Опубликовано 13 октября 2023
20:41

На двух стульях: Василий Еремин опубликовал пост о Берии

Безусловно историю нужно чтить, воздавать должное тем, кто ее творил и создавал. Например, трудно переоценить роль военных строителей, которые совместно с огромным строительным комплексом страны во второй половине прошлого века сдавали миллионы квадратных метров промышленных и гражданских объектов.

В этом году свое 75 — летие встретила общественная организация «Союз офицеров ветеранов ЦУ ВСЧ 25525 МОДВ АЭП». Делегация наших земляков из Северска приняла активное участие в торжественном мероприятии, проходившем в стенах ГК «Росатом» в Москве. По возвращению,  они провели аналогичное празднование и чествование ветеранов в родном городе.

Сразу отмечу, что полностью присоединяюсь ко всем поздравлениям, пожеланиям и высоко оцениваю вклад военно-строительных частей в развитие Томской области в годы их деятельности.

Но каково же было мое удивление, что к данному юбилею Комитетом данного союза офицеров — ветеранов ВСЧ была изготовлена юбилейная медаль, позднее переименованная в почетный знак, с изображением на аверсе «отцов» атомного проекта Игоря Курчатова и… Лаврентия Берии.

Бои неместного значения

Что относительно роли Игоря Викторовича, ни у кого из читателей, видимо, сомнений не может быть. Но появление на нагрудном знаке изображения государственного преступника, да еще и в форме, и государственными наградами (Лаврентий Берия, как известно,  разжалован и лишен всех наград 70 лет назад) у меня, мягко говоря, вызвало недоумение. Хотя в сети интернет и различных пабликах активно шло обсуждение этого парадокса. Вспомните, хотя бы, статью Владимира Долгих «Мумия возвращается».

На мой взгляд, здравый смысл должен всё же возобладать. Тем более что один из входящих в указанный «Союз ветеранов», полковник в отставке Валерий Ефимов свои достаточно убедительные аргументы подкрепил экспертным  мнением на эскиз данного знака. Он же в данной статье и, особенно в последующих комментариях, убедительно отстаивал мнение о недопустимости изготовления медали в данной форме.

Вот только по непонятной мне логике, Комитет не прислушался к здравым призывам Валерия Анатольевича, организовав изготовление данной награды. Оказалось, на личные средства одного из членов комитета, попутно переименовав  ее в «почетный знак».

Но вмешательство Валерия Ефимова в «процесс медалетворения» всё же не прошло даром.

Вручать в торжественной обстановке награду с ликом государственного преступника на собрании, прошедшем в сентябре месяце в «Росатоме», они не решились. Думаю, подобная  рекомендация была высказана и руководителям ветеранских организаций на местах.

Согласитесь, странная логика. С упорством лучшего применения, бьёмся за награду, одновременно, как бы стыдясь, выдаём её фактически из – под полы.

От первого лица

 Чтобы разобраться с таким решением, я связался с Валерием Ефимовым, проживающим в городе Новоуральске (ЗАТО Свердловск — 44). Вот наш краткий диалог.

Вопрос — «Я прочитал Ваши комментарии под статьей «Мумия возвращается». Почему Вы так настойчивы в своей позиции?»

Ответ: « Моя позиция основана на экспертном заключении Михаила Шелковенко, заместителя председателя Постоянной комиссии Геральдического совета при Президенте Российской Федерации по вопросам региональной и муниципальной символики. В своём заключении он, в частности, указал: «На лицевой стороне медали помещено изображение Лаврентия Берии, который был осужден Специальным судебным присутствием Верховного суда СССР 23 декабря 1953 года. Более того, в 2000 году ему было отказано в реабилитации. Несмотря на все реальные заслуги этого человека в развитии советской атомной отрасли вместе с иными заслугами на государственных постах СССР, это обстоятельство не позволяет использовать его изображение на любых знаках, имеющих официальное или общественное значение. Тем более для знаков, предназначенных для ношения на одежде».

Помимо этого пункта, эксперт отметил ещё ряд иных несоответствий правового и геральдического характера. Вывод его был однозначен: «В силу изложенных выше обстоятельств, предлагаемый знак не может быть утвержден, изготовлен и вручаться в данном варианте».

Вопрос — «И, тем не менее, знак был изготовлен и вручен ветеранам ВСЧ. Почему к вам не прислушались и почему вас не поддержали сослуживцы?»

Ответ: «Для меня такая настойчивость в желании увековечить Лаврентия  Берию подобным образом, тем более, людьми, имеющими высшее образование и, как мне казалось, достаточные знания, более чем непонятна.

Как оказалось, эскиз разрабатывал и оплачивал за счет доходов своего личного предприятия, мой сослуживец по казахстанской площадке полковник (мы все уже в отставке) Николай Нефатов.

В обосновании своей позиции, он заявил, что разместить на знаке лик Лаврентия Павловича, есть  его личное решение, цитирую, «…основанное на длительном общении с ветеранами Росатома и личном анализе информации и произошедших событий за его сознательную жизнь. Государственная позиция СССР больше не может быть в приоритете, так как нет этого государства, оно предано и разрушено нашими бывшими вождями».

К сожалению, облечь «личное решение» в общественное, пусть даже со всеми уставными нарушениями, аргументируя личными финансовыми затратами, оказалось очень легко. Хотя, как я узнал позже, даже на стадии обсуждения, в Комитете нашлись офицеры, возражавшие против изображения Лаврентия Берии на данном знаке. Это что касается, поддержали или нет.

Меня поддержали и достаточно много моих сослуживцев с периферии. Достаточно для того, чтобы продолжать отстаивать нашу позицию или как я говорю, заниматься просвещением непросвещенных масс».

Вопрос: «Но  знаки с почетным Лаврентием раздавались 120 делегатам торжественного собрания проходившего в стенах ГК «Росатом» 21 сентября, и впоследствии закономерно растеклись по всей стране, в территориальные общественные организации ветеранов ВСЧ и даже в соседний Казахстан. Значит, вы проиграли?»

Ответ: « Проиграли мы или нет — покажет время. На данном этапе мы имеем частичное признание правомерности нашей позиции Комитетом, отказавшимся от «торжественного вручения частной награды». Второе — нам удалось создать дискуссионное поле о нравственной стороне произошедшего, и оно будет только разрастаться.

Третье — увезенные и разосланные медали по территориям стали вручаться ветеранам в связи с 75 летим ВСЧ и в отдельных случаях, представители муниципальных и законодательных органов власти, ознакомившись с нашей позицией, дистанцировались от вручения таких наград, а способные к критическому анализу ветераны не принимают такие награды. Всё перечисленное вселяет в нас уверенность и в дальнейшем отстаивать наши принципы.

Ну и в — четвертых, впереди правовая оценка произошедших событий. Согласитесь, но это парадокс, когда общественная организация по факту своей атрибутикой реабилитирует государственного преступника, узурпируя не свойственные ей государственные функции, подвергая сомнению решение суда высшей инстанции. За это же должен кто-то ответить».

Думайте, что делаете!

Вашему вниманию предлагаются только краткие выдержки из нашего продолжительного  разговора с «возмутителем спокойствия» Валерием Ефимовым, человеком чести с твердой гражданской позицией.

И я с ним солидарен, как и он считаю, что в наше время, в период увлечения разнообразными «конторами» выпуском всяких значков и наград, власть должна занять позицию, не позволяющую себя дискредитировать.

Правильно было бы регламентировать действия всех ветвей власти, чтобы при приглашении на то или иное торжественное событие не попасть впросак. Кстати, а в Северске, на прошедшем 5-го октября торжественном собрании ветеранов военно – строительных частей, как следует из  отчета председателя совета ветеранов Автандила Восканяна, присутствовали заместитель главы города Николай Славиогло и председатель думской фракции «Единой России»  Ольга Ермолова.

Присутствовали, поздравляли, фотографировались с лицами, награждёнными медалью или знаком с портретом государственного преступника. Интересно, что они говорили при этом?

Беседовал Василий ЕРЕМИН