Опубликовано 17 мая 2023
10:30

Гибнут от ранений: в Томске никто так и не спешит возрождать ТВМИ

Вот уже более 12 лет прошло с тех пор, как в Томске ликвидировали знаменитый «Томский Военно-Медицинский Институт» (ТВМИ). Ну и Военный госпиталь при нем. Несмотря на попытки томичей отстоять эти учреждения, Министерство обороны во главе с «проклятым» впоследствии министром обороны Анатолием Сердюковым ликвидировали эти учреждения. Их корпуса все эти годы гниют и разваливаются под открытым небом… Катастрофический результат ждать себя не заставил: сегодня военных медиков не хватает и правительство тратит миллиарды, что бы хоть как-то потушить этот кадровый пожар…

Вместе с «ТВМИ» в России тогда ликвидировали еще четыре военно-медицинских вуза, — в Нижнем Новгороде, Саратове и Самаре. Поэтому закономерной стала информация Артёма Катулина (руководитель учебного центра тактической медицины концерна «Калашников») о том, что происходит в зоне СВО с ранеными российскими военнослужащими. Его слова опубликовал федеральный портал «РИА», и они шокировали.  Оказывается, более половины смертей российских военных в зоне СВО происходят не от угрожающих жизни ран! Многие ампутации вынуждены производить после неправильного наложения жгута (более 30% ). А около 50% всех смертей солдат произошли не от жизнеугрожающих ранений.

Разумеется, среди основных проблем в сфере медицинского обеспечения Артем Катулин отметил уровень подготовки врачей при оказании первой помощи. Сейчас специалисты учебного центра тактической медицины концерна «Калашников» и подготовленные этим центром инструкторы работают в зоне спецоперации и анализируют полученный там опыт, что называется, на боевом ходу.

Еще одна из причин высокой смертности российских солдат — нехватка военных врачей в зоне СВО. Об этом, в частности, заявлял профессор Санкт-Петербургского государственного университета Сергей Варзин в опубликованном 24 апреля интервью газете «Суть времени»: «СВО показала нехватку медицинских кадров в военной медицине»! По его словам, в СССР военных врачей готовили Военно-медицинская академия им.С.М. Кирова и четыре военно-медицинских факультета, которые упразднили при министре обороны Анатолии Сердюкове…

Сергей Варзин также сообщил, что сейчас в гражданском здравоохранении России не хватает 25 тысяч врачей. Особенно остро ощущается нехватка военных врачей, задействованных в СВО, прежде всего хирургов и анестезиологов-реаниматологов. Нехватку компенсируют просто — необходимых докторов забирают из практического здравоохранения, отсюда и те самые “неправильно наложенные жгуты»…

 

Разгром военной медицины

Как писал в 2019 году сайт СМИ  «Военное обозрение», первые звоночки о плачевном состоянии военно-медицинской службы Российской Армии прозвенели еще в 2008 году во время конфликта с Грузией. Ранения средней тяжести у российских миротворцев в 100% случаев приводили к летальному исходу, не говоря уже о тяжелых ранениях.

За несколько лет до этих печальных событий в Военно-медицинской службе ВС РФ началось прогрессирующее снижение общей численности офицеров, которое не восполнялось выпускниками из профильных вузов. Уже в 2008 году российская армия столкнулась с низкой укомплектованностью первичного войскового звена медслужбы, а также серьезным провалом в среднем кадровом звене. До 30% должностей до капитана включительно были неукомплектованные.

Последующие «реформы Сердюкова» привели фактически к полному разгрому военной медицины в России. Министр обороны РФ Анатолий Сердюков вообще питал к ней  «слабость»  и уничтожал особенно энергично. В итоге общее количество военных врачей снизилось с 13 до 2,5 тысячи, только в 2009 году закрыли 18 госпиталей из действующих 175. Позже ликвидации подвергли еще 30 отдельных медицинских подразделений, от лазарета до поликлиники. После «реформ» Анатолия  Сердюкова в 47 субъектах России вообще не осталось госпиталей и военных клиник, хотя в регионах проходили службу более 47 тысяч военнослужащих.

Разрушительная «оптимизация» продолжилась и на просторах высшего медицинского образования – в 2010 году были ликвидированы Нижегородский, Саратовский, Томский и Самарский военно-медицинские институты, которые готовили до 700 военных врачей в год.

Мало того, разгрому подверглись и базовые специальности в медицинских вузах – военная токсикология, военная радиология, военно-полевая хирургия и терапия, а также организация и тактика медслужбы. В стране закрыли порядка 50 кафедр и факультетов вузов, занимающихся подготовкой специалистов медицинской службы запаса.

Всё немного повернулось вспять с приходом нового министра обороны. Сергей Шойгу чуть ли не первыми своими решениями на новом посту приостановил выполнение всех распоряжений своего предшественника относительно реформ военного здравоохранения. Однако уничтоженные военно-медицинские институты восстановлены почему-то так и не были, хотя потребность в них имелась и большая. Сколько военных медиков в званиях офицеров осталось к 2022 году — неизвестно.

 

Писали только мы

История с ликвидацией «ТВМИ» в Томске выглядит особенно скандальной и яркой, так как в его защиту в 2010 году выходили сотни томичей, но это так ничего и не изменило. Первый тревожный звоночек для Института прозвенел ещё в 2008м, когда, в рамках печально знаменитой своими последствиями «сердюковской реформы» Минобороны объявило о его предполагаемом закрытии в 2011 году.

Верилось в это тогда с трудом, потому что уже к тому времени клиники и поликлиника «ТВМИ» были включены в систему здравоохранения Томской области, ежегодно в «ТВМИ» выполнялось свыше 2 500 операций (как гражданским, так и военным лицам). Ожоговое отделение клиник было вообще единственным в области, оказывающим специализированную медпомощь пострадавшим с ожогами и обморожениями. Поликлиника «ТВМИ» обслуживала более 50 тысяч пациентов в год. Коллектив военно-медицинского института насчитывал полторы тысячи профессионально подготовленных медиков самого различного профиля (включая 37 докторов, 120 кандидатов наук).

Всегос с 1965 года Институт подготовил более 10 тысяч военных врачей и более 3 тысяч военных провизоров. Кроме того, «ТВМИ» не сидел, как это бывает, на шее у области, а даже наоборот — ежегодный объем его налоговых отчислений в областной бюджет к 2008 году составлял более 80 ммиллионов рублей.

 

Как дело было

Исходя из того, что об этом «позоре века» писали только мы – нетрудно было догадаться, что все происходящее – политика власти, причем с самого верха….

В декабре 2008 года правовой комитет областной думы предложил депутатам обратиться к президенту РФ и верховному главнокомандующему Вооруженных сил страны Дмитрию Медведеву с просьбой сохранить институт, но отправили ли обращение — неизвестно. В январе 2009 года губернатор Томской области Виктор Кресс объявил о создании специальной комиссии в связи с планами Минобороны по ликвидации ТВМИ, в 2010 году создали и одноименную рабочую группу.  Но и эта работа ни к чему не привела, как и встречи в Кремле и с самим министром обороны Анатолием Сердюковым. В июле 2010 года стало известно о директиве Минобороны относительно ТВМИ, по которой томский институт стал филиалом Санкт-Петербургской военно-медицинской академии и потерял свою самостоятельность вместе с лицензией. С этого дня Военный госпиталь и ТВМИ перестали принимать больных. Врачи больше не могли больше выписывать больничные листы и работать по «Скорой помощи».

Вместе с госпиталем закрыли и ожоговое отделение, которому в Томске не имелось аналогов. В сентябре начался вывоз  бумаг и оборудования из института. Узнав об этом, около 200 сотрудников ТВМИ, Военного госпиталя, отставных военных медиков, а также бывшие пациенты вышли на митинг во имя сохранения института, под лозунгом «Мы даем шанс министру обороны вернуть нам будущее». Через три прошел еще один митинг за сохранение ТВМИ, но акции протеста ни на что не повлияли — институт и военный госпиталь безжалостно ликвидировали.

 

Можно ли возродить?

С октября 2010 года ТВМИ и Военный госпиталь — ликвидированы. Их здания вместе с земельными участками в 2013 году Минобороны передало Томской области и администрации Томска. Только вот никакого применения им уже почти 10 лет найти так и не могут, что приводит к постепенному разрушению зданий, пожарам в них, руинизации памятников истории, где располагаются корпуса ТВМИ по проспекту Кирова 49.

Если местным властям все это имущество не нужно, то может быть Минобороны РФ возродит институт, заберет здания и земельные участки обратно на свой баланс?  Тем более потребность в военных медиках сейчас острая, помещения в Томске для этого имеются, кадры еще остались, несмотря на то, что сильно «прорежены» временем. Как нам кажется, идея вполне стоящая. Разумеется, потребуются большие вложения и модернизация корпусов ТВМИ и Военного госпиталя,  но жизни солдат на поле брани, как мы считаем, стоят куда  дороже… Готовим обращение в Министерство обороны на этот счет и как всегда – продолжение следует.

 

Наталья ЧИЖЕВСКАЯ