Опубликовано 17 февраля 2023
20:14

Дезертиров не так уж и много: в Томске осудили одного из уклонистов

После настоящей истерии, устроенной прозападными СМИ с начала СВО на территории Украины, в России участились случаи уклонения от призыва в армию. И даже от мобилизации. Есть такие и в Томской области. На днях Томский гарнизонный военный суд (ТГВС) вынес приговор в отношении военнослужащего по контракту за то, что томич не явился на службу в срок…

 

Не иначе — инцидент

Насколько известно, военнослужащий (исходя из информации на сайте ТГВС речь идет об Антоне Болотове. — Прим.ред.) без уважительных причин не явился в срок на службу. Якобы он хотел добиться отмены приказа о его переводе к новому месту службы, судя по всему,  в зону проведения СВО. Где именно служил солдат до этого, не ясно. Известно лишь, что ранее военный являлся добровольцем-контрактником. На службу Антон не прибыл в период проведения мобилизации то есть после 21 сентября. По мнению следствия, он  незаконно отсутствовал свыше десяти суток, но не более одного месяца. В отношении мужчины было возбуждено уголовное дело по 3.1 статьи 337 УК РФ (самовольное оставление части или места службы). Томский гарнизонный суд признал военнослужащего виновным и назначил наказание в виде лишения свободы на три года условно с испытательным сроком в три. Приговор в законную силу пока не вступил.

Подобных дел через ТГВС, судя по его картотеке, за последние годы прошло не так уж и много — всего пять. Два уголовных дела касаются самовольного оставления солдатами военных лагерей под Белгородом. За это военнослужащие получили условные сроки наказания, так как их быстро нашли. А вот уголовных дел, возбужденных за дезертирство после 24 февраля на сайте ТГВС пока нет.

 

Просто «устал»…

Да и вообще с началом специальной военной операции на территории Украины дезертирств из российской армии или уклонения от военной службы не так уж и много.  Судя по открытым данным российских СМИ, это не стало серьезной проблемой, по крайней мере как для той же Украины.

Большая часть беглецов, как и раньше, просто хочет «отдохнуть», то есть пожить «гражданской» жизнью на полученную приличную зарплату… Однако есть и другие  — те, кто сознательно пытаются избежать отправки на передовую или намеренно покидают часть так, чтобы с ними разорвали контракт.

Самый громкий случай, попавший в СМИ, произошел 13 января текущего года, когда 31-летний рядовой Дмитрий Перов, покинув военную часть, которая располагается в зоне боевых действий на Украине, просто уехал домой. По данным правоохранительных органов, с собой он прихватил автомат с пятью магазинами и несколько гранат. Как пишут СМИ, с этим «запасом» он поехал к маме в Воронеж, а оттуда отправился в Липецкую область. Через пять дней, 18 января, домой к мужчине пришел спецназ. В ответ дезертир  открыл огонь и был застрелен на месте.

С 24 февраля 2022 года в российских СМИ упоминалось о примерно 40 российских военных, бежавших из частей, включая тех, кто служил в ЧВК «Вагнер». Для сравнения: за весь 2021 год в СМИ попали только 19 случаев оставления части. Все они — побеги срочников, которые покидали части из-за конфликтов с сослуживцами или все того же  желания «отдохнуть».

Первый с начала военных действий на территории Украины случай побега произошел прямо в день объявления о военной операции — 24 февраля. Тогда из части в приграничной Ростовской областис бежал контрактник. По данным местных журналистов, он тоже  мог забрать с собой оружие.

А например, житель Ленинградской области вдруг вспомнил, что у него есть подтвержденная болезнь, с которой в армию не мобилизуют. Он дважды сбегал из части, прежде чем ему повторно назначили медкомиссию. Большинство других случаев побега мобилизованных все же не связаны с их желанием в дальнейшем действовать в правовом поле. В Белгородской области один из контрактников при побеге угнал из части грузовик…

 

Что говорит закон?

Между тем после объявления мобилизации законодательство по этой части значительно ужесточено. Все попытки “ отдохнуть» квалифицируются по одной из двух уголовных статей — «Самовольное оставление части или места службы» (337-я УК РФ) или «Дезертирство» (338-я УК РФ). Ранее в подавляющем большинстве случаев применялась первая, значительно менее тяжкая статья. По ней военный, совершивший деяние впервые, вообще может быть освобожден от ответственности. И даже если она наступала, то, как правило, за этим следовало лишение свободы до 5 лет условно.

Однако в период «мобилизации или военного положения, а также в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий» наказание по этим статьям значительно суровее.  Оно  практически ВСЕГДА подразумевает лишение свободы. Если военный вернулся в часть в течение 10 дней, максимальный срок лишения свободы — 5 лет,  в течение месяца — 7 лет. Ну а если  провел вне части больше месяца,  то и на 10 лет.

 

Виктор МАЛЫШЕНКО