Опубликовано 30 марта 2023
16:20

И вот опять: откуда в томском снеге взялись «производные» урана и плутония?

Пока в Томске ищут того, кто портит воздух в пробах снега нашли следы «ядерных» цезия и бария. И сделали это ученые из Томского Государственного Университета выявили повышенное загрязнение тяжелыми металлами самой протяженной реки Сибири — Оби и ее притоков, прежде всего, реки Томи. Как сообщает сайт вуза сотрудники лаборатории «БиоГеоКлим» при ТГУ изучили химический состав снега, который в период весеннего половодья пополняет Обь, и Томь. Протяжённость маршрута исследований составила 2800 километров. Как оказалось, каждой весной в речной сток вместе с тающим снегом попадает большое количество таких элементов, как свинец, медь, кадмий, цезий, цинк, хром, селен, сурьма и кобальт.

 

«Грязная река»

По словам сотрудника лаборатории «БиоГеоКлим» Ивана Крицкова отбор проб снега учеными проводился на большой территории в пределах водосборного бассейна реки Обь – от Барнаула до Салехарда. Анализ химического состава проб показал, что снег содержит довольно высокие концентрации многих элементов, включая тяжёлые металлы, которые могут оказывать влияние на состав речного стока в период таяния снега. В частности, выяснилось, что более половины весеннего речного стока по кадмию, цинку, сурьме и цезию может быть обеспечено именно таянием снега весной. При этом в снегу отмечается довольно высокое содержание коллоидных форм элементов, которое может составлять от 30 до 80 процентов, среди них сульфаты железа, висмута, мышьяка, сурьмы и т.д.

В отдельных пробах выявлена достаточно высокая концентрация цинка, кобальта, кадмия, никеля. Как правило, такие пробы были отобраны в радиусе нескольких километров от крупных промышленных предприятий, либо в зоне присутствия факельных хозяйств нефтегазодобывающих компаний каковых в Томской области хватает.

Ряд микроэлементов-загрязнителей – хром, никель, цинк, кадмий – продемонстрировали существенную связь, ярко выраженную на первых 20 километрах от локального источника загрязнения, – говорит заместитель директора ИО РАН Владимир Шевченко. – Некоторые элементы – фосфор, магний, цинк и барий – тоже показали увеличение их концентраций в коллоидной фракции вблизи очагов загрязнения, возможно, отражая поступление из промышленных центров и факелов сжигания попутного газа. Среди локальных источников загрязнения также крупные города и автомобильные дороги с высоким трафиком движения.

Исследование показало, что к северу исследуемой территории, в частности, на севере Томской области, ХМАО и выше значительно снижается концентрация железа,  марганца, кобальта, никеля кадмия в растворенной фракции снеговой воды, что связано с общим снижением плотности населения и соответствующего уменьшения количества предприятий относительно южных регионов.

По мнению ученых, проводивших исследование, снег оказался очень информативным материалом. Взятый керн можно «прочитать» послойно и составить «летопись», которая даст много новой информации о загрязнении атмосферы. Данные о химическом составе снега важны с точки зрения миграции химических элементов, понимания их переноса с водами Оби в Карское море и Северный Ледовитый океан. Кроме того, исследование впервые продемонстрировало недооцененное ранее значение коллоидных форм токсикантов и геохимических индикаторов в снеговой воде и их вклад в общий речной сток.

Откуда «ноги растут»?

Напомним, барий и цезий — щелочно-земельные металлы, активно используемые в атомной промышленности и ядерной энергетике. В природе, в «чистом виде» они почти не встречаются. Например, радиоактивный изотоп цезия-137, выделяется из суммы осколков деления урана, плутония, тория в реакторах атомных электростанций. Оксид бария применяется для варки специального сорта стекла — применяемого для покрытия урановых стержней. Не следы ли это деятельности «Сибирского Химического Комбината» (СХК)?

В свое время мы уже публиковали карту самого широкого воздействия комбината на гидросистему Томи и Оби по содержанию плутония в волосах детей. Как видим, то самое воздействие, похоже, продолжается и сейчас. Интересно и другое – официально в Томске нет большого количестве химических и промышленных предприятий, но следы тяжелых металлов постоянно находят в пробах. Подобный результат говорит о том, что с состоянием атмосферного воздуха в областном центре далеко не все ладно, и не в одних автомобилях дело…

Напомним, лаборатория «БиоГеоКлим» ТГУ создана в рамках мегагранта при поддержке правительства РФ. Руководителем лаборатории является учёный ТГУ и обсерватории Миди-Пиринейз (Тулуза, Франция) Олег Покровский. Миссия  – изучение климатических изменений на территориях арктических и субарктических регионов России и их влияния на функционирование природных экосистем, биогеохимические процессы и социально-экономические аспекты деятельности человека.

 

Дмитрий СЕДОВ