Опубликовано 30 июля 2023
18:00

Музей деревянного зодчества: выставка студии Ларисы Распоповой

В Томске открылась выставка студии масляной живописи Studiapaintinq, руководимой художником и педагогом Ларисой Распоповой.

Место для проведения выставки было выбрано неслучайно. По словам руководителя студии, в музее особое отношение к авторам, особая энергетика и особая аура. И это действительно так – с первых минут и шагов в этом уютном пространстве с посетителями выставки происходят удивительные метаморфозы. Где-то за стенами старинного особняка остаются суета города, шум машин и спешащие по своим делам люди. Само название выставки «Лето в разгаре» стало проводником по многочисленным работам студийцев, подаривших зрителям свое отношение к лету, человеческому теплу и красоте окружающей природы.

– Выставка будет длиться практически до конца августа. И этот разгар красок, цветов, настроения будет продолжаться, а впечатление свежести и цветения дает возможность настроиться на новый творческий виток в долгий осенне-зимний период, – заметила, открывая выставку, заведующая отделом «Музей деревянного зодчества» Наталья Вадимовна Ивко. – Работы студийцев очень интересны и эмоциональны. У многих чувствуется опыт, стиль и профессиональное видение. И хотя картины представлены в многообразии стилей и жанров: натюрморт, пейзаж, портрет, – но всех их объединяет Лето. Лето – это свет, солнце, тепло. И сегодня каждая работа нам дарит встречу с ним…

Для студийцев подготовка к выставке стала своеобразным экзаменом. В вернисаже участвуют 24 художника.

– У нас очень сплоченный коллектив. Поэтому мы так много и плодотворно работаем. Летний вернисаж разместился на площадке музея, – рассказала о работе над выставкой Лариса Распопова. – Не за горами наша третья совместная история. А сегодня захотелось много солнечных красок, много цветов, пейзажей и портретов, пленэрных работ. Своими картинами мы продлеваем лето и его красоту. Но уже завтра мы вновь сядем за мольберты и будем трудиться, создавая новые и новые полотна.

При знакомстве с выставкой понимаешь, какая кропотливая работа была проведена над определением вектора экспозиции. Каждое произведение нашло свое место в выставочном пространстве. И это, надо сказать, отдельное искусство – представить зрителю полотна художников с наиболее выигрышной стороны, объединить их тематически и композиционно, чтобы у посетителя не только получилось эмоционально погрузиться в предлагаемые авторами картин обстоятельства и впечатления, но сложилась своя история летней неги и отдыха, воспоминаний и личных ассоциаций.

c

Своими впечатлениями о выставке поделилась директор Художественной школы №1 Елена Сергеевна Христева:

– Лариса Николаевна Распопова замечательный педагог, работающий с детьми. Отрадно, что ее сил, энергии и таланта хватает и на работу со взрослыми студийцами. По работам на выставке видно, как художники наслаждаются творчеством, такие они яркие и красочные.

Студия как она есть

Полина Стибунова пришла в студию несколько лет назад и искренне считает, что ей повезло:

– Я постоянно выражаю свою благодарность. Всё всегда происходит вовремя, а у нашего наставника такой глубокий багаж знаний, которые мы стараемся воплотить в своих работах! Но учеба – это процесс длиною в жизнь, поэтому мы с руководителем студии будем еще долго-долго постигать секреты живописи и искусства.

Полина, как состоялось выше знакомство со студией и ее руководителем?

– Я пришла в студию шесть лет назад. До этого занималась у другого мастера – профессора кафедры художественного образования Томского государственного педагогического университета Рафо Асланяна. Он ушел в 2017 году… Нужно было продолжать свое обучение. Мне порекомендовали прийти к Ларисе Распоповой в ее студию. Я пришла на пробное занятие и осталась. Моя младшая дочь, можно сказать, выросла в стенах нашей художественной студии – мне не с кем было ее оставлять, и я приносила дочку на занятия. Ребенку уже 5 лет, а творчество продолжается. (Улыбается.)

Почему стали заниматься живописью уже в осознанном возрасте?

– У меня всегда была цель – творчество должно наполнять меня. Я поняла, что если я не буду заниматься, мне неоткуда будет брать энергию. Она необходима, чтобы жить. Поэтому я, как сосуд, наполняюсь творчеством.

Мы с удовольствием приняли участие в первой выставке, проходившей в Доме ученых, – большие залы, много возможностей. И вот новый этап – выставка «Лето в разгаре». В Музее деревянного зодчества камерно и очень приятно. Наш руководитель – очень искренний человек и творческая личность. Она очень любит то, чем занимается. По образованию Лариса Николаевна Распопова – архитектор. По окончании ТИСИ работала дизайнером, а педагогическая деятельность стала ее второй профессией.

Как всё начиналось

Лариса Николаевна Распопова давно и плодотворно работает с детьми в Детской художественной школе № 1. Постепенно пришло понимание того, что знаниями хочется поделиться с как можно большим числом людей. Так появилась студия, участниками которой стали взрослые люди – представители самых разных профессий и возрастов. Всех их объединяет любовь к живописи, стремление овладеть новыми знаниями, желание создавать прекрасное и делиться им с окружающими.

Студия была заботливо взята под крыло руководством Областного художественного музея. Занятия довольно долго проходили в художественных мастерских, находившихся в ведении музея. Но сейчас они попали под реконструкцию, и студия получила замечательную прописку – ей были выделены помещения в самом музее. Другую интересную инициативу Ларисы Распоповой – группа выходного дня – поддержало руководство торговой сети «Карандаш». Сами творческие люди, они выделили студийцам помещение, приведя его в порядок и отреставрировав. В этом пространстве сложилась своя располагающая атмосфера. По словам Полины Стибуновой, получился интересный формат общения и работы – творческое кафе. На таких занятиях вновь поступившие в студию могут попробовать свои силы и найти себя.

Лариса Николаевна, расскажите о том, как ваша выставка «Лето в разгаре» получила такую замечательную прописку?

– В этом году изостудия отмечает 12 лет своей работы. В 2023 году я приняла решение напрямую договариваться с музеями, чтобы иметь возможность экспонировать работы студийцев в лучших ракурсах и на самых интересных площадках Томска. Пространство в Музее деревянного зодчества не очень большое, но тем интереснее было в нем обживаться.

Наше существование началось с того, что в Художественном музее мне предложили вести акварели. Я спросила о возможности «вести масло», поскольку сама очень это люблю. Наша студия образовалась на начальном этапе из моих выпускников. Постепенно группа стала прирастать новыми учениками.

c

В работе со взрослыми студийцами есть своя специфика?

– Каждый учебный год в начале сентября я предлагаю к обсуждению самые интересные темы, которые меня, как художника, интересуют и волнуют больше всего: отображение света, особенности отображения пейзажа, какая-то новая техника… И отталкиваясь от накопленного заранее мною материала, мы уже вместе ищем свои подходы в раскрытию тем и освоению навыков. Не получается мастихин? Значит, берем больше мастихина в работу. Не получаются люди? Значит, будем рисовать людей больше и внимательнее. Мы никогда не работаем всем коллективом над одним и тем же заданием.

Как только появляется у студийца уверенность и запрос на более сложную работу или объем, мы обязательно включаемся в процесс поиска и решения новой интересной задачи.

Есть «ротация кадров»? Уходят из студии?

– Как правило, нет. В процессе обучения мы все очень сплотились. К нам приходят учиться все новые студийцы. И если случилось по каким-то причинам у кого-то расстаться со студией, то очень часто спустя время человек возвращается назад, даже через год.

Что у вас в планах?

– Хотелось бы более глубокого погружения в материал. Мы ищем подходы, новые интересные методики. И в этих поисках хотелось бы большей глубины и более длительного процесса работы над полотнами нашим студийцам. Есть участники студии, кто работает над одним произведением до полугода, – и тогда настойчивость, кропотливое отношение, стремление к совершенству вознаграждаются сполна. Есть те, кто завершает работу стремительно, – и это тоже нормально. И я, как руководитель, стараюсь чередовать длительные работы с краткосрочными быстрыми результатами, чтобы участники студии смогли освоиться в разных обстоятельствах и методиках – на пленэре и в группе.

Работа не отпускает даже на отдыхе. (Улыбается.) Все мои впечатления от поездок в разные города и страны трансформируются в новый опыт и новые проекты со студийцами.

У студии масляной живописи Studiapaintinq впереди интересного гораздо больше, нежели осталось за плечами. Покидать пространство выставочной экспозиции не хочется. Это стало для меня абсолютной неожиданностью: даже не будучи знакомой с авторами картин, не представляя, что легло в основу их работ, удалось почувствовать главное – очень искреннее отношение к художественному полотну. В каждой картине живет душа. И в уютных залах музея практически осязаемы любовь и счастье. А это говорит о главном – объединившись по интересам, самодеятельные художники студии создали свою особую творческую атмосферу, чтобы поделиться отношением к жизни, счастьем и любовью со всеми. И в этом главная заслуга художника и педагога Ларисы Распоповой.

***

Приглашаем посетить выставку работ участников изостудии и ее педагога, с 26 июля по 27 августа.

 

Маргарита КОМАРОВА