Опубликовано 19 апреля 2023
12:30

«Мутная вода» госпрограмм может утянуть многих первых лиц на дно…

Минувшая неделя в Томской области прошла под знаком еще одного масштабного коррупционного скандала, который может затронуть не только бывших заместителей губернатора региона Сергея Жвачкина. В новом «схематозе» оказались замешаны не только областные чиновники, но и в очередной раз сотрудники ТПУ. Речь идет о реализации в области масштабного проекта «Чистая вода», на что «потратили» сотни миллионов рублей. Но обо всем по порядку.

 

Двое из СИЗО

Первая  информация появилась, как водится, в местных телеграм-каналах. ТГ-канал Василия Шипилова  «Милый Томск»  12 апреля сообщил о том, что сотрудниками полиции задержан бывший председатель комитета развития коммунального комплекса департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области Николай Супренов. Оказывается, его задержали  еще  5 апреля и отправили под арест на два месяца.

Насколько известно, бывший сотрудник департамента обвиняется в организации растраты бюджетных средств в размере свыше 8 миллионов рублей в пользу компании ООО «Тепло-Форт» (ее учредитель — Томский политехнический университет. — Прим. ред.), в отношении него возбуждено и расследуется уголовное дело ст. 160 ч.4 УК РФ. Попутно стало известно, что еще в прошлом году был арестован и помещен в СИЗО начальник «Фонда содействия развитию территорий» (ФСРТ) Омар Асаев, и именно он дал какие-то показания на  Николая Супренова. Какие обвинения предъявлены ему — неизвестно, не ясно и то, признал ли он вину. Вроде бы речь шла о том, что областные власти решили через ФСРТ закупать у ТПУ и созданной им компании станции для очистки воды без проведения конкурентных процедур. Подобные станции создавались и закупались по известной областной программе «Чистая вода», которую пиарили в Томской области на всех углах при экс-губернаторе Сергее Жвачкине. Материалов на сайте областной администрации на эту тему опубликовали десятки.

Через некоторое время ситуация немного прояснилась. Задержание Николая Супренова и Омара Асаева действительно связано с закупкой в регионе большого количества станций подготовки питьевой воды по программе «Чистая вода».

 

Напомним…

Ранее областной департамент ЖКХ  уже обвиняли в обходе конкурентных процедур через созданный властями «Фонд содействия развитию территорий» (любимую «прокладку» чиновников. – Прим. ред).  Через него проходили сотни миллионов рублей на  «благоустройство территорий».

Еще в 2017 году (почти 6 лет назад) власти Томской области провели конкурс для поиска подрядчика, который должен был установить и ввести в эксплуатацию множество станций водоочистки. Тендер тогда выиграла заявка со стороны НИ ТПУ, но антимонопольщики отменили результаты по жалобе второго участника конкурса, фирмы НПО «Акватех».  Самое интересное тут в том, что повторный конкурс в областной администрации проводить почему-то не стали, вместо этого власти на протяжении шести лет без конкурса передавали деньги нужному подрядчику через «ФСРТ», который получал их в виде субсидий со стороны департамента ЖКХ. Компания ООО «Тепло-Форт», получавшая деньги от фонда за установку станций, принадлежит ТПУ и его сотрудникам, чуть ниже расскажем о них подробнее. Областная администрация в 2017-2022 годах в общей сложности выделила «ФСРТ» примерно 253 миллиона рублей в качестве  субсидий для передачи подрядчику по проекту «Чистая вода», компании ООО «Тепло-Форт». Подрядчика и цену за одну станцию выбирал именно Николай Супренов, за что сейчас и держит ответ. Хотя конечно, действовал он не один, а с ведома своего руководителя Якова Греля, начальника  областного департамента ЖКХ и руководителей  Томской области, он пока хранит молчание. В свое время «ФСРТ» курировал бывший замгубернатора по строительству и инфраструктуре Евгений Паршуто, так как этот фонд  входил в структуру департамента архитектуры и строительства,  он же много лет курировал программу «Чистая вода». Сотрудники УФАС Томской области уверены в  том, что департамент ЖКХ оказывал влияние на выбор фондом подрядчика и способ ухода от конкурентной закупки.

 

Грандиозные планы

Подобные новости заставили нас изучить тему поглубже, и немедленно вскрылись настолько чудовищные факты,  которые в случае однозначного подтверждения могут иметь для бывшего губернатора Томской области Сергея Жвачкина и экс-ректора ТПУ Петра Чубика крайне печальные последствия. Напомним, программа «Чистая вода» — масштабный проект областной администрации, которая реализуется в регионе давно,  началось все еще при экс-губернаторе Викторе Крессе. В свое время ее целью являлось постройка почти  сотен станций локальной водоочистки в населенных пунктах, расположенных в районах области, обеспечение качественной питьевой водой около 200 тысяч человек. В реализацию программы ранее даже хотели вложить почти миллиард рублей, но поскольку таких денег в областном бюджете сразу не нашлось, все решили делать поэтапно. С 2017 года областная администрация начала реализовать программу вместе с Политехом.

Критериями отбора населенных пунктов для установки локальных станций водоочистки стала численность в них населения не менее 500 человек, кроме того населенный пункт, где собирались построить станцию, должен был являться административным центром с наличием инженерной инфраструктуры: работающей скважиной, водопроводной сетью, а также возможностью подвести электроэнергию. Разработкой установок водоочистки для сел региона занялись специалисты Томского политехнического университета и вроде бы как разработали. Первую такую установку торжественно открыли в селе Каргала Шегарского района 14 июля 2017 года.

На открытии в тот день были губернатор Томской области Сергей Жвачкин, его зам Евгений Паршуто и ректор ТПУ Петр Чубик. По словам экс-ректора,  мощность такого комплекса составляла 1,5 кубометра в час. В нем предполагалось производить механическую очистку воды от песка, а чтобы очистить жидкость от железа, ее ионировали, насыщали кислородом, которое окисляло железо, и оно становилось нерастворимым. Дальше планировалось производить очистку воды на фильтрах из дробленного природного камня. После воду дополнительно насыщали озоном, что улучшало ее вкусовые качества. Чтобы убрать всю органику, применяли ультрафиолетовый излучатель. Оставшийся запах убирал угольный фильтр.

Работать подобный комплекс, если верить Чубику, может и при -50 С. Всего  планировалось установить не менее  300 подобных станций в районах области, потратив на эти цели из областного бюджета не менее 500 миллионов рублей.

 

Кто стал миллионером?

Что же смогли сделать за прошедшие шесть лет? Как теперь мы знаем, по факту построили всего 132 станции водоочистки, на что из областного бюджета, через «ФСРТ» компания ООО «Тепло-Форт», созданная Политехом, получила 253 миллиона рублей. Почему планы реализовали менее чем на 50% — неизвестно, деньги выделялись каждый год. И вот тут начинается самое интересное, фирма ООО «Тепло-Форт», как мы уже знаем, на 35% принадлежит НИ ТПУ, остальными долями владеют сотрудники научно-производственной лаборатории «Чистая вода» ТПУ Марина Седюкова и Андрей Матвеев, в учредителях компании числится преподаватель Томского политеха, а ныне проректор КузГТУ Кирилл Костиков. Ранее в числе владельцев «Тепло-Форт» мы видим все тех же сотрудников ТПУ -Алексея Яковлева, ныне ректора КузГТУ и Александра Козлова. Правда, работала ли фирма реально, или там есть лишь резиновая печать — вопрос открытый, ее адрес — г. Томск, улица дом 7, стр. 1 указывает на один из корпусов Политеха.

Так что вполне возможно, все установки для очистки воды по программе делались на промышленных мощностях ТПУ и силами его сотрудников, подобные вещи там давно практикуются. Причем вуз сам их создание и финансировал, для огромного бюджета Политеха — не сильно затратная процедура. Зато деньги получала и тратила частная компания.

И вот что интересно, выручка компании ООО «Тепло-Форт», если верить открытым источникам в 2017 году составила ноль рублей, в 2018 году — чуть более 4 миллионов рублей, в 2019 г. — 23,3 миллиона,  в 2020 — 47,8 миллиона, в 2021 году — 39,4 миллионов рублей, в 2022 — пока неизвестно сколько. Получается, подтверждена трата около 114 миллионов. Где же остальные? Не хватает примерно 130 миллионов… Впрочем, вряд ли Марина Седюкова и ее коллеги стали долларовыми миллионерами. Но кто тогда?

Кроме того, не все работы компания ООО «Тепло-Форт» выполнила качественно. В Шегарском и Зырянском районах прокуратура области выявила нарушения, связанные с качеством воды. К примеру, в селе Вертикос Каргасокского района на момент проверки в 2019 году водоочистительного комплекса вообще не было, хотя его должны были установить в октябре 2018 года. И тут резонны  совсем другие вопросы. Сколько вообще комплексов по очистке воды построено и функционирует в настоящее время? Как и заявлялось, 132? Или все же намного меньше? Почему пока за все отвечают явные «стрелочники» в лице Супренова и Асаева? Они же ничего не решали при распределении таких огромных сумм, что им приказали, то и делали. Думается, ответить на все эти вопросы поможет только более глубокая и всеобъемлющая проверка со стороны УФСБ, УМВД , СК и Прокуратура региона. Пока остается лишь констатировать, что прожекты экс-ректора Петра Чубика еще долго будут «аукаться» Политеху…

 

Станислав МИКРЮКОВ