Опубликовано 1 октября 2022
14:21

Без прав и права: погибла девушка-пассажир мопеда

В Томском районе несколько дней назад снова произошло ДТП с участием водителя мопеда, в результате чего 21-летний водитель транспортного средства получил травмы, а 18-летняя, девушка-пассажир скончалась в больнице. Этот инцидент еще раз говорит о том, что пользоваться такими транспортными средствами нужно только при наличии водительских прав и достижения возраста ответственности.  Халатность и удальство в совсем юном возрасте, как правило,  приводят к  трагичным последствиям…

 

Еще одна трагедия…

Как сообщалось в оперативных сводках УГИБДД по Томской области, столкновение мопеда марки Racer и автобуса ПАЗ, двигавшегося в попутном направлении, произошло вечером 15 сентября на третьем километре автодороги-подъезда к деревне Петрово. В больницу доставили водителя и 18-летних парня и девушку, которые получили травмы разной степени тяжести. Кто был виновником ДТП, выясняют полицейские, но по предварительной версии ошибку совершил водитель мопеда, который не рассчитал дистанцию.

Подобных ДТП в Томской области, как и по всей России, участниками которых становятся совсем молодые люди и подростки, управляющие мопедами, скутерами и электросамокатами, каждый год происходит множество. Увы, опасность управления подобными транспортными средствами зачастую просто не осознается ни ими, ни родителями. Кажется, что они маломощны и малы по размерам, однако не стоит обольщаться габаритами мопедов и скутеров. В неумелых руках они точно так же опасны, как и мотоциклы с легковыми автомобилями.

По данным ГИБДД России, в 2021 году количество ДТП, совершаемых детьми на мопедах и приравненных к ним транспортным средствах, приближалось к 400 случаев. В них погибло более 20 детей и подростков, ранения получили более 400 детей. Ранее, до введения водительских прав на вождение скутеров и мопедов, ситуация была еще более жуткой…

 

Только при наличии прав!

Усиливающийся год от года транспортный коллапс в городах России, регулярное повышение цен на топливо – все это привело к тому, что такой транспорт как мопеды и скутеры стал очень востребован. Компактные и мощные транспортные средства привлекли внимание подростков, поэтому ради сохранения безопасности дорожного движения в 2013 году появилась новая категория «М», а вместе с ней – и необходимость получения прав на управление мопедом. Мопедом считается вид транспортного средства на двух колесах, его главное его отличие от мотоциклов состоит в кубатуре двигателя. У мопеда объем двигателя не превышает 50 см³.  Как правило, скорость его передвижения ограничена 50 км/час. Скутером считается разновидность городских мотоциклов. Они предназначены для передвижения по качественному дорожному покрытию. Из технических особенностей – подвесной двигатель расположен непосредственно под сиденьем райдера. В основном водителями скутеров и мопедов становятся молодые люди, которые хотят быстро передвигаться в черте города, но не могут позволить себе автомобиль, и подростки. Последние при появлении на рынке скутеров и японских мопедов сразу же отметились в сводке аварий и ДТП, причем еще с середины «нулевых годов».

Отсутствие опыта вождения, кураж и плохое знание ПДД привели к тому, что статистика аварий с участием несовершеннолетних резко пошла вверх. Например, в далёком 2010 году, когда органы ГИБДД впервые обнародовали неутешительную статистику, стало ясно, что проблема крайне серьезная. Только за первую половину года по вине водителей мопедов произошло 2 тысячи 676 ДТП. Причём 118 человек погибло, а 3046 — получили телесные повреждения различной степени тяжести. Причиной ДТП однозначно признавались слабая теоретическая и практическая подготовка водителей мопедов. Тогда никто не проверял знание простейших правил дорожного движения у водителей мопедов и скутеров, сесть за руль мопеда мог вообще любой человек в любом физическом и психическом состоянии.

 

Медленно «реагируем»

Быстрый рост количества ДТП привел к тому, что в 2013 году мопеды и скутеры были внесены в перечень транспортных средств, для управления которыми нужно иметь водительское удостоверение. Причем рабочий объем двигателя не играл значения. Данное требование распространялось даже на владельцев транспорта с объемом ДВС менее 50 кубов, развивающего скорость до 50 км/час, или оборудованных электродвигателем мощностью до 4 кВт. Законодательно это требование было закреплено 5 ноября 2013 года. А вот реализовано на практике – только через год (5 ноября 2014 года).

Дело в том, что в течение этого года разрабатывались и принимались новые правила выдачи водительских удостоверений. Поэтому именно с 2014 года райдеры смогли начать проходить обучение и сдавать экзамен, после которого получали долгожданные права на мопед. Плюс в своде правил было закреплено само понятие мопеда как механического транспортного средства.  Во-вторых, к той же категории приравняли и квадроциклы, водителей которых также обязали иметь водительское удостоверение категории «М». Право на управление мопедами и скутерами имеют водители, получившие водительские удостоверения и любой другой категории: А, В, С, D и даже Tm и Tb (трамвай и троллейбус). Вождение без прав сейчас чревато штрафом от 5 до 15 тысяч рублей.

 

Что нужно чтобы получить права?

Получение прав на скутер и мопед сейчас всегда сопровождается сдачей экзамена по теоретической части в ГИБДД, которая включает не только правила дорожного движения, но и оказание первой доврачебной помощи.  Для того чтобы получить права на мопед или скутер, необходимо подать заявление, пройти медицинское и психиатрическое освидетельствование, заплатить пошлину и сдать экзамен. Для этого нужно выбрать автошколу, где присутствует программа обучения вождению. Как правило, она состоит из 72 часов теории и 30 часов практики, где непосредственно на вождение выделяется 18 часов. Обучение происходит на платной основе. Выбирая автошколу, стоит уделить внимание наличию у нее государственной лицензии и отзывам в Сети.

 

Получить права на скутер или мопед может человек, соответствующий таким требованиям:

возраст старше 16 лет;

наличие российского гражданства или вида на жительства в РФ;

отсутствие медицинских противопоказаний;

успешная сдача итогового экзамена.

Медицинское освидетельствование необходимо для выявления возможных противопоказаний и ограничений на управление мопедом. Права на скутер не выдадут при ряде ограничений. К ним относятся:

болезни эндокринной системы;

эпилепсия;

моторные дисфункции;

психические расстройства;

серьезные нарушения слуха и зрения;

алкоголизм и наркомания.

На начальном этапе получения прав на мопед с объемом ДВС не более 50 кубов кандидат должен собрать следующие документы:

Заявление на специальном бланке ГИБДД (заполненное по образцу).

Удостоверение личности (паспорт).

Справка из психиатрического и наркологического диспансера.

Медицинское освидетельствование с положительным заключением.

Две фотографии размером 3×4.

Квитанция об оплате государственной пошлины.

 

Дмитрий СЕДОВ