Опубликовано 7 ноября 2023
19:00

Лауреаты конкурса «Хибла Герзмава представляет…» выступили в Томске

В конкурсе, прошедшем с 11 по 22 января 2023 года, приняли участие 35 оперных исполнителей и 16 концертмейстеров из России, Беларуси, Азербайджана, Армении, Бразилии, Казахстана, Китая, Монголии, Франции и ЮАР. Всего было прислано 800 заявок от исполнителей из 38 стран мира. Общий призовой фонд конкурса составил более 12 млн рублей, из которых 6,7 млн рублей предоставил Президентский фонд культурных инициатив. Помимо ценных призов и денежных премий лауреаты конкурса получили возможность выступать на лучших сценах страны и за ее пределами. Каждое из таких выступлений может сыграть роль своеобразного карьерного трамплина в жизни молодых исполнителей и поможет им реализовать свой творческий потенциал…

ВЕЧЕР БОЛЬШОЙ ОПЕРЫ

6 ноября в Органном зале Томской областной филармонии при поддержке Президентского фонда культурных инициатив состоялся концерт лауреатов Первого международного конкурса вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмава. В нем приняли участие одаренные вокалисты и пианисты, победившие в конкурсе прославленной дивы. Молодые оперные исполнители уже выступают на лучших мировых площадках, среди которых Большой театр России, Мариинский театр, Зальцбургский фестиваль, Гамбургская государственная опера, Греческая национальная опера, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко и многие другие.

Концерт прошел в рамках Музыкального фестиваля «Хибла Герзмава приглашает…». Хибла Герзмава — одна из самых востребованных певиц нашего времени, выступающая на ведущих мировых оперных сценах. Выдающийся музыкант и талантливая актриса, сегодня Хибла — не только оперная дива: она доцент кафедры сольного пения Московской консерватории, друг и наставник начинающих солистов, основатель и руководитель музыкального фестиваля «Хибла Герзмава приглашает…». Творческий путь певицы, ее работа с разными режиссерами, дирижерами, солистами-партнерами, выступления не только в оперных театрах, но и на самых значимых концертных площадках, ее авторитет в музыкальном мире являются примером для молодых исполнителей. Конкурс вокалистов и концертмейстеров, инициированный Хиблой, — это не только новый творческий шаг певицы, обладающей безошибочной интуицией и даром увидеть подлинный талант, это продолжение ее человеческих устремлений – любить и опекать людей.

– В августе в Абхазии, на родине Хиблы Герзмава, был дан старт Большим гастролям лауреатов фестиваля, – поделилась впечатлениями от тура Ольга Бестужева, куратор музыкального фестиваля. – В общем гастрольном графике Томск одиннадцатым по счету принимает будущих корифеев оперной сцены, при этом став первым в ноябрьском блоке концертных программ, которые мечтают услышать зрители в разных уголках нашей страны. Певцы выступят в двадцати городах России. Сложностей в концертном графике хватает – ведь каждый из солистов служит в театре, имеет свой репертуар. Поэтому в большом туре происходят замены. Томской публике повезло – в Органном зале филармонии в этот вечер выступил обладатель Гран-при фестиваля, приглашенный солист Мариинского театра Алексей Кулагин. 4 ноября на канале «Культура» взял старт проект «Большая опера», в котором принимает участие Екатерина Савенкова, а в этот вечер она вышла уже на томскую сцену…

В концерте приняли участие солисты Мариинского театра Ольга Маслова (сопрано), Глеб Перязев (бас) и Вячеслав Васильев (баритон), солист Казахского национального театра оперы и балета Дамир Садуахасов (тенор), приглашенная солистка Мариинского театра Екатерина Савинкова (сопрано), солистка Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Мария Лупарева (сопрано), обладательница Приза зрительских симпатий Жаргал Цырендагбаева (сопрано), а также Алексей Кулагин, обладатель Гран-при фестиваля.

– Вокальные произведения композиторов – это письма из прошлого. Мы должны эти письма прочесть и донести до слушателя, – считает Дамир Садуахасов,  солист КазНТОБ им. Абая. – Такое совместное «чтение» обогащает и певца, и слушателей, поднимая исполнительское мастерство на новый уровень…

Томская публика «читала» музыкальные послания с восторгом – фантастическая акустика Органного зала позволяет голосам вокалистов раскрыться во всем великолепии!

Концерт в Томске явился частью масштабной программы музыкального фестиваля, стартовавшего в Сухуме. Примадонна оперной сцены создала его еще в 2001 году, и если сначала он проходил в родной для певицы Абхазии, то позже значительно расширил свои границы. Концерты с участием лучших исполнителей классической музыки проходили в Большом зале Московской консерватории, на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, а также за рубежом. В этом году фестиваль выходит на новый уровень: мероприятия запланированы в 20 городах России, Беларуси, Казахстана и Абхазии. Помимо концертных выступлений в рамках фестиваля запланированы творческие встречи артистов с учащимися профильных музыкальных учреждений.

 

– Конкурс «Хибла Герзмава представляет…» продолжает традицию, которая была заложена еще в середине ХХ века, когда в Томск приезжали молодые солисты и лауреаты Конкурса Чайковского, – отметила музыкальный редактор Томской филармонии Татьяна Веснина. – Как в те памятные дни, так и сегодня Томск знакомится с лучшими артистами, будущими звездами. Эти звезды уже зажглись на международных конкурсах. Они поют на лучших сценах мира, в Москве, в Петербурге – Мариинский театр, Большой театр… И Томску просто крупно повезло, что он был включен в маршрутный график этого фестиваля. Много где лауреаты конкурса уже побывали. Томск 11-й на этой карте и первый в ноябрьских концертах. Мы открываем их для себя, а они открывают для себя наш город…

Первый конкурс основательницы оперного и музыкального батла Хиблы Герзмава завершился лишь формально. Триумфальный тур лауреатов проходит по филармониям и концертным залам России. И СМИ, и социальные сети полны восторженных откликов и публикаций, внимание к молодым именам не ослабевает ни на минуту.

ОЛЬГА МАСЛОВА: ОДИН ТЕАТР, ДВЕ СЦЕНЫ

Ожидая концерта в Томске и отслеживая гастрольные вступления молодых оперных исполнителей в разных городах, имя Ольги Масловой отмечешь особым порядком. Имя этой оперной певицы с начала конкурса и в ходе гастролей стало для многих любителей оперного искусства загадкой и своеобразным манком. Почти каждый исполнитель, принявший участие в фестивале и ставший лауреатом, имеет колоссальный творческий бэкграунд – бесчисленные, буквально бесчисленные победы в международных конкурсах, выступления на лучших оперных сценах. И как следствие – заслуженное развитие карьеры певческой. Еще недавно Ольга Маслова была солисткой оперной труппы Приморской сцены Мариинского театра. С апреля 2023 года наступил новый жизненный этап – она стала солисткой петербургской оперной труппы Мариинского театра и приглашенной солисткой Приморской сцены.

 

Ольга, вашему участию в конкурсе Хиблы Герзмава предшествовал солидный список побед и лауреатских премий международных конкурсов. В отличие от некоторых своих коллег по сцене к моменту начала фестиваля вы уже находились в статусе солистки Приморской сцены Мариинского театра. В определенном смысле цель была достигнута – вы выходили на одну из самых престижных оперных сцен страны. Почему вы решили принять участие в этом вокальном конкурсе?

– На самом деле так может только показаться, что я очень именитая и известная. (Смеется.) Но по факту моя карьера началась, когда я начала петь большие партии на больших сценах. Поэтому для меня сейчас фестиваль – большой толчок в развитии. Мне безумно интересно путешествовать, встречаться с разными людьми на разных сценах. Для меня это огромный опыт, это сильно заряжает. Очень интересно общаться со зрителями в разных городах, у которых разные вкусы, предпочтения, и даже менталитет. И несмотря на такое разнообразие вИдений и представлений слушатели нас всегда очень хорошо принимают. Мы много где были – и это показатель того, что искусство действительно объединяет людей. Необычайно интересно пробовать себя в разном репертуаре и все время искать. Такая возможность очень развивает.

Вы исполните конкурсные задания или любимые арии?

– Это будет Чио-сан. Я пою ее еще с института, для меня это знаковая и ария, и партия, которую я очень люблю. Я готовила ее на Приморской сцене, но не успела ввестись, поскольку меня перевели уже на родную сцену обратно. Поэтому я с очень большим чувством к ней отношусь. И «Светизианка», романс Римского-Корсакова. Я исполняла его в Академии молодых певцов Мариинского театра. Его я буду петь с оркестром в Воронеже, там пройдет большой сольный концерт. Мне хотелось представить публике те произведения, которые исполнялись уже давно и какие-то новые вещи прожить, чтобы найти ключ к дополнительным эмоциям.

Какая публика приходит на концерты?

– Она всегда разная. Это легко отследить по той обратной связи, которая случается сразу после концертов и в онлайн-пространстве, или в комментариях к видео в социальных сетях. Очень разные люди – и те, кто живет с театром с малых лет, кто очень любит театр, наслушанный и образованный в плане театра даже лучше и больше, чем я и многие мои коллеги, – это настоящие фанаты. И есть люди, которые пришли случайно, в первый раз. Это событие для них случилось неким откровением, что классика – это драйвово, круто, весело, и нет штампа, что опера – это скучно. Вдруг оказывается, что это так красиво и интересно. Всегда очень приятно видеть людей, которые только начинают открывать для себя этот новый мир. Очень приятно, что это проходит с моим участием. И конечно, интересно общаться с людьми, чей образовательный уровень и погруженность в театр вообще и в оперу, в частности, вызывают восхищение. Мне важно мнение людей с разными интересами и разными вкусами о моем исполнении, моей актерской игре: насколько они верят мне, насколько задачи в плане образности, в плане смысла, которые я хочу передать своим исполнением, отвечают их ожиданиям, отзываются в них. Ведь когда ты живешь в замкнутом пространстве, работаешь примерно на одну и ту же публику, когда ты ее знаешь досконально и она тебя знает досконально – ты замыкаешься в самом себе, и начинается постепенная деградация.

А когда ты все время в поиске, все время в каком-то пути, то продолжается и мое развитие, и слушатели сохраняют интерес и тоже развиваются. Они слышат новых артистов, новые произведения. А для нас, артистов, это всегда, с одной стороны, испытание, когда выходишь с некой опаской (как тебя здесь примут, насколько будет расположена публика?). С другой – всегда есть желание и стимул сделать еще лучше, чтобы мое исполнение понравилось слушателям.

«КЛАН СОПРАНО»

Именно этим метким определением наградили команду лауреатов фестиваля в Санкт-Петербурге, имея в виду основательницу конкурса и идейного вдохновителя Хиблу Герзмава. Определение точное, емкое и, как это ни странно, несущее в себе буквальную смысловую нагрузку. Успевшим попасть в зал задолго до концерта повезло наблюдать репетицию вокалистов и концертмейстеров. А все призы и гешефты давно вручены, и часть из них уже работает и на имидж театров, и на развитие карьеры каждого участника гастрольного тура… Трудности конкурсных испытаний позади, но слаженная, дружная работа концертмейстеров и вокалистов, в которой важно все: и работа над музыкальным материалом, и забота о коллегах, и внимание к деталям, и шутки, – всё говорило о том, что команде единомышленников любое испытание по плечу.

Так и случилось. Талантливые певцы из России и Казахстана исполнили известные арии, романсы, песни и дуэты русских и зарубежных композиторов. Концертмейстерами выступили лауреаты конкурса Хиблы Герзмава – концертмейстер Молодежной оперной программы Большого театра Марк Ваза и пианист Дмитрий Трофимов.

Слушатели, пришедшие в этот вечер в Органный зал Томской филармонии, совершили музыкальное путешествие, о котором вначале могли только мечтать, а после о нем остается вспоминать с восхищением!

 

 

Маргарита КОМАРОВА

Фото: Елена АСТАФЬЕВА