Опубликовано 5 сентября 2023
16:30

АРТ-КОНСЕРВАЦИЯ: Купеческий кутеж на Герцена, 15/1

Последние дни уходящего лета с сентябрьской щедростью отдают нам свое тепло, даря возможность насладиться прогулками по старинному Томску. Можно заглянуть в музеи, пройтись по тихим аллеям Лагерного сада, проехать на гремящем трамвае через весь город, чтобы воскресить в памяти уголки своего детства и юности, заглянуть в Горсад – поздороваться с восстановленными колоннами на входе, прокатиться на колесе обозрения. Именно с него открывается не захватывающая, но очень теплая и сердечная картина старинного города, утопающего в зелени. А если окинуть взглядом лежащую далеко внизу улицу Герцена, то один дом совершенно точно привлечет наше внимание.

Дому на Герцена,15/1 более 150 лет… Уже один этот факт заставляет внимательнее всмотреться в его уставшие окна и стены. Крутая лестница ведет на второй этаж. Последние жильцы покинули его очень давно, оставив без сожаления банки для солений, разбитую мебель и грозные объявления «Бумагу в унитаз не бросать!» О как! Дом при всей своей богатой событиями жизни успел побыть благоустроенным. Однако благополучные времена миновали, дни купеческого особняка клонились к закату…

 

 

 

 

Но именно его судьбой оказались озабочены Центр сохранения исторического наследия и волонтерское сообщество «Том Сойер». Веселый субботник в сценарии купеческого кутежа объединил людей разных профессий и интересов. Не дать кануть дому в неизвестность пришли неравнодушные томичи, волонтеры и гости города. Совсем скоро старинный особняк преобразится благодаря иллюстрациям дизайнера Екатерины Комановой и спонсорской помощи депутата Максима Лучшева.

Светлана Савина, председатель ТРОО «Центр сохранения исторического наследия», с особой теплотой поблагодарила спонсора за готовность помочь в большом и долгосрочном проекте – сделать этот дом арт-объектом. Без пафоса и без помпы, просто от души предложенная помощь дорогого стоит!

– Программа по сохранению старинных домов показала свою работоспособность, но ей нужно придать дополнительный стимул, – отметил Максим Лучшев. – Я уже не раз предлагал обратить внимание на кредитование таких проектов. Государственное кредитование позволит выйти на новый виток развития, и дома будут восстанавливать. Пусть уже скоро этот дом попадет в программу «Дом за рубль».

 

Слева был сад, справа – Буфф-сад

– Арт-консервация – это один из крутейших векторов деятельности Центра сохранения исторического наследия, – считает краевед-волонтер Алина Багинская. – Это очень важно – знать место, где проходить акция, направленная на привлечение внимания к проблеме домов, составляющих фоновую застройку Томска.

Дом на Герцена, 15/1 находится в историческом центре Томска, в районе Нижняя Елань. Полагая, что это дом княгини Трубецкой, волонтеры воодушевились его столь солидным бэкграундом. Краевед Роман Петрушин порекомендовал изменить вектор восприятия ситуации – и более корректно это строение стоит называть Домом Морозовой. Дореволюционная топонимика предполагала присвоение адресов целым усадьбам, которые включали в себя два, три и более строений, принадлежавших одному хозяину. В советское время все дома бывших усадеб получили дробную нумерацию, которая сохраняется местами и по сей день.

Особняк по Герцена, 15/1 входил в комплекс строений, от которых в настоящее время сохранилось 2 дома. По некоторым данным, вполне возможно, что княгиня Трубецкая все-таки проживала в этом доме, как и вошедший в историю города пивовар Крюгер, завод которого находился в Заистоке.

Купеческая чета Морозовых оставила заметный след в истории города. Купцу Морозову принадлежало в Томске много объектов недвижимости – в частности, театр «Интим», находившийся на месте кинотеатра «Киномир», как и Буфф-сад, любимый горожанами. До появления облагороженного пространства сада на его месте высился лес. В пору своего расцвета Буфф-сад пользовался большой популярностью, вход в него был платным… Нижняя Елань вообще слыла ботаническим оазисом своего времени. Купечество на Александровской улице (ул. Герцена) владело зимними садами и оранжереями? Очень может быть… На самом деле эта улица и вправду была улицей садов и оранжерей: помимо Буфф-сада, Горсада, в начале улицы – Александровская, 3 – существовало Общество садоводов. Состоять в этом обществе было почетно и ответственно – членский взнос составлял целых 5 рублей (!). Энтузиасты разводили в оранжереях сообщества интересные и редкие растения, выписывали семена, внося тем самым свой вклад в историю садоводчества Томска. Потому-то концепция оранжереи и легла в основу арт-консервации этого замечательного дома.

Бессрочная персональная выставка в центре города

Самый настоящий конкурс прошел в преддверии арт-консервации. За два месяца до дня Х был проведен конкурс иллюстраторов. В отборочном туре приняли участие 35 участников, в финал вышли 15 художников, представивших разные концепции росписи дома. Победителем стала художник-иллюстратор Екатерина Команова. Ей досталась благодарность от мецената Максима Лучшева, ее работой будут любоваться томичи и гости города уже совсем скоро.

– Я благодарна за возможность принять участие к таком конкурсе, за возможность проявить себя, показать свои творческие способности. Необычные эмоции, невероятные, и не верится до сих пор, что будет красота, созданная по моим эскизам, – поделилась своими чувствами Екатерина Команова. – В основе моей идеи концепция оранжереи. Ведь в истории этой улицы оранжереи играли важную роль. Эта часть города была ухоженной и цветущей – сады и оранжереи были ее достопримечательностью и украшением. Поэтому захотелось воплотить в жизнь эту идею. Думаю, что дом будет привлекать внимание после завершения работ.

Я очень хотела принять участие в этом проекте, поэтому сразу отозвалась на предложение организаторов принять участие в конкурсе эскизов. Я профессиональный дизайнер, и много работ выполнено на заказ, но такая масштабная история мною сделана впервые. Подумалось: если выиграю, буду радоваться сама, и горожанам будет приятно видеть этот дом в новом свете.

– Важно напомнить, для чего служит арт-консервация, – считает директор Первого музея славянской мифологии Ольга Павлова. – Мы очень надеемся, знаем и верим, и наш опыт подтверждает: когда на старинном, угрюмом и неуютном доме появляются красивые росписи, на этот дом потом точно обращают внимание купцы-меценаты. Потому это событие сродни возникновению жизни.

Работа кипела: кто-то был занят на уборке территории, кто-то потянулся за кистями и красками. Купеческий чай с баранками и сушками оказался очень кстати – все порядком устали. Но результат того стоит! Новая «оранжерея» прописалась по старому адресу, замыкая виток истории сибирского города в одном конкретном месте. И таких проектов будет еще много, а значит, негромкая красота старинного Томска будет расцветать новыми красками.

Маргарита КОМАРОВА

Фото автора