подготовлен. Более того, воодушевлен!
— Возвращаясь к началу беседы — для нас это произведение как раритет. Да, существуют современные издания оркестровых партий и партитур Четвертого концерта, которые исполняются по всему миру, но в наших руках сейчас ноты, изданные очень и очень давно. При этом сохранились просто идеально. Представьте, что Вы нашли клад, к которому не прикасалась человеческая рука десятки лет, а зная историю музыкального Томска, возможно и сотню лет. С каким чувством вы окунётесь в открытие этого клада? То же чувство и у музыкантов нашего оркестра. Всем музыка очень понравилась. Кроме того, Моцарт с Брукнером отлично сочетаются. Они дополняют друг друга. Хотя они – абсолютно разные планеты. Но корень один. Возможно, их сближает культура – оба родом из Австрии.
Концерт «Главный представляет…» состоится 3 декабря в БКЗ Томской филармонии.
Татьяна ВЕСНИНА