Опубликовано 19 декабря 2022
12:15

Погибли «ни за что»: вопросов к шокирующему ДТП все больше…

Всю прошедшую неделю в Томской области бурно обсуждали резонансное ДТП, произошедшее  14 декабря на 46-м километре автодороги Томск  -Мариинск, в котором в карете скорой помощи погибли 4 медика из Томска. Пьяный водитель грузовика протаранил автомобиль врачей, спешивших на помощь роженице, и все они погибли на месте. Несмотря на то, что информации о ДТП опубликовано уже много, в этой истории остается много белых пятен.

 

Снимали, а не спасали…

Первая информация о случившемся  появилась в социальных сетях уже через час после случившееся.  Жуткое видео с трассы Томск — Мариинск с горящей каретой скорой помощи, в которую врезался грузовик. Вскоре появились первые данные от ГИБДД, по предварительной версии, 40-летний водитель автомобиля марки Howo Александр Колеватов, двигаясь на большой скорости, выехал на перекресток со стороны Мариинска, по второстепенной дороге, не уступил  машине скорой помощи, которая ехала по главной со стороны Томска в Асино. В результате произошло встречное столкновение, ударом которого скорую отбросило в сторону от дороги, и карета загорелась. Все находившиеся в ней врачи и водитель погибли на месте.  Водитель грузовика в аварии почти не пострадал и отделался царапинами и ушибами. По факту ДТП сразу началась проверка по линии ГИБДД, прокуратуры и полиции.

И первое, что возмутило в соцсетях томичей, так это то, что проезжающие мимо горящей машины скорой помощи  не сделали даже попытки оказать помощь. Зато массово снимали происходящее на фото и видео…

Зачем явился он на свет?

Кроме того, тысячи томичей в соцсетях уже  потребовали самого сурового наказания виновнику трагедии на трассе Томск — Мариинск, по вине которого погибли 4 человека. Сразу же после ДТП на трассе Александра Колеватова задержали сотрудники полиции. Оказалось, что 40-летний водитель грузовика ранее был неоднократно судим за кражи, причинение тяжкого вреда здоровью, нападение на полицейского…

Из мест заключения по УДО томич освободился совсем недавно и работал на одном из карьеров в Томском районе, где возил песок. При этом Александр Колеватов не имел водительских прав, а грузовую машину он якобы просто угнал с карьера в день ДТП. При задержании выяснилось, что водитель еще и мертвецки пьян и не может рационально объяснить свое поведение.

Против него возбудили сразу два уголовных дела – по факту угона автомобиля и по нарушению правил ПДД, приведшим к смерти двух и более лиц.  Суд избрал для Александра Колеватова в качестве меры пресечения нахождение под стражей в течение двух месяцев — до февраля 2023 года. На суде виновник смерти врачей вел себя дерзко и вызывающе, хамил журналистам. Сразу по двумя статьям УК РФ ему светит приличный срок — до 15 лет лишения свободы. Впрочем, его судьба уже мало кого волнует.

Куда больше интересует вопрос,  где именно работал Колеватов до 14 декабря и кто его на эту работу принял.  Есть основания предполагать, что  Колеватов «в черную» работал на Баранцевском карьере, где все последние месяцы возил песок и гравий. Иначе совершенно непонятно, как он вообще смог «угнать» тяжелый грузовик с карьера, почему этого никто не пресек. Владельцы карьера после случившегося вполне могли выдвинуть версию об «угоне» их автомобиля. Им выгодно представить все дело так, что никакого Колеватова они и знать не знали до момента ДТП, что водитель у них никогда не работал. Иначе придется за многое отвечать, в частности, за допуск к работам человека без водительских прав и пьяного, да еще и без оформления документов. Посмотрим, как события будут развиваться дальше, выявят ли следователи тех, чья вина в аварии на трассе ничуть не меньше, чем вина того, кто пьяным сел за рулем и без прав, не зная ПДД, что привело к смерти четырех врачей.

 

Работает ли «112»?

Кроме того, странной оказалась и реакция «тревожных служб». Вот что, в частности, написала томичка Светлана Казакова, ставшая невольной очевидицей этой аварии.

«К большому несчастью оказалась свидетелем этого страшного ДТП, — пишет она в социальной сети VKontakte, — ехала как раз за этим грузовиком, он резко петлял по дороге, думала, что скользит и его «колбасит». На перекрёстке увидела, что он ушёл прямо, думала, что в сугроб. И только когда поравнялась увидела, что под ним машина скорой помощи.  Проехав несколько метров, встала на аварийку, стала звонить по номеру «112». И тут поразила полная халатность. Я называю место, где я, кричу, что лобовое столкновение, а мне отвечают, мол, не наш район, надо звонить в Асино. Время идёт, жду соединение с Асино. Муж схватил аптечку побежал к месту ДТП. Мне наконец-то ответили с Асино. Стали выяснять, где мы именно. Поняв, что это 46 км, заявили, что участок не их.  Я в шоке и панике кричу уже: что делать-то? В этот момент вижу, что обе машины уже горят!»

Напомним, что номер «112» — единый номер для вызова экстренных служб Томской области, — службы скорой медицинской помощи, полиции, пожарной охраны, аварийной службы,  газовой сети, службы «Антитеррор», службы реагирования в чрезвычайных ситуациях, поисково-спасательной службы. Центр приема вызовов на номер «112» заработал в Томске еще в апреле 2018 года и должен был стать аналогом американского номера «911». Уже в ноябре 2019-го номер стал доступен для большинства жителей Томской области (в Томске, Северске, Стрежевом, Шегарском, Колпашевском, Кожевниковском, Парабельском и Томском районах). В 2020 году номер «112» испытали для всего региона. И вот спустя два года выяснилось, что система тревожного номера, как и многое другое, работает, скажем мягко, плохо…

 

Не могли не поехать?

На следующие сутки появились первые подробности о случившемся. Оказалось, что бригада квалифицированных медиков высшего уровня ехала в Асино  спасать роженицу, у которой диагностировали серьезные проблемы с плодом, из-за чего и развился сепсис. Сначала молодую мать хотели доставить из Асино в областной центр самолетом санитарной авиации, но потом решили оказать помощь на месте. При этом плод уже умер. Позже стало известно, что женщину все-таки доставили в Томск санавиацией в день ЧП – то есть 14 декабря (она находится в отделении реанимации в ОКБ, ее состояние  стабильно тяжелое). Тогда зачем в Асино отправилась целая бригада узкоспециализированных врачей перинатального центра? Возможно, ответ  на этот вопрос даст федеральный следком, который уже забрал это дело из региона.

Как бы то ни было, а погибших медиков уже ничто не вернет. Таких специалистов очень мало, и просто потрясает, когда они погибают  по вине пьяного идиота. Тысячи томичей пришли проститься с безвременно ушедшими  и выразить свою солидарность с их родственниками и коллегами в день похорон  в Богоявленском соборе. А многие принесли живые цветы к перинатальному центру уже 15 декабря — то есть на следующий день после трагедии. Губернатор Томской области Владимир Мазур, узнав о случившемся, выразил соболезнования и объявил этот день траурным.

 

Виктор МАЛЫШЕНКО