Опубликовано 29 ноября 2022
13:43

С Гоголем в XXI век

Томская филармония предлагает новый формат симфонических встреч

 

Как с пользой провести вечер – послушать музыку, почитать книгу? А может, объединить и то и другое? Тогда нам с вами – в филармонию! Поэзия и проза здесь переплетаются с музыкой великих композиторов…

В наступившем сезоне такая традиция продолжилась, и мы уже смогли погрузиться в творчество Марины Цветаевой и Василия Шукшина в Органном зале. Булгаковский вечер-путешествие по роману «Мастер и Маргарита» прошел в Большом концертном зале.

Именно этот вечер дал старт череде концертов абонемента «Литература в музыке». Абонемент уже давно и прочно закреплен в репертуарном плане филармонии. Отношение к литературе и слову у музыковедов и артистов самое пиететное, и у публики особым вниманием и любовью пользуются концерты цикла «Музыка и Слово», «Литература в музыке». Маленьких слушателей всегда ждут «Сказки с оркестром» и «Сказки дядюшки Органа».

 

Литературно-музыкальные перфомансы

 

Уже в самом начале этого цикла концертов предполагалось уделять внимание публике заинтересованной – в филармонии радушно встречают старых друзей и тепло приветствуют обладателей Пушкинской карты. Согласитесь, вновь погрузиться в перипетии литературного повествования и увидеть любимых героев в новом свете с помощью музыки – неожиданный бонус для меломанов. Популярная форма концерта претерпела некоторые изменения, и уже прошедший перезагрузку формат был предложен вниманию томской публики.

Булгаковский перфоманс, «пробный шар» обновленного абонемента, позади, и ожидание второго концерта из этого цикла добавляло интриги. Ведь Гоголь на томской сцене частый гость, а тут… такой обширный экскурс в его произведения и музыкальный материал!

 

Предваряя концерт, в фойе Большого концертного зала открылась выставка, посвященная главному герою вечера – Николаю Васильевичу Гоголю. Одиннадцать практически осязаемых, только коснись, портретов Гоголя вниманию публики представил скульптор Леонтий Усов. Скульптуры создавались в разные годы, всех их объединяют искренние любовь и уважение автора к Гоголю, творцу минувшего века. И в то же время портреты писателя, вышедшие из-под резца скульптора, – это герой нашего сумбурного и противоречивого времени.

 

По Томску в компании с Гоголем

 

«Творчество Николая Васильевича Гоголя – это литературное наследие, которое можно сравнить с большим и многогранным алмазом, переливающимся всеми цветами радуги». С этой аксиомы началась встреча любителей литературы и ценителей классической музыки в Большом концертном зале Томской филармонии на концерте «Гоголь в музыке». Хотя разделять тех и других по категориям и группам было бы несправедливо. Людей, не знакомых с гоголевской прозой, не существует. В университетском городе если таковые и имеются, встретиться в ними на концерте абонемента «Литература в музыке» просто невозможно.

  

Начнем с того, что Гоголь, конечно, никогда не бывал в Томске, но встречи с ним все-таки не избежать. Это и «Гоголевский дом» по адресу: улица Набережная реки Ушайки, 20, ставший свидетелем и активным участником смены эпох и революций. Это и любимая горожанами улица Гоголя – бывшая Жандармская, переименованная в Гоголевскую к столетию писателя… Но главным героем вечера стала музыка, такая же самобытная и яркая, как литературные персонажи великого насмешника.

 

Перелистывая «Тараса Бульбу»

 

Увертюра к опере Мусоргского «Сорочинская ярмарка» и искрометный гопак увлекли публику в пестрый и шумный и веселый мир сельской ярмарки… Вместе с Оксаной (Юлия Шинкевич) мы попали в горницу гордой красавицы из оперы «Ночь перед Рождеством» Николая Ивановича Римского-Корсакова, а Думка Параси (Екатерина Клеменс) из «Сорочинской ярмарки» звучала простодушно-трогательно и виртуозно.

   

Интерес к творчеству Гоголя во всем мире был и остается необычайным. Гений писателя в том, что когда бы ни были написаны его бессмертные строки, они оказываются вне времени и остаются ежечасно актуальными.

«…Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! <…> Нет, братцы, так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а… Нет, так любить никто не может! <…> Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество!» – велика цитата из речи Тараса Бульбы, но какой искренний отклик она нашла в сердцах слушателей в этот вечер… И поэтому особенно пронзительно прозвучала в конце первого отделения 3-я часть Рапсодии для оркестра «Тарас Бульба» – «Смерть Тараса Бульбы» Леоша Яначека.

 

Полистилистика «Ревизской сказки»

 

Второе отделение концерта преподнесло сюрприз самым продвинутым слушателям, принявшим участие в онлайн-опросе социальной сети «ВКонтакте». Двадцать самых активных участников акции получили возможность услышать «Гоголь-сюиту» Альфреда Шнитке прямо в оркестре. А кое-кому из счастливчиков повезло еще больше – музыканты ударной секции поделились с дебютантами инструментами и под чутким руководством коллег практически наравне исполняли музыку Шнитке на сцене Большого концертного зала. И какую музыку! Написанное в 1975 году музыкальное сопровождение спектакля Театра на Таганке «Ревизская сказка» в 1981 году обрело свое окончательный облик и звучание в «Гоголь-сюите» – выдающемся произведении гениального композитора XX века, которому на момент написания музыкального произведения был всего 31 год…

Трагическое и комическое, сплетаясь в сюите, соткали практически симфонический спектакль. Можно представить, какое острое и сильное впечатление получили зрители в зале, поскольку создатели музыкального перфоманса включили в общую канву феерического повествования художественное слово и мульмедиа. А зрители на сцене с замиранием следили, погружаясь в театрализованное повествование, за маэстро и музыкантами…

   

Присоединиться к зрительской аудитории смогли и слушатели Виртуального концертного зала во время онлайн-трансляции. Думаю, и публика виртуальных залов в этот вечер испытала восхищение, приобщившись к такой разной – классической и авангардной – музыке.

Прекрасный спектакль был создан музыкантами и артистами филармонии. Публика в этот вечер получила колоссальное удовольствие и благодарила создателей музыкального действа – автора сценария Татьяну Веснину, литературных ведущих Евгения Шевелева и Олега Стрельца, выступившего в роли Николая Васильевича. Этот праздник музыки подарили слушателям дирижер Игорь Берендеев и Томский симфонический оркестр.

 

А совсем скоро нам предстоит новая встреча. Готовьте визитки и фраки – мы отправимся в гости к Евгению Онегину… Будет очень интересно!

 

Маргарита КОМАРОВА

Фото: Татьяна РЯЗАНЦЕВА