Опубликовано 15 октября 2022
16:07

При миллиардных субсидиях ГУМП «ТТУ» имеет непрозрачные расходы

В Томске снова подняли тему изношенности электротранспорта – троллейбусов и трамваев. Об этом сообщил директор ТГУМП «Трамвайно-Троллейбусное Управление» (ТТУ) Петр Максимов, который выступил на комитете городского хозяйства Думы г. Томска с докладом.  По его словам, износ имеющихся трамваев парка ТТУ составляет в 90%, а троллейбусов -100%. Ситуация крайне тяжелая и просвета пока не видно.

 

Износ троллейбусов — 100%

Если верить словам директора ТГУМП «ТТУ» Петра Максимова, подвижной состав предприятия имеет значительный износ, трамваи – 90%, троллейбусы – 100%. Кроме того, постоянно наблюдается недостаточное обеспечение подвижным составом, хотя в 2022 году были введены в эксплуатацию 20 московских троллейбусов, списанных правительством Москвы.  В прошлом году все обстояло ненамного лучше, по состоянию на октябрь 2021 года в замене нуждались 105 из 111 единиц городского электротранспорта, в целом его износ составлял 95%. Также в 2021 году в Томск из Москвы было доставлено 40 списанных троллейбусов, 12 из них ТТУ за собственный счет отремонтировало и выпустило на линию.

Получается, что парк томских троллейбусов за два года пополнился на 60 единиц, но качественно ситуацию такие поставки не улучшили. Мало того, предприятию в 2022 году не хватило 30 миллионов рублей субсидии, необходимой на текущие нужды. Тут нужно сделать важную оговорку, речь идет об износе, рассчитанном по правилам бухгалтерского учета. Этот показатель зависит от времени эксплуатации транспортного средства. Так, срок службы троллейбуса по документам должен составлять семь лет, а трамвая – 12 лет, но многие томские трамваи и троллейбусы служат по 15-20 лет и более. Для того, чтобы хоть как закрыть потребности в электротранспорте и обеспечить подвижным составом «ТТУ», руководство предприятия направило в администрацию Томска проект письма для обращения в Правительство Москвы с просьбой передать в собственность города 20 трамваев после вывода их в столице из эксплуатации. Правда, такое «самоедство» за счет столицы вряд ли решит проблему, транспорт в Москве списывают, так как он зачастую, полностью выработал свой ресурс.

 

Нужен ли электротранспорт?

Нужно сказать, что о проблеме изношенности парка томских трамваев и троллейбусов, необходимости их замены томские федеральные СМИ писали на протяжении последних 10 лет много раз, с выступлениями на эту тему выступил чиновники, общественные деятели, депутаты.  Только толку от всех этих выступлений, разработанных планов и проектов не было никакого, парк ТГУМП «ТТУ» продолжал ветшать и приходить в негодность. И дело не только в отсутствии средств на обновление парка электротранспорта, что, в общем-то, дело поправимое. Тут проблема еще и в том, что томские чиновники, по-видимому, не заинтересованы в таком транспорте вообще и давно лелеют мечту об упразднении ТГУМП «ТТУ», продаже его имущества, земельных участков в центре города под предприятием и ликвидации всех трамвайных путей и троллейбусных линий в интересах местного маршрутного бизнеса. Такой подход торжествует уже более 12 лет, а лишать электротранспорт серьезных субсидий, отказываться от замены парка троллейбусов и трамваев начали еще при мэре Томска Александре Макарове, в середине «нулевых годов». Все мэры Томска — Александр Макаров, Николай Николайчук, Иван Кляйн, и.о. мэра Михаил Ратнер — всеми своими действиями показывали, что доступный и дешевый общественный электротранспорт им не нужен, хотя им пользуются десятки тысяч томичей каждый день. И именно в этом-то и заключен, на наш взгляд, корень всех бед и такого странного отношения к общественному транспорту. Действительно, зачем затратный транспорт для бедных? Нужно все заменить коммерческими рейсами, и проблема транспортной доступности решится сама по себе.

 

Странная политика

Лучше всего то, что такая непубличная концепция действительно не выдумка, показывает отчет и. о. мэра Томска Михаила Ратнера о проведенной работе за 2021 год, который заслушали в Думе города. Оказывается, еще в начале 2022 года поднимался вопрос о повышении заработных плат сотрудникам «ТТУ», так как возникла сильнейшая текучка кадров. До принятия субсидии в размере 42,2 миллиона на увеличение ФОТ (фонда оплаты труда) на главном транспортном предприятии Томска нехватка водителей составляла около 50%. Низкие зарплаты буквально урезали численность водителей, количество сотрудников снизилось со 131 до 99 человек в период с 2018 по начало 2022-го. Колоссальное снижение численности сотрудников привело к тому, что «ТТУ» сняло часть электротранспорта с рейсов.

После того как проблему с низкими зарплатами озвучили в Думе Томска, зарплату водителям подняли. Только вот каким образом? Повышение оно совпало с оптимизацией расходов внутри предприятия. 1 марта 2022 года водителям урезали доплаты за классность и убрали доплату в размере 10% за работу на старом транспорте. Несладко пришлось и кондукторам. С 1 апреля 2022 года им резко увеличили план по выручке. Новый план выполнить, а по итогу невыполнения идут потери в зарплате в размере 3%. Но для кондукторов есть специальный бонус! С 1 февраля у них есть возможность получать доплату в размере 2 рублей за сканирование данных ЕСПБ. Только вот с 1 марта ее урезали до 1 рубля, а с 1 апреля «бонусы» и вовсе сгорели, так как QR-коды отменили.

Численность кассиров в штате поражает — всего 6 человек. Такая малочисленность чревата тем, что могут возникнуть очереди при сдаче смены, так как состав контролеров не подвергается сокращению, в нем по-прежнему 25 человек. Нужно учесть и то, что на линию ежедневно выходит 37 водителей троллейбусов, 28 водителей трамваев (то есть всего 65 единиц подвижного состава). Получается, мэрия Томска и руководство ТГУМП «ТТУ» делают буквально все, чтобы от муниципального предприятия совсем ничего не осталось, ведут его к краху. Только желательно, чтобы все произошло тихо и спокойно, лучше всего, если трамвайно-троллейбусное управление по-тихому загнется «само по себе», потому что якобы «неэффективно и невыгодно».

 

Тишина на миллиарды…

Не раскрыт вопрос трат многомиллионных субсидий на ТГУМП «ТТУ» со стороны администрации Томска в течение последних 12 лет. Например, в 2018 году общий объем дотаций для нужд ТГУМП «ТТУ» из горбюджета в 2018 году составил 296,6 миллиона рублей. В 2017 году размер дотаций составил 250 миллионов рублей. В 2019 году размер субсидий превысил 420 миллионов рублей.  В 2020 году трамвайно-троллейбусное управление получило 405,9 миллиона рублей, в 20221 году – не меньше. Таким образом, только за последние 4 года «ТТУ» получило субсидиарной поддержки примерно на 2 миллиарда рублей, не говоря уже о тратах за последние 10 лет, тут суммы пойдут на 5-6 миллиардов рублей. И нужно помнить еще то, что в феврале 2018 года тогдашний заместитель мэра Владимир Брюханцев заявлял о том, что для выхода из кризиса предприятию нужно более миллиарда рублей субсидий до 2021 года. И эти деньги были найдены, только из кризиса муниципальное предприятия так и не вышло, хотя имелись и собственные соразмерные доходы.  Серьезные деньги, что ни говори. Только вот в отчетах предприятия почему-то имеются серьезные убытки, по взятым ранее банковским кредитам.

Сколько в 2010-2022 гг. единиц техники было куплено для обновления городского транспорта, сколько потрачено на его ремонт и эксплуатацию, ремонт рельсовых путей, какова заработная плата у директора «ТТУ», и его заместителей, а какая она у персонала, каков размер кредиторской задолженности сейчас — все это покрыто тайной, сплошной черный ящик. Неизвестно и то, сколько средств тратится на электроэнергию и обслуживание контактных сетей и опор. На сайте самого ТГУМП «ТТУ» никакой финансовой отчетности нет. На вопросы, как и на что тратятся деньги муниципального предприятия, его директора ничего внятного, кроме общих фраз, не говорят. Поэтому – продолжаем расследование…

 

Станислав СТАНОВ