Опубликовано 18 Сентябрь 2022
12:15

Вот тебе и прецедент: в Томске будут судить «электросамокатчика» Whoosh

Полиция Томска направила в суд уголовное дело, которое расследовалось против 24-летнего водителя электросамоката, сбившего в июне текущего года семилетнего мальчика. А все потому, что после ДТП нерадивый пользователь «гаджета» скрылся с места происшествия. Подобных инцидентов в Томской области за последние два года стало крайне много, как и эпизоды с тяжким вредом здоровью. Всего в России от электросамокатчиков за два года пострадало уже более тысячи человек.

 

Заплатит штраф

Напомним, инцидент с наездом на мальчика произошёл вечером 30 июня, когда молодой человек вместе со своими друзьями катался на арендованных электросамокатах в центре Томска. Юноша не заметил ребенка, который гулял со своим отцом, и наехал на него, а потом как ни в чем не бывало покатился дальше…

Семилетний мальчик сначала сказал родителям, что чувствует себя хорошо, однако позже состояние ребенка резко ухудшилось. Отец отвез его в больницу, где врачи диагностировали перелом. После этого папа школьника подал заявление в полицию. Следователи, изучив материалы проверки, возбудили уголовное дело по статье «причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности».

Максимальное наказание по данной части статьи, грозящее виновнику ДТП — арест до шести месяцев. Правда, скорее всего, реальный срок наказания назначен не будет, «самокатчику» дадут или штраф, или приговорят к условному сроку, так как летального исхода, к счастью, не случилось. Да и вряд ли семья мальчика будет настаивать на реальном сроке лишения свободы для обвиняемого. Скорее, речь пойдет об оплате лечения первоклассника или, возможно, суд ограничится суммой в 100 тысяч рублей.

 

И снова пострадал ребенок…

Несколько месяцев назад мы уже писали о том, что подобные инциденты в Томской области, когда водители электросамокатов попадали в ДТП, уже происходили не раз. Увы, с тех пор лучше ничего так и не стало, ситуация лишь ухудшилась, количество инцидентов по вине «самокатчиков» только выросло. Например, в сентябре текущего года в городе Стрежевом Томской области 61-летний водитель автомобиля «Kia Rio» сбил 11-летнего мальчика, который переезжал дорогу по пешеходному переходу на электросамокате. С травмами ребенка увезли в больницу. Авария, по информации регионального ГИБДД, случилась 4 сентября в Стрежевом. По факту ДТП назначена проверка полиции.

Ну а в мае прошлого года 16-летний житель города Колпашево, катаясь на электросамокате марки Kugoo M4 9 мая, сбил пятилетнего ребенка, который тоже был самокате, только обычном. Дошкольника с травмами доставили в больницу.  Примерно в то же время 75-летняя жительница Томска, управляя электросамокатом марки Kugoo C1Pro, попала в ДТП с участием Lada Granta, с травмами пенсионерку увезли в больницу.

 

Более тысячи пострадавших

Всего же за неполные 8 месяцев 2022 года, с января по сентябрь, на территории Томской области зарегистрировали не менее семи ДТП, участниками которых стали лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности (электросамокаты). Травмы получили шесть человек, причем четверо из них оказались несовершеннолетними детьми. В 2021 году в Томской области органы УГИБДД зарегистрировали 15 таких ДТП, в результате которых пострадали 10 человек, среди них был один ребенок. Всего же по России в ДТП с электросамокатами в прошлом году пострадали 704 человека, погибло 20 пешеходов и водителей, что уже крайне серьезный показатель.

За текущий год цифра, вероятно, возрастет еще сильнее, число пострадавших уже перевалило за 500, погибло 6 человек. Суммарно за 2021-2022 гг. пострадало уже более 1200 человек, из них десятки – в Томской области. По информации сотрудников ГИБДД водители электросамокатов такого типа нарушают правила дорожного движения, фактически, везде где только можно, катаются на большой скорости на дорогах и в пешеходных зонах, в парках и местах отдыха, сбивая прохожих. Общий показатель аварийности вырос за год на 174%. В 78,8% авариях происшествие квалифицировали как наезд на пешеходов, в 13,5% — в качестве столкновения. Причем почти треть инцидентов (32%) произошла на пешеходных переходах, немного реже (31%) аварии происходили на выездах с прилегающих территорий и перекрестках.

Чтобы прекратить такой взрывной рост пострадавших и погибших по вине «самокатчиков», в сентябре 2021 года Минтранс РФ представил поправки к ПДД, регулирующие использование электросамокатов. В частности, поправки предусматривают, что скорость самокатов должна быть технически ограничена до 25 км/ч. С тех пор документ ждет решения правительства. В мае в Совете Федерации предложили обязать самокатчиков сдавать экзамен по ПДД и выдавать права на управление отдельными категориями СИМ.

 

Кстати…

Тут стоит напомнить, что электросамокат Kugoo M4 имеет мощность электродвигателя более 250 Ватт и относится к транспортным средствам, для управления которыми требуется категория «М». Однако прав управления транспортом категории «M» большинство самокатчиков как правило  не имеют. За такое вождение без прав по закону грозит штраф в размере 15 тысяч рублей. Так что обязательно вспомните об этом, искушаясь прокатиться с ветерком по улицам Томска…

 

Где можно ездить на электросамокатах «по закону»?

В Томск прокат электросамокатов (кикшеринг) широко пришел только в прошлом году. В апреле 2021 года в Томске заработал прокат Whoosh, соответственно резко подскочило и число инцидентов с водителями таких транспортных средств. По этой причине уже в августе сервис приостановил работу, так как полицейские изъяли с улиц 200 самокатов, что породило много шума в СМИ относительно законности такого решения. После долгих препирательств и жалоб самокаты фирме все-таки вернули. В самой компании, правда, заявили о желании работать в Томске и в 2022 году «несмотря ни на что».

Коммерсанты даже согласились на  заключение соглашения, которое находилось в мэрии с момента запуска сервиса в Томске. В итоге долгих обсуждений между администрацией Томска и оператором по аренде самокатов, компанией Whoosh соглашение все-таки заключили. В этом соглашении власти прописали зоны для работы электросамокатов в Томске и оставили за собой право без предупреждения эвакуировать транспорт сервиса, если компания будет нарушать установленные правила.

Кроме того, депутаты подготовили проект изменений в действующие правила благоустройства, чтобы обозначить для кикшеринга правила размещения пунктов проката. Проект хотели внести на рассмотрение в Думу Томска во II квартале 2022 года, но пока так и не несли. В документе соглашения для электросамокатов определили четыре городские зоны Томска, где им разрешено развивать скорость до 20 километров в час.

В первую зону вошла территория микрорайона «Радонежский». Там самокатам разрешено ездить только по улице Береговая, без возможности выезда на улицу Трудовую. Вторая зона включила в себя центральные улицы Томска, в частности, переулок 1905 года — улица Карла Маркса -Речной вокзал — Проспект Ленина (до Губернаторского квартала, Новособорной площади и Лагерного сада). Плюс во вторую зону вошли проспект Фрунзе, улицы Красноармейская (до Нахимова и Лыткина), территория стадиона «Буревестник» и нижняя терраса Лагерного сада. Третья зона включила в себя Академгородок, но там запрещается выезд в направлении улицы Балтийская.

Четвертая зона определена на территории Михайловской рощи. Также власти Томска определили участки, где электросамокаты могут ездить со скоростью не выше 10 километров в час, т.н. «медленные зоны». В них попали Губернаторский квартал, площадь Новособорная, территория у Белого озера, Университетская роща и Буфф-сад. Движение на электросамокатах будет полностью запрещено на верхней террасе Лагерного сада, в Городском саду и на некоторых небольших отрезках улиц Сибирской, Московского тракта и других.

 

Иван МОНАРХОВ