Опубликовано 8 июня 2023
22:35

Следствию на заметку: что еще можно проверить в «госпиаре»?

Коррупционный скандал в Томском политехническом университете (НИ ТПУ) продолжает набирать обороты. На днях стало известно об увольнении из вуза проректора по молодежной политике и воспитательной работе, руководителя дирекции корпоративного развития вуза Марии Моисеенко, позже против нее было возбуждено уголовное дело по факту присвоения и растраты средств. По этому же делу, по всей видимости, проходит и бывший ректор ТПУ Дмитрий Седнев.

 

Вслед за ректором

 

На сегодняшний день известно, что в отношении бывшего проректора НИ ТПУ Марии Моисеенко возбуждено и расследуется уголовное дело по части 4 статьи 160 УК РФ (присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, с использованием своего служебного положения организованной группой либо в особо крупном размере). Какую именно растрату, и на какую сумму вменяют томичке — не ясно. Свой пост в Политехе Мария Моисеенко оставила еще 19 мая, уволившись по собственному желанию. В отношении Марии Моисеенко судом избрана мера пресечения в виде домашнего ареста. Действовать она будет до 18 июля 2023 года. Ранее фигурантом громкого уголовного дела стал ректор ТПУ Дмитрий Седнев, который в начале апреля покинул свой пост. Ему предъявлены обвинения по части 1 статьи 285, а также части 4 статьи 160 УК РФ, а именно в растрате и злоупотреблении должностными полномочиями. По данным со стороны следствия, экс-ректор взял на работу человека, который фактически не исполнял свои обязанности, но зарплату получал на протяжении ряда лет. По версии следствия, руководитель вуза знал об этом, но закрывал на эти вещи глаза. Сколько денег таким образом Дмитрий Седнев перечислил за неоказанные по факту услуги — неизвестно до сих пор, сообщалось о 5 миллионах рублей. Обыски у Моисеенко и Седнева прошли еще в феврале, но о возбуждении уголовных дел стало известно позже — в апреле и мае текущего года.

 

Необходимая всем?

 

Скандал с уголовным делом и отставкой Марии Моисеенко в настоящее время активно обсуждается в вузовской и студенческой блогосфере, что не удивительно: томичка «широко известна в узких кругах», ранее она в 2008-2010 гг. работала в СМИ Томской области, а с января 2012 года по март 2020 года работала на разных должностях в департаменте информационной политики администрации Томской области, лично подписывала многие договоры. С 2014 по 2020 год работала советником ректора СибГМУ. В 2012 году окончила ТПУ по специализации «Международный менеджмент».

С марта 2020 г. по сентябрь 2021 г. Мария работала начальником управления корпоративных и внешних коммуникаций Томского политехнического университета. С июля 2021 г. по сентябрь 2021 г. – исполняющая обязанности проректора Томского политехнического университета по организационному и социальному развитию. С сентября 2021 г. – руководитель дирекции корпоративного развития Томского политехнического университета. На своих постах в Политехе Мария сидела довольно прочно, пользовалась у ректоров ТПУ Петре Чубике, Андрее Яковлеве, Дмитрии Седневе большим доверием и поддержкой, они ее активно продвигали. Никакие прежние скандалы и подозрительные пиар-проекты вроде создания «факультета тик-тока», или «новой айдентики для ТПУ» не поколебали ее позиций. Интересно и то, что на ее телефоне числится и некая Ксения Юдина, создатель ООО «Мангуст» – информационное агентство, существовавшее с 2012 по 2021 годы.

 

Информационный шлейф

 

О Марии Моисеенко мы уже писали не раз. Причем еще в то время, когда наша героиня работала заместителем председателя комитета проектно-аналитической работы департамента информационной политики администрации Томской области, а ее начальником являлся директор департамента Алексей Севостьянов.

Дело касалось выделения почти 7 миллионов рублей крайне подозрительной конторе — ООО «Академия Цифровых Технологий» (АЦТ). При изучении госзакупок в 2019 году мы натолкнулись на странный контракт с ООО «АЦТ» примерно на 6,9 миллиона рублей. Торги состоялись 31 мая 2019 года. Название лота – «Оказание услуг по реализации информационной кампании с целью повышения информированности населения Томской области о политической, социально-экономической ситуации в регионе». Предмет контракта – информирование томичей о деятельности областной администрации в Интернете: на новостных порталах и в социальных сетях, посредством публикаций в них пресс-релизов с фотографиями, социологические опросы, пиар проекта «Активный гражданин», мониторинг социальных сетей и реакции на публикации в них, таргетинг рекламы. При детальном изучении документации закупки, выявились «странности».

Во-первых, компанию зарегистрировали 11 февраля 2019 года в Томске, на частной квартире в доме по улице 79-й Гвардейской дивизии. И уже через 3 месяца, 31 мая выиграла контракт почти на 7 миллионов бюджетных рублей. Директором и учредителем фирмы, основной деятельностью которой задекларирована рекламная деятельность тогда числилась томичка Ксения Сенько. Она же в те дни являлась учредителем и директором компании ООО «КА «Юрайт», другого давнего партнера-посредника областной администрации по осваиванию бюджетных средств. Это еще не все, компания ООО «АЦТ» – микро-предприятие с одним сотрудником. То есть по всем признакам перед нами типичная фирма-пустышка, созданная для проводки денег из бюджета. Кроме того, все верифицированные аккаунты Белого дома в социальных сетях, где размещаются пресс-релизы, по сути, ведутся сотрудниками департамента по информационной политике. Есть еще более интересные вещи вскрылись при анализе исполнения контракта. На сайте госзакупок, несмотря на то, что с момента заключения контракта прошло уже 4 года, до сих пор не выложено внятной документации по выполненным работам в июне, июле, августе. Да, формально есть акт сдачи-приемки работ, есть экспертиза, сделанная силами заказчика. Только вот и экспертиза, и сам акт подозрительно кратки. Во всех графах таблицы написано – работы сделаны в полном объеме, и контракту соответствуют. Причем не указан объем выложенных материалов, какими они были, нет скриншотов из социальных сетей, нет анализа реагирования на них пользователей, насколько успешна проделанная работа и реклама, кто это все по факту делал. Документы подписывались руководителем департамента по информационной политике Алексеем Севостьяновым, директором департамента финансово-ресурсного обеспечения Александром Шатовичем, а также, вот сюрприз… Марией Моисеенко, она же проводила «экспертизу» выполненных работ. Всего же ООО «АЦТ» получила из областного бюджета при Моисеенко более 8 миллионов рублей.

 

История с логотипом

 

После прихода Марии Моисеенко на руководящие посты в ТПУ, всевозможные темные истории стали происходить и вузе. Особенно памятен шумный приезд в Политех скандального дизайнера и «осваивателя» бюджетных денег Артемия Лебедева, состоявшийся в феврале прошлого года. Несмотря на недоумение и критику, Мария Моисеенко всячески рекламировала приезд Лебедева в Томск и его посещение вуза. Стороны, если верить их словам, обсуждали на встрече «грядущие перемены и трансформацию вуза». Что под этим понимается, стало ясно чуть позднее. Артемию Лебедеву в ТПУ поручили разработать новый визуальный образ вуза, сделать его более современным и узнаваемым. Создать новый логотип, разработать новый дизайн корпоративного сайта, продумать айдентику, оформление иных проектов вуза в интернете. Более подробно все стало известно в августе-сентябре прошлого года, когда обнародовали результаты работы Артемия Лебедева и его команды на ниве разработки нового логотипа ТПУ и обновленные логотипы научных школ вуза. Компания Лебедева представила дизайн 10 новых логотипов для школ ТПУ – Инженерной школы (ИШ)) природных ресурсов, ИШ энергетики, ИШ ядерных технологий, ИШ неразрушающего контроля и безопасности, ИШ информационных технологий и робототехники, ИШ новых производственных технологий, Исследовательской школы физики высокоэнергетических процессов, Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий. Новые логотипы закономерно вызвали всеобщее недоумение, как среди студентов, так и среди преподавателей. За что, собственно, потратили почти 3 миллиона рублей? На кубики, шары, гаечки и точки, которые могли сделать даже начинающие?

Дальше — больше. Нам так и не удалось найти следов электронных торгов ТПУ со студией Артемия Лебедева, словно их никогда и не проводили. Неизвестна и точная сумма контракта, как и его текст, на сайте госзакупок мы ничего так и не нашли. Все эти факты доверия, сами понимаете, тоже не добавляют. Только никто эти темные дела так и не стал расследовать, ни те, что имели место в областной администрации с компанией «АЦТ», ни историю создания логотипа для Политеха…

 

Станислав МИКРЮКОВ