Опубликовано 8 ноября 2022
12:46

Бастрыкина на них нет: недобросовестные олигархи снова губят Томь

В реку Томь снова слили большой объем нефтепродуктов, причем в этот раз сброс вредных веществ оказался настолько огромен, что их концентрация превысила все допустимые пределы, нормы ПДК оказались превышены почти в 300 раз. Загрязнение реки около Северска даже попало в поле зрения главы Росприроднадзора Светланы Радионовой, которая дала указание провести проверку случившегося и найти источник столь масштабного загрязнения. Дай бог, чтобы снова все это не кануло в Лету…

 

У Бастрыкина на контроле…

Информация о новом сбросе нефтепродуктов в реку Томь появилась 21-22 октября. По соцсетям начали распространять видеоролики, на которых виднелся огромный участок берега Томи в районе Северска. Это район между КПП «Дельфин» и КПП «Парковая». Почва и вода были загрязнены черной вязкой жидкостью, напоминающей мазут. Площадь «пятна» – несколько тысяч кв. метров. Уже известно, что загрязнению подверглись берега реки на десятки километров.

Специалисты Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора после получения информации о сбросе немедленно выехали на место, где провели выездное обследование береговой линии и акватории Томи с отбором проб природной воды. Аналитическим исследованием займется филиал «ЦЛАТИ по Томской области».  И уже 1 ноября в телеграм-канале главы Росприроднадзора Светланы Радионовой появились предварительные итоги проверки. Руководитель ведомства оказалась просто шокирована случившемся, хотя ее удивить было, как мы знаем, непросто.

— Содержание нефтепродуктов в некоторых точках превышено до 286 раз! — написала руководитель ведомства дословно. — Мы передали информацию в администрацию ЗАТО Северск для привлечения необходимых сил и средств к ликвидации последствий нефтезагрязнения. Виновные пока не найдены. Но это пока. Мы уже направили запросы о лицах, имеющих разрешительные документы на право пользования водным объектом. Держим ситуацию на контроле.

После обнародования этой информации начались масштабные проверки со стороны природоохранной прокуратуры Томской области и местного СК. Цель — поиск источника масштабного загрязнения и наказание виновных. Свою проверку начало и Восточное межрегиональное Следственное управление на транспорте СК РФ. Известно, что проверку проводят сотрудники Новосибирского следственного отдела на транспорте, решается вопрос о возбуждении уголовного дела по ст. 247 УК РФ (Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов).

 

Что происходит?

По предварительным данным со стороны прокуратуры Томской области, причиной загрязнения реки могли стать баржи или иные плавучие средства, которые слили в Томь так называемые «подсланевые воды». Это сложные смеси стоков, в состав которых входят нефтепродукты и механические примеси. Они отнесены ко второму классу экологической опасности наравне с такими как серная кислота или электролиты. Подобные отходы часто сливают в Томь с местных теплоходов, барж и буксиров во время консервации речных судов после завершения навигации. Просто в этот раз объем загрязнения оказался просто огромен, в речную воду слили тысячи, если не десятки тысяч литров подобных отходов.  Оно и понятно – Жабина ведь теперь нет, можно и принаглеть…

Ушедший от нас в этом году томский эколог и общественник  из года в год фиксировал подобные инциденты. Проверки по сбросам в Томь отработанного дизельного топлива по заявлениям Сергея Жабина вела транспортная прокуратура, Росприроднадзор, и Верхнеобское территориальное управление Росрыболовства. Увы каждый раз все заканчивалось ничем, виновных или не находили вообще, или давали им просто несерьезные штрафы. Однако теперь на личный контроль расследование поставил и председатель СК РФ Александр Бастрыкин.  И, будем надеяться, справедливость наконец восторжествует.

 

Кто это может быть?

Сливать солярку могут и с берега, а уже потом течением ее сносит на север. Кроме того, стоянка судов есть и в Моряковском Затоне. К тому же в местном Речпорту находится много судов.  Однако самые большие баржи со щебнем принадлежит ОАО «Томская Судоходная Компания», которое входит в ЗАО «Сибирский центр логистики», в свою очередь тесно связанный с фирмой ООО «МЦТТ». Там среди владельцем и управляющих фигурируют фамилии Владимира Преца и Антона Кноля, лиц богатых и предельно влиятельных в местном политбомонде…

По идее, свою проверку давно должны были инициировать и в природоохранной прокуратуре региона, но в прежние годы там ничего про это не слышали. И это притом что экологии заявляют о серьезном ущербе. На наши вопросы в транспортной прокуратуре Томской области о проведении проверки отвечали уклончиво, сказав лишь о том, «что она будет проведена». Когда же будут известны ее результаты, и будут ли они озвучены вообще – непонятно.

В советское время, перед тем как встать на зимовку, к судам приезжал теплоход и забирал подсланевые воды, которые накапливаются на корабле за время эксплуатации. Там и масло, и нефтепродукты, и так далее.  Те суда, кто становился на стоянку, имели справку, что подсланевые воды сданы. Есть ли сейчас такие теплоходы, сдают ли они отработанное топливо, как и прежде, неизвестно. И, как нам кажется, с анализа работы именно этой «схемы» и следует начать расследование.

 

Стас СТАНОВ