Театры региона показали свои лучшие спектакли за два сезона. 27 ноября на сцене Томского театра драмы состоялось награждение и жюри объявило победителей.
«История «Театрального фестиваля «Маска» уходит в начало 1990-х. Мы гордимся тем, что наш фестиваль родился гораздо раньше, чем «Золотая маска». Сейчас это традиционный смотр спектаклей, который проходит раз в два года. Все 10 спектаклей, которые представят театры в этом году, были созданы в предыдущие два сезона», – отметила член Союза театральных деятелей и жюри фестиваля Татьяна Веснина в начале конкурсных просмотров.
А судьи кто?
Участниками фестиваля стали шесть театров – драмтеатр, ТЮЗ, «Скоморох», Северский театр для детей и юношества, Северский музыкальный театр и театр «Индиго». Показы прошли с 22 по 26 ноября на площадках театров. Зрителям волнение артистов не передавалось, критерии выбора спектакля у театралов совсем другие – кто-то является давним фанатом ТЮЗа, кого-то влекут постановки Театра драмы. Есть свой преданный зритель у «Скомороха», Северского музыкального театра и Театра для детей и юношества. Театральный сезон начался совсем недавно, и стосковавшийся по театру зритель с наслаждением окунулся в круговерть постановок. «Маска» же дала ему еще одну возможность настроить себя, как камертон, на лучшие работы томских театров.
В этом году в состав жюри вошли:
Татьяна Веснина – театральный критик, музыкальный редактор Томской областной государственной филармонии, член экспертного совета фестиваля «Золотая маска»;
Елена Глебова – редактор журнала «Страстной бульвар,10», член экспертных советов международных и всероссийских театральных фестивалей;
Дина Демина – театровед, пресс-секретарь Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, член экспертного совета фестиваля «Золотая маска»;
Марсель Смердов, режиссер театра-студии «Камертон», Ижевск.
С большим интересом принять участие в работе жюри планировали Ирина Алпатова – театровед, театральный критик, кандидат искусствоведения, член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска», и Виктор Платонов – театральный художник-постановщик, сценограф, лауреат Премии «Золотая маска», член Союза театральных деятелей России, главный художник Московского детского театра теней. Форс-мажор внес коррективы, но оргкомитет Томского регионального фестиваля «Маска» надеется на встречу с ними в новом проекте, который вновь соберет всех на фестиваль через два года.
Когда все маски сброшены…
27 ноября состоялось долгожданное подведение итогов фестиваля. Интригу до последнего не раскрывала и Татьяна Веснина:
– Для меня это особая «Маска», поскольку все предыдущие фестивали я сидела в зале как театральный критик и писала потом рецензии. А здесь мне пришлось еще и работать в жюри. А это страшно ответственно. Опыт работы в «Золотой маске», с одной стороны, помогает, а с другой – накладывает определенные ограничения и обязательства.
Могу сказать, что томские театры в очень хорошем состоянии. Когда мы выходили на труппу и говорили, мои коллеги, приехавшие из Москвы и Петербурга, отмечали хорошие работы актерские, хорошие ансамбли. Это говорит о том, что театр как коллектив сложился. Особенно, допустим, впечатлили моих коллег работы Северского театра для детей и юношества. Театр они отметили как коллектив. Точно так же говорили о сложившемся ансамбле в ТЮЗе, театра «Индиго».
Если говорить о профессиональных оценках, то жюри действительно подходило к своим задачам профессионально, по принципу «Золотой маски». Там действует правило: профессионалы – профессионалам. И не делалось никакой скидки на то, что это региональный фестиваль, на возможные обстоятельства.
Судили честно, но оптика наша была настроена на хорошее. Старались его замечать и выделять. Из всех четырех действий арифметики мы все-таки выбрали сложение. Мы складывали эти хорошие и яркие впечатления, и в результате подвели итог.
В положении о фестивале не было Гран-при. Жюри выделило его, потому что было так много мощнейшей конкуренции в этот раз. Не знаю, как в предыдущие фестивали складывалась ситуация, но в этот раз в каждой номинации (а их 10-11) было по 3–5 номинантов!
Очень сильная конкуренция сложилась, допустим, в номинации «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль второго плана» и «Лучшая мужская роль второго плана».
Хотелось отметить много достойных работ, поэтому придумали еще одну номинацию – Гран-при, выделив спектакль, который, наверное, по всем параметрам был лучшим. Жюри исходило из общей театральной ситуации в России. То есть каждый спектакль мы вписывали в театральный ландшафт России. И поэтому могу сказать: спектакль, который получит Гран-при, – он один из лучших в России на сегодня. Ровно так же, как спектакль большой формы. Мы и в этой номинации тоже сделали свои градации, выделив номинации спектакля большой и малой формы.
И надо сказать, что мнения жюри разделились: в той и другой номинациях оказалось по большинству голосов – были голоса за «Король-олень», были голоса за «Книгу всех вещей». Из этих двух спектаклей было не просто трудно, а очень-очень трудно выбрать кого-то лучшего.
Жюри работало словно тяжелоатлеты – первый подход, второй подход… Коллеги брали тайм-аут, когда не складывалась дискуссия. И вновь возобновляли дебаты и голосовали. Я считаю, что в жюри сложилась очень хорошая команда. Мы находили взаимопонимание между собой, и в разговоре с артистами мы попытались донести свое видение спектакля. И это были не просто мнения, а разговор по душам – впечатления, мысли, ассоциации…
Награда нашла героя!
Очевидное лидерство двух спектаклей — «Король-олень» (Театр драмы) и «Книга всех вещей» (ТЮЗ) — не ослабило интригу фестивального финала. У каждого спектакля была своя дорога к зрителю. Тюзовская постановка захватила и покорила театралов с премьеры. Спектакль, сыгранный на планшете сцены, сделал зрителя участником сюжета, погрузив его в трагическую и одновременно трогательную атмосферу семьи главного героя. Перенесенный позднее на большую сцену, спектакль расширил границы погружения в сюжетную канву, не потеряв главного — зритель вместе с Томасом проживает все его страхи и волшебные фантазии так, словно идет с ним к финалу спектакля вдвоем, держась за руки.
«Король-олень» — атмосферная, красивая и завораживающая постановка Сойжин Жамбаловой на сцене Театра драмы. У этого спектакля может быть разный зритель, но ошибется тот, кто будет искать в нем только комедию дель арте, несмотря на то что пьеса Карло Гоцци увидела свет с XVIII веке. Век двадцать первый стремительно ворвался в сюжет, а значит, Добро и Зло обретают новые лица и новое прочтение. Сложный и красивый спектакль набирал зрелость и свободу звучания постепенно, вызревая, как хорошее итальянское вино. И вот итог…
На церемонии закрытия зрителей встретили герои постановки областной драмы «Король-олень». В прошлом году спектакль попал в расширенный список номинантов на «Золотую маску», получив и ныне доброжелательные отклики экспертов.
Призы за актёрский ансамбль и лучший драматический спектакль малой формы уехал в Северский театр для детей и юношества за постановку «Утиная охота». Там же выпустили лучший детский спектакль – «Денискины рассказы».
Томский областной театр драмы завоевал несколько премий:
В номинации «Лучший драматический спектакль большой формы» победил спектакль «Король-олень».
В номинации «Лучшая работа режиссёра» победителем стала Сойжин Жамбалова за спектакль «Король-олень».
Номинацию «Лучшая женская роль» завоевала Ирина Шишлянникова (за роль Юганы в спектакле «Из племени Кедра»).
Номинацию «Лучшая женская роль второго плана» получила Олеся Казанцева (за роль Смеральдины в спектакле «Король-олень»).
В номинации «Лучшая сценография» победила Дарья Здитовецкая, художник спектакля «Из племени Кедра».
Хореограф постановки «Король-олень» Мария Сиукаева получила спецприз жюри «За пластическое решение спектакля».
Специальную премию «За честь и достоинство» получил заслуженный работник культуры РСФСР Александр Жеравин, 18 лет проработавший директором Томского театра драмы.
Открывший конкурсную программу спектакль «Книга всех вещей» подарил томскому зрителю радость возвращения на основную сцену ТЮЗа. Триумфальное шествие томской «Книги всех вещей» по фестивальным и конкурсным дорогам завершилось победой в областной «Маске» – спектакль получил Гран-при.
В номинации «Лучшая мужская роль» победил Тимофей Абаскалов (роль Томаса в спектакле «Книга всех вещей»).
В номинации «Лучшая мужская роль второго плана» выиграл Владимир Хворонов (роль Отца в спектакле «Книга всех вещей»).
Спецприз жюри «За световое оформление» достался художнику по свету Наталии Гаре за четыре спектакля, среди которых наша «Книга всех вещей» и «Полина ищет па».
Поздравляем победителей!
Эпилог, которого не было
НО! Никто не назвал еще одного номинанта, который принимает участие в каждом областном фестивале «Маска», всегда приходит на церемонию и уходит с нее с заслуженной наградой. Он воспитан, иногда скромен, подчас несдержан. И всегда верен избранному пути. Это преданный искусству Зритель – истинный театрал и интеллектуал, без чьего присутствия не может быть ни фестиваля «Маска», ни премьер, ни театральных лабораторий, ни экспериментальных постановок. Это он противоречит театральным критикам и выбирает к просмотру спектакли, поддерживает любимых артистов и возносит хвалу Его Величеству Театру.
Пусть так будет сегодня, и пусть так будет всегда!
Тамара ЯНОВСКАЯ