Опубликовано 29 сентября 2022
18:18

Обнародованы траты кандидатов на выборах губернатора Томской области

Стали известны траты кандидатов на выборах губернатора Томской области. Эти данные приводит сайт Избирательной комиссии региона. Сведения там достаточно интересные, больше всех, понятное дело, потратил избранный губернатором Владимир Мазур – более 60 миллионов рублей. Остальные кандидаты израсходовали в десятки раз меньше.

 

Самый большой бюджет

Напомним, выборы губернатора Томской области прошли 10 и 11 сентября. На них врио главы региона Владимир Мазур с большим отрывом от других кандидатов победил. По итоговому подсчету, он набрал 84,94 % голосов, за него проголосовали почти 200 тысяч томичей. Такое стало возможно в том числе за счет небывалой медиа-активности в СМИ и социальных сетях, она в десятки раз превышал аналогичную активность его конкурентов из КПРФ, «Справедливой Росси» и «Российской партии пенсионеров за социальную справедливость». Секрет успеха был прост, на свою медиакомпанию Владимир Мазур потратил кратно больше денег. В настоящее время на сайте Избирательной комиссии Томской области доступны отчеты кандидатов. Из них видно, что кандидат от «Единой России» Владимир Мазур потратил 60 миллионов рублей, предельно возможную сумму.

Деньги ушли на печатную продукцию и изготовление агитационных материалов, агитацию через телерадиовещание и на некие «иные расходы на проведение избирательной кампании», непонятно только какие. При этом в фонд кандидата поступило 66 миллионов рублей, обратно пришлось вернуть шесть миллионов.  Более половины, 35,97 миллиона рублей поступило в фонд Мазура от некого «Фонда поддержки будущих поколений», а также томского, красноярского, кемеровского и новосибирского Фондов поддержки регионального сотрудничества и развития.

 

Три остальных «моськи»

Второе место по своим тратам совершенно неожиданно занял кандидат от «Российской партии пенсионеров за социальную справедливость», директор одной из юридических компаний Виктор Гринев. Согласно своему официальному отчету, он потратил в рамках своей предвыборной кампании 12,07 миллиона рублей. Все деньги потратил на оплату других работ/услуг, правда, неизвестно каких именно. Всего поступило в фонд кандидата 13,12 миллиона. Чуть больше миллиона рублей были возвращены. Деньги поступили от следующих организаций – ООО «Медиана», ООО «Биомедика», ООО «Здоровье-Фарм», ООО «КСП», ООО «Открытая Лаборатория». На что же кандидат потратил все свои деньги – остается только гадать. Наверное, с этим нужно разбираться отдельно…

Третье место по своим расходам занял кандидат от КПРФ, депутат Думы г. Томска Андрей Петров. На свою предвыборную кампанию он израсходовал 1,7 миллиона рублей. Всего в фонд поступило 1,77 миллиона, около 62 тысяч рублей были возвращены. Откуда поступил средства – неизвестно. Возможно, кандидат потратил собственные средства.

Последнее место по тратам на выборы заняла кандидат от «Справедливой России», областной депутат Галина Немцева, она потратили на свою кампанию 1,53 миллиона рублей. Всего в избирательный фонд Галины Немцевой поступило 1,73 миллиона рублей В частности, пожертвования пришли от частных компаний ООО «Геометрия», ООО «Медея», ООО ПСК «Керепеть». Примерно 200 тысяч рублей были возвращены обратно. Средства из предвыборного фонда Галины Немцевой пошли на изготовление печатных и иных агитационных материалов.

 

Сколько денег – столько песен…

Такая неравномерность бюджетов предопределила победу Владимира Мазура уже в самом начале избирательной кампании. О других кандидатах и их программах томичи банально почти ничего и не узнали, не видели их лиц и рекламы. Зато главный фаворит проявлял крайнюю медийную активность, проводил встречи, прямые эфиры, вел социальные сети, из его фонда многотысячными тиражами печатались газеты, листовки, изготавливались рекламные щиты и брандмауэры. И разумеется, политический процесс контролировался профессиональными пиарщиками, которым платили хорошие деньги. Деньги и медиа на выборах, как известно, решают почти все. У кого больше этот ресурс, тот и побеждает.  Конечно, такое бывает далеко не всегда, исключения всегда возможны, но деньги и количество рекламы в крупных СМИ обеспечивают победу кандидата в 80% случаев. Даже в США и в странах Западной Европы. Так что удивляться тут нечего…

 

Виктор МАЛЫШЕНКО