В Томской области учеными выявлен очаг опасного заболевания – легочного дирофиляриоза, источником распространения которого стали обычные… комары. Ранее заболевания такого вида были характерны лишь для тропических или субтропических широт. Теперь же возбудители дирофиляриоза (мелкие черви-нематоды) появились в Западной Сибири и на Алтае. Причина — потепление климата, которые и привело к большому очагу легочного дирофиляриоза в болотах Колпашевского района и не только.
Знай наших!
Исследования популяций комаров на территории Томской области провели специалисты Томского государственного университета (ТГУ). Это были самые масштабная работа биологов в Евразии за последнее время, которая охватила ряд российских регионов, начиная с Алтая до почти самых границ Северного Ледовитого Океана. Ученые изучали популяции комаров, мелких млекопитающих и какие заболевания они переносят. В рамках мониторинга был обследован 171 населённый пункт и тысячи квадратных километров. Специалисты препарировали свыше 35 тысяч особей комаров, при этом выявлено около 1000 самок, заражённых именно дирофиляриозом, в сущности очень немного, но их количество постоянно увеличивается. Большинство из них принадлежат к подвидам малярийных комаров. Есть, правда, и инфицированные местные комары-кусаки более мелких размеров.
Что такое дирофиляриоз?
Как сообщается на сайте ТГУ, дирофиляриоз – достаточно опасное заболевание, вызываемое паразитированием мелких червей-нематод рода Dirofilaria. Распространено в основном два вида: Dirofilaria repens – подкожная форма, которая чаще встречается по всей Сибири. Второй возбудитель – Dirofilaria immitis более опасен, он вызывает легочную форму болезни, может поселяться в сердце, легких, иногда попадает в мозг. Инфекция смертельно опасна для животных, у человека летальные исходы тоже возможны, но происходят гораздо реже. Пока на территории России легочный дирофиляриоз встречается довольно редко (менее 0,3 % ). Но тенденция, как говорится, опасная…
Нематоды вида Dirofilaria immitis ранее были распространены и доминировали, преимущественно, на юге в Казахстане и Средней Азии. До самого недавнего времени в Сибири существовал всего один очаг легочной дирофилярии — на Алтае, в то время как возбудитель подкожной формы распространен по всей территории Западной Сибири довольно широко, но он и не так опасен. В цепочке передачи заболевания участвуют комары и хищные млекопитающие, кровью которых кормятся кровососущие. В этом смысле для людей опасны, прежде всего, домашние питомцы, собаки и кошки, так как именно они «контактируют» с комарами на улице. Основное патогенное действие дирофилярий — первичный аффект (на месте укуса комара). То есть — воспалительная реакция в виде изменений в подкожно-жировой клетчатке в виде уплотнений, воспалений, появления плотных образований до 4 см и более, сопровождаемых болью и кожным зудом.
Очаги в Сибири
Почему же, согласно исследованиям ученых, в последнее десятилетнее прослеживается тенденция к продвижению возбудителей дирофиляриоза в северные широты России? Предположительно, это продвижение обусловлено глобальным изменением климата, что позволяет возбудителю успешно адаптироваться к новым условиям. Возможен и другой источник появления дирофиляриоза – их могли завести инфицированные люди или животные из Казахстана и Средней Азии, где, как известно, полно проамериканских лабораторий… Однако пока ученые не пришли к окончательному мнению об источнике новой заразы, они лишь изучают «широту» проблемы.
– Изучение трендов изменения температур западносибирского региона за последние полвека показало существенное увеличение не только суммы эффективных температур, необходимых для развития паразита, за отдельно взятый сезон, но и возрастание среднегодовых температур, что создает более широкую основу адаптации паразита в условиях Сибири, — рассказал журналистам научный руководитель проекта, и.о. заведующего кафедрой генетики и клеточной биологии БИ ТГУ Глеб Артемов, — чтобы объективно оценить риски заражения дирофиляриозом в Западной Сибири, были предприняты масштабные исследования. Мы охватили ими территорию от Рубцовска на юге до Лабытнанги (ЯНАО) на севере и от Кургана и Тюмени на западе до Тегульдета и Кемерова на востоке.
А по словам старшего научного сотрудника лаборатории экологии, генетики и охраны окружающей среды Владимира Бурлака, в ходе исследований в Томской области найден очаг легочной дирофилярии около Колпашево, на сегодняшний день он имеет радиус около 40 км, и имеет тенденцию к постоянному расширению. Источником заболеваний для людей стали местные служебные собаки, которых использовали для охоты и охраны жилищ. Для Западной Сибири это уже второй очаг. По всей видимости, в ближайшие годы очаг заболевания будет только расширяться. При исследованиях выяснилась и другая неприятная подробность — дирофилярии оказались устойчивы к охлаждению даже до -4 °С в течение до 18 часов (когда выживало около 30% популяции паразита). Этот факт говорит о том, что весенние и осенние кратковременные заморозки, характерные для западносибирского климата, не в состоянии убить нематод. А значит, со временем возможно появление и более холодоустойчивых форм нематод, которые смогут выдерживать и более низкие температуры.
Как избавиться?
Есть ли спасение от этой опасной заразы? Длительный мониторинг популяций малярийных комаров, проводимый томскими учёными, позволил выявить болезни, которыми они тоже могут болеть. Так, например, в популяции комаров, поражённых паразитическим клещом, заражение комаров нематодами оказалось значительно ниже, чем в популяциях без паразитических клещей. Открытие этой закономерности позволяет надеяться на получение ключа к снижению уровня дирофиляриоза в популяциях комаров. Их «всего-то» надо заразить «комариным» клещом и выпустить в природные водоемы.
Помимо этого учёными из ТГУ было сделано и другое открытие – далеко не все особи комаров в популяции подвержены заражению нематодами. Абсолютно чисты те из них, что имеют генетическую особенность в виде инверсии – поворота фрагмента хромосомы на 180 градусов. Если научиться манипулировать такой инверсией, то можно избавиться от паразита вообще. И это, судя по всему, новая задача для томских ученых…
Николай АЛЕКСЕЕВ