Опубликовано 19 Сентябрь 2022
19:06

Владимир Понькин: «Томск близок к музыке Рахманинова…»

19 сентября в Томске стартовал ставший уже традиционным фестиваль «Денис Мацуев и друзья». В этот день начались прослушивания юных талантов в Камерном зале Томской филармонии, впереди у подающих надежды музыкантов мастер-классы и встречи со специалистами. Своеобразный мастер-класс получили и представители томских СМИ и студенты журфака ТГУ на встрече с новым художественным руководителем и главным дирижёром Владимиром Александровичем Понькиным.

Впервые в истории Томской филармонии круглый стол прошел на сцене Большого концертного зала. Журналистам выпала счастливая возможность занять места оркестрантов и посмотреть в зал глазами музыкантов. И пусть зал был пуст, но представить публику, заполняющую зал, и гипотетически почувствовать предконцертное волнение вполне получилось.

Студенты журфака предпочли выбрать места духовых деревянных и медных инструментов, журналистам подошли пульты альтов и виолончелей. Оркестр сложился.

Эта встреча в симфоническом сезоне оказалась первой. Наталия Чабовская, директор филармонии, искренне поприветствовала журналистов:

– Многие из вас являются частыми посетителями концертов коллективов филармонии. Это радует. Ведь любая филармония, а в университетском городе особенно, должна заниматься просветительством. Поэтому очень приятно, что много молодых лиц – студентов журфака ТГУ, с которыми, я думаю, начнется долгое и плодотворное сотрудничество. Спасибо тем СМИ, которые с нами сотрудничают и на своих каналах и в своих изданиях размещают информацию о наших мероприятиях, душевно к нам относятся, где-то чуть-чуть критикуют (это тоже очень важно). И в дальнейшем мы будем давать вам поводы для посещения наших концертных залов.

Эта встреча особенная – мы представляем главного дирижера и художественного руководителя оркестра Владимира Александровича Понькина.

Музыкальный редактор Татьяна Веснина обратила особое внимание на то, что анонсированная реформа оркестра подразумевает новое направление работы главного коллектива филармонии: предоставление концертной площадки для работы с молодыми дирижерами Сибири.

Владимир Александрович особое внимание уделил этому аспекту, заметив, что оркестр Томской филармонии прекрасно звучит и от репетиции к репетиции показывает стремление к освоению новых материалов и форм работы. Поэтому появляется возможность проведения мастер-классов на базе оркестра, открытых репетиций и лекториев, создания новых интересных программ.

«Важно и нужно только добрым отношением добиваться результатов от оркестра. Тогда люди раскрываются, и душевное наполнение музыки становится совсем другим. А если начать вести себя жестко, то из коллектива живых людей оркестр превратится в музыкальный инструмент», – считает Владимир Понькин.

Дирижер подчеркнул, что уже утвержденный план работы филармонического оркестра ни в коем случае не будет нарушен – абонементы интересны и публика не будет разочарована.

Особое внимание, считает руководитель оркестра, должно быть уделено подрастающему поколению. Ведь именно они, молодые слушатели, придут в концертные залы через пять-десять лет. Именно они могут избрать своей профессией стезю музыканта и дирижера, тем самым составив славу и гордость своей страны.

«Я задался целью, и это будет сделано в Томске обязательно. Я хочу, чтобы детская аудитория начинала ходить на симфонический оркестр с четырех лет. Я объясню почему: это прекрасный, чистейший лист бумаги, на котором можно рисовать прекрасные образы. И этих аспектов для воспитания очень много, но я выбрал такой – знакомство с симфонической музыкой через дирижирование», – сказал Владимир Понькин.

Накануне у Владимира Александровича Понькина была возможность познакомиться с Томском поближе. Проходящая в Томском музее славянской мифологии выставка плотницкого мастерства «Выруби» вызвала живой интерес у маэстро: «Деревянный кружевной Томск оставляет неизгладимое впечатление». И музыкант знает, о чем говорит. Ведь хобби у главного дирижера Томского симфонического весьма необычное – маэстро режет по дереву в свободное время, которого у него не так и много…

В конце встречи Татьяна Веснина, сохраняя некоторую интригу, спросила у маэстро – с музыкой каких композиторов сопрягается у него Томск. И последовал ответ: «Томск близок к музыке Рахманинова и… Чайковского. Этот город очень близок к русской классической музыке!»

Оказалось, что с триумфом выступивший в рамках «Всероссийских симфонических сезонов» лауреат международных конкурсов, восходящая звезда российского пианизма Константин Емельянов нашел свои музыкальные ассоциации – Томск слышится как симфоническая музыка Римского-Корсакова и, конечно, Чайковского.

Прекрасное звучание, однако. Надеемся, оно будет так звучать и впредь.

Маргарита КОМАРОВА

Фото: Игорь ВОЛК