Опубликовано 14 февраля 2023
14:04

Умереть «незабесплатно»: мать получила 1,2 млн рублей за гибель сына

Завершилась громкая история с гибелью 17-летнего томского подростка на реке Обь около села Александровское, задохнувшегося при очистке баржи. Через 1,5 года родители юноши получили компенсацию в размер 1,6 миллионов рублей, деньги будут взысканы с компании «Совкомфлот-8» и ее бывшего директора. Следствие и суд посчитало, что фирма и ее руководитель грубо нарушили правила техники безопасности, из-за чего и произошла трагедия.

 

Родители судились год

Сам инцидент с гибелью подростка произошел в мае 2020 года в Александровском районе Томской области, около села Александровское на реке Обь  Насколько известно, 44-летний капитан теплохода «Ангара-888» по поручению 35-летнего директора судоходной компании ООО «Совкомфлот-8», чтобы сэкономить деньги, привлек местных жителей, в том числе двух подростков к работам по очистке емкостей на барже от остатков мазута. При очистке бочки, залезший в нее 17-летний подросток попросту отравился парами мазута, не смог выбраться самостоятельно и скончался.

По факту смерти молодого томича сразу началась проверка со стороны прокуратуры и СК, на место прибыли следователи из Стрежевого, позже были возбуждены уголовные дела по статье «Нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ». Подозреваемыми в них стали нерадивый капитан теплохода и тогдашний директор компании. При проверке и на следствии выяснилось, что у подростков не было никаких индивидуальных средств защиты во время уборки емкостей с остатками мазута, инструктажа  с ними никто не провел.

Следствие и суд продолжались больше года, по приговору суда бывший директор судоходной компании «Сомкомфлот-8» получил один год и пять месяцев колонии общего режима за нарушение правил безопасности, а капитан теплохода «Ангара-888» — один год колонии.  Тем не менее оставался вопрос выплат компенсаций родственникам — матери и сестре мальчика за нанесение им морального вреда и нравственных страданий. Александровский районный суд в итоге постановил взыскать с капитана теплохода и экс-руководителя компании 1,6 миллиона рублей, из них 1,2 миллиона пойдут матери погибшего, а еще 400 тысяч рублей получит его родная сестра. Ответчики своей вины на суде не отрицали, но считали размер компенсации завышенным. Тем не менее суд признал размер обоснованным.

 

Грошовые компенсации

Компенсация в 1,6 миллиона рублей за гибель родственника на работе или в ДТП российскими и томскими судьями присуждается не так уж часто, такое решение — скорее исключение из правил. Как правило, ее размер существенно меньше и добиваться выплат приходится месяцами и годами. К примеру, в 2020 году Кемеровский областной суд взыскал с компании ОАО «РЖД» в пользу жительницы Томской области компенсацию морального вреда за гибель сестры в 2017 году в размере 70 тысяч рублей. Инцидент произошел в конце февраля 2017 года. На станции Берикульская поезд насмерть сбил женщину. На суде родственница погибшей заявила, что на железной дороге в месте, где погибла сестра, нет пешеходных переходов и часто стоят составы, в связи с чем местным жителям приходится ползать под вагонами.

Тем не менее суд посчитал, что вины машиниста в ДТП нет, что погибшая была сама виновата из-за своей невнимательности. Судья присудил сестре покойной компенсацию в 70 тысяч рублей.

Другие случаи из судебной практики также весьма наглядны. В ноябре 2018 года Кировский районный суд Томска взыскал с жителя областного центра 350 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда родственникам мужчины, который погиб в аварии 8 лет назад. При этом уголовное дело, возбуждавшееся в отношении томича, было закрыто еще в 2015 году. Из материалов дела следует, что в 2009 году на трассе М-53 «Байкал» в Новосибирской области в результате ДТП погиб 23-летний томич, который находился в качестве пассажира в одном из автомобилей. После длительного предварительного расследования виновнику аварии, проживающему в Томске, следственные органы Новосибирской области предъявили обвинение в нарушении ПДД, повлекшем по неосторожности смерть двух лиц. В 2015 году уголовное дело прекратили в связи с истечением срока давности. В июле 2018 года родственники погибшего подали иск в суд о выплате морального вреда и получили по решению суда 350 тысяч рублей.

В октябре 2017 года Ленинский районный суд Томска признал 19-летнего жителя областного центра виновным в нарушении ПДД, которое повлекло смерть человека. За гибель пешехода мужчину приговорили к лишению свободы на 3,5 года и штрафу в один миллион рублей. В феврале 2017 года молодой человек совместно с двумя друзьями всю ночь распивали пиво, а ранним утром решили «покататься» на автомобиле. В состоянии сильного опьянения, без водительских прав юноша сел за руль машины своего приятеля. Двигаясь по проспекту Мира со скоростью под сотню километров в час, томич совершил резкий маневр, утратил контроль над автомобилем и сбил пешехода, шедшего на работу. От полученных травм мужчина скончался на месте…

Почему жизнь ничего не стоит?

Российские юристы и ученые-правоведы не раз обсуждали проблемы определения размера компенсации морального ущерба за причинение вреда жизни и здоровью в нашей стране. Зачастую они просто смехотворны.

В частности, по данным автора соответствующего исследования, управляющего партнера ЮО «Гражданские компенсации», средний размер компенсации морального ущерба за смерть близкого человека по стране в 2015 — 2017 годах составлял всего 111 тысяч рублей, а медианный – еще ниже: 70 тысяч рублей.

Стоит сопоставить это с размером в 2 миллиона рублей, который, по результатам социологических исследований, представляется россиянам справедливой оценкой моральных страданий в связи с потерей близкого человека. Хотя по оценкам экономистов, средняя суммарная цена ущерба, связанная с потерей члена семьи, находится на отметке около 61 миллиона рублей…

Добавим, что во многих случаях компенсация морального ущерба – это вообще единственный платеж, который поступает близким погибшего человека. И потерпевшие зачастую видят в нем «дополнительное» к уголовному наказание для преступника, и их разочарование размером присужденной компенсации оборачивается недоверием к системе уголовного судопроизводства и охраны правопорядка в целом.

Все это вкупе приводит к тому, что «бесценность человеческой жизни» в России превращается в ее  фактическую «бесплатность»….

 

Дмитрий СЕДОВ