Опубликовано 6 июня 2023
22:19

Пришли иные времена: бизнес господина Голощапова в Сибири сдулся…

На днях омские сайты сообщили об интересной новости: ликвидировали известную компанию, крупного производителя фанеры – ООО «Латат». Компания существовала с 2015 года и ее закрыли в мае текущего года. Так что же пошло не так?

 

Всё под откос

 

Фирма «Латат», зарегистрированная в Омске, занималась производством фанеры, древесных плит и фанерованных панелей. В прошлом году выручка компании составила более 84 миллионов рублей. Правда, незадолго до самоликвидации томский департамент лесного хозяйства, оказывается, отсудил у «Латата» 603 миллиона рублей в качестве задолженности за аренду участков лесной зоны. Дело в том, что адрес в Омске — юридический, физически компания находилась в Томской области, в Томском районе, в селе Моряковский Затон. Ее владельцем является бизнесмен Евгений Корчевой, до него учредителем выступал один из бывших руководителей УВД Омской области Валерий Борисов. Впрочем, не все так плохо, существует еще один «Латат», тоже омский и тесно связанный с первым, его создали в 2021 году, директором и учредителем там является все тот же Евгений Корчевой, пока у него все нормально.

Омско-томская фирма «Латат», в свою очередь, тесно связана с московской компанией ООО «Монолит-Строй», она сейчас и является владельцем торговых марок «Латат» и «Ламинели», физически компания тоже находится в Томской области, в Томске, по Кузовлевскому тракту, юридический адрес — в Москве. Занимается фирма лесозаготовками и производством пиломатериалов. Тут стоит обязательно напомнить, что завод «Латат», ныне принадлежащий компании «Монолит-Стро» запустили еще в 2010 году под Томском и тогда принадлежал ныне уже не несуществующему ЗАО «ЛПК «Партнер-Томск». Собственниками «Монолит-Строя» сейчас числится Ирая Гильмутдинова и кипрский оффшор «Энтомо Лимитед». Ирая Гильмутдинова — супруга известного российского бизнесмена и банкира Константина Голощапова, ныне живущего за рубежом. Ранее 25% долей числилось на сыне бывшего губернатора Санкт-Петербурга Алексее Полтавченко. В мае 2021 года он внезапно вышел из учредителей, уступив свою долю Гильмутдиновой.

Не исключено, что ликвидация омского «Латата» — только первый вестник грядущих серьезных проблем влиятельных москвичей и питерцев. Материнскую фирму тоже сильно лихорадит, за последний год прибыль московского «Монолит-Строя» сильно просела – более чем на миллиард рублей, выручка тоже упала на миллиард рублей. Экспортная выручка, в том числе от крупнейших покупателей Узбекистана и Казахстана, упала на 9,5% – до 2,1 миллиарда рублей.

Производственные показатели «Монолит-строя» в 2022 году сильно упали, производство плит МДФ и ХДФ упало на 28% (до 282 тысяч кубометров), стеновых панелей – на 32% (до 4,3 миллиона квадратных метров), ламинированных напольных покрытий – на 5% (до 9 миллионов кв. метров).

Генеральный директор «Монолит-Строй» областной депутат Даниил Рябченко в апреле покинул свой пост. Его место занял первый заместитель гендиректора компании Владимир Мичурин. Возможно, все связано с тем, что проекты развития в сфере ЛПК Томской области, в том числе проекты «Латата», в настоящее время приостановлены и заморожены, – пока не прояснится логистика, связанная с пропускными переходами. Речь идет о проблемах с экспортом лесоматериалов из Томской области в азиатские страны. В настоящее время продукция ЛПК вывозится из региона через ближайший пункт пропуска в Курганской области, расположенный далеко от Томской области, что приводит к большим проблемам в логистике. Правда, могут быть и другие объяснения, почему у «Монолит-Строя» и его дочерних компаний все вдруг внезапно покатилось под гору. И эти причины далеки от чистого бизнеса, тут свою роль могла сыграть и большая политика.

 

Обыски у випов

Мы уже писали о том, что весь прошлый год СМИ Санкт-Петербурга писали о серьезном коррупционном скандале, в котором оказался замешан известный российский бизнесмен миллиардер Константин Голощапов. В частности, издания сообщают о десятках обысков у сотрудников «Водоканала» и его подрядчика, компании СК «Нострум». Массовые обыски прошли в июне и августе 2022 года. При этом задержали четверых фигурантов, среди которых бывший директор «Водоканала» Евгений Целиков и экс-глава «Центра госэкспертизы» Питера Владислав Еремин.

Нескольким фигурантам вменяют мошенничество, связанное с компанией «Нострум». Следствие полагает, что «Ноструму» обеспечивали получение контрактов с «Водоканалом» и «Ленэнерго» по строительству коллекторов и кабельных линий. При этом участники сделки завышали цены, подавали недостоверные данные по выполнению работ. Полученную «разницу» обвиняемые распределяли между собой после прогонки через ряд компаний. Таким образом они похитили около 1,7 миллиарда рублей. Константин Голощапов ранее был связан связан с СК «Нострум» через свою супругу Ираю Гильмутдинову и бывшего владельца «Европрома» Камила Магеррамова (по слухам, он ставленник Голощапова на строительном рынке Питера).

Любопытный факт: Ирая Гильмутдинова вместе с совладельцем «Нострума» Михаилом Ковалевым ранее развивала компанию «Центурион», которая занималась управлением недвижимостью. «Центурион» ликвидировали в 2014 году, СК «Нострум» также недавно признали банкротом и это несмотря на миллиардные госконтракты. Помимо компаний правоохранители обыскали огромные квартиры и особняки Голощапова и Магеррамова в Петербурге. Сами же бизнесмены за две недели до прихода силовиков покинули территорию России. В данный момент они, скорее всего, находятся в Греции (или Италии), где у миллиардеров есть личные виллы и квартиры. Свое имущество в России они спешно продают, а значит, возвращаться на родину предприниматели вовсе не намерены, поэтому закономерно, что все их бизнес-проекты теперь «подвисли». Информация об обысках удивила многих. Константин Голощапов является соучредителем «Русского Афонского Общества» и одним из совладельцев «СМП-Банка» братьев Ротенбергов. Фигура крайне влиятельная. Долгое время никто не осмеливался к нему даже приблизиться. И вот тебе на…

Будущее туманно…

Но вот что интересно. Буквально за неделю до начала широкомасштабных обысков у Голощапова и Магеррамова, на Петербургском международном экономическом форуме-2022, губернатор Томской области Владимир Мазур подписал с ООО «Монолит-Строй» соглашение о строительстве трех заводов. На предприятиях должны были производить березовую фанеру, OSB-плиты и спецконцентраты.

Теперь уже экс-директор компании Даниил Рябченко тогда обещал создать 820 высокооплачиваем рабочих мест. Фирма даже объявила о наборе инженеров-механиков, подсобных рабочих, слесарей, водителей и других специалистов. И планировала вложить в проекты 11,7 миллиарда рублей. Что теперь будет с томским и омскими активами Голощапова и Гильмутдиновой – одному богу известно.

Не исключено, что бизнес может в итоге и обанкротится, так как семья Константина Голощапова покинула Россию, заниматься лесом и инвестициями им сейчас банально некогда. Тот факт, что шикарная квартира миллиардера на Крестовском острове в Питере сейчас продается за 250 миллионов рублей, говорит о том, что из-за рубежа миллиардер, по всей видимости, уже не вернется.

Между тем, если ситуация не выправится, то и этот бизнес может закончиться печально… Впрочем, загадывать на будущее не будем, посмотрим, что покажет текущий год.