Опубликовано 18 апреля 2023
14:02

Кукольная и драматическая жизнь Владимира Козлова

Казалось бы, ничто не предвещало, что Владимир Козлов однажды станет артистом. Серьёзный мальчик, с ясной головой, в школе любил физику и совершенно закономерно поступил в Томский политехнический институт. Собирался быть инженером. Ну да, в детстве он ходил в театральную студию, как многие ребята в то время. Да, у него были и богатая фантазия, и харизма, и чувство юмора, но делать серьёзную ставку в жизни на актёрство? Нет, это не для него! Профессию надо получать основательную.

Он и получил. И даже два года после института работал в томском НИИ электронной интроскопии. Но у судьбы тоже часто бывает незаурядное чувство юмора. Она всё равно напишет свой сценарий так, как человек даже не предполагал. И поставит его в итоге туда, для чего он был предназначен.

Сегодня студент смеётся, завтра – руководит

При всей склонности к точным наукам Владимир Козлов уже в студенческие годы попал в театр. Причём стал сразу и актёром, и режиссёром, и сценаристом в народном Театре «Сегодня студент смеётся» («ТССС»). Погрузился в театральную деятельность с головой, хотя как раз светлая голова ему на сцене поначалу и мешала. Он во всех своих ролях шёл от ума, старался всё просчитать, выстроить образ сначала в голове, а затем уже воплощать в реальности. И только позже, когда появился некоторый опыт, Козлов понял, что голову на сцене лучше отключать.

– Постепенно стали возникать моменты, когда я стал действовать бессознательно, больше от души, а не от разума. Старался почувствовать что-то внутри себя, быть спонтанным, а не выстраивать и просчитывать всё заранее, – рассказывает Владимир Анатольевич.

Спонтанность и открытость новым ощущениям стали приносить неведомое раньше удовольствие, и работа в театре стала нравиться молодому инженеру всё больше. Однажды наступил момент, когда руководитель театра «ТССС» Валентина Кетлина предложила ему занять свободную ставку режиссёра. Зарплата режиссёра была чуть больше, чем зарплата инженера, а график работы – свободный. Но главное, можно было всерьёз заняться тем, что Владимир Козлов уже выбрал сердцем, а не головой – театром.

– По большому счёту, наша жизнь – это цепь случайностей. И на перекрёстках судьбы надо выбирать то, что действительно хочешь. Я всегда пользовался этим правилом – шёл туда, к чему душа лежала, – улыбается Владимир Козлов.

Как оказалось, душа привела Владимира Анатольевича в правильное место. Хотя с точки зрения разума этот выбор, сделанный в самом начале жизненного пути, выглядел не совсем логично… Однажды на спектакль театра «ТССС» пришла Любовь Петрова, художник легендарного томского театра кукол «Скоморох». Любовь Олеговна увидела Козлова на сцене и сказала режиссёру «Скомороха» Роману Виндерману: «Сходи, посмотри, по-моему, там Воланд ходит».

Виндерман тогда уже задумал свой спектакль «Было или не было» по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», который стал очень ярким явлением томской театральной жизни. И открыл для Владимира Козлова двери в мир профессионального театра. Он сыграл Воланда в этом спектакле, а Роман Виндерман пригласил его в «Скоморох» на постоянную работу.

Актёрские победы

В этом театре Владимир Анатольевич сыграл немало ярких ролей: Активиста в «Котловане» по роману Андрея Платонова, Мистера Смита в «Лысой певице» Эжена Ионеско, Порфирия Петровича в «Раскольникове» по «Преступлению и наказанию» Достоевского, Доктора в «Кароле» Славомира Мрожека, Дона Гуана в «Маленьких трагедиях» А. С. Пушкина, Пола Маккартни в «Осколках неба или Подлинной истории “The Beatles”» по книге Юлия Буркина и Константина Фадеева и другие.

Безусловной актерской победой стала для Владимира Козлова роль Альфреда Илла в трагифарсе «Визит старой дамы» по пьесе Фридриха Дюрренматта. Эта работа показала способность артиста создавать с предельной психологической точностью многогранные сценические образы. «Персонаж Владимира Козлова из обывателя становится героем. Не Клара назначила ему цену, он сам определил степень и меру наказания за своё предательство. И Козлов потрясающе сыграл это превращение, своей игрой доказав, что не обличительный пафос, а живая человеческая история делает этот спектакль современным», – писали в рецензии на постановку в одной из томских газет.

 

Работа в Театре «Скоморох» стала для Владимира Анатольевича одним из главных этапов его актёрской биографии. Многому пришлось там учиться с нуля и самостоятельно, поскольку театрального образования он не получал. Сначала было некогда, потом – незачем. Сцена сама учила его всему, что было нужно, чтобы не просто играть на ней, а жить.

– Я всегда любил пробовать что-то новенькое, – говорит Владимир Козлов. – Работа с куклой в «Скоморохе» была новым делом, и мне было любопытно в него вникать. У меня не было страха перед тем, что я что-то не знаю или не умею. Я был молодой, наглый, у меня уже начало кое-что получаться в театре. Роль Воланда, по мнению критиков, получилась неплохо. Одна критикесса на каком-то фестивале сказала: «Вы лучший Воланд, которого я видела»…

Большой удачей для Владимира Козлова стало то, что он не застрял в рамках одного амплуа. У него его просто не было. Были разные роли, разные возможности и разные режиссёры. Каждый из которых добавлял свою краску в палитру актёрских возможностей Козлова.

Учиться у каждого режиссёра

В Томский театр драмы Владимира Анатольевича позвал режиссёр Юрий Пахомов. Это произошло в 2008 году. В первый свой сезон в театре Владимир Козлов успешно ввёлся в спектакли «На дне» на роль Бубнова и «Вкус мёда» – на роль Питера. Он быстро и убедительно доказал своё умение самостоятельно работать над материалом и встраиваться в режиссерскую концепцию. В числе первых ролей Козлова в Театре драмы: Том Уингфилд-взрослый в «Стеклянном зверинце», Лепёхин в «Русском варенье», Князь Тугоуховский в «Горе от ума», Продавец в «Хламе». Эти роли продемонстрировали умение артиста работать со сложным драматургическим материалом и быть заметным, запоминающимся надолго даже в той постановке, где у его героя вовсе нет слов.

– Мне очень нравилось играть князя Тугоуховского, – улыбается Владимир Анатольевич. – У него нет совсем никакого текста, но я придумал такую походку древнего и к тому же глухого старика, что получилась яркая комическая роль, в которой я сам купался.

Откуда в человеке с техническим складом ума и дипломом инженера-физика такое детское и абсолютно творческое умение раствориться в любой роли, которую ему предлагает жизнь? Наверное, дело в особой душевной гибкости, которую Владимир Анатольевич сохраняет, несмотря на прожитые годы, в его открытости всему, что несёт с собой жизнь. И ещё – в умении постоянно учиться, не «бронзоветь» в однажды предложенных обстоятельствах.

– Я учился у каждого режиссёра, с которыми меня сталкивала жизнь, – говорит Владимир Козлов. – Каждый мне что-то давал. Я понимал, что все режиссёры разные, и методы построения спектакля у них разные. Поэтому старался влиться в то русло, которое прокладывал каждый конкретный режиссёр. На первую репетицию надо приходить в качестве белого листа и ничего себе заранее не придумывать. Надо понять, что режиссёр хочет, помогать ему и пробовать чувствовать не только свою роль, но и в целом всё, что делается на сцене. Я всегда старался чувствовать целое.

Коллеги называют Владимира Козлова ответственным и преданным театральному делу человеком. И он действительно такой. Преданный, думающий, чувствующий и щедро отдающий со сцены всё, что успел понять и почувствовать за свою жизнь.

Ирина КОРНЕВА

Фото предоставлены пресс-службой Театра драмы