Примерно три месяца назад томские футбольные болельщики были удручены вылетом из ФНЛ ФК «Томь». Команда, которая играла от Томска более 60 лет и куда вложили миллиарды рублей, по сути перестала существовать. О судьбе «Томи» мы поговорили с нашим земляком экс-министром топлива и энергетики России, некогда заместителем министра иностранных дел и послом России в Латвии — Виктором Ивановичем Калюжным. Именно он стоял у возрождения томского футбола в непростых девяностых годах практически с нуля. Но что именно может посоветовать сегодня?
Лучше поздно, чем никогда!
— Виктор Иванович, на днях глава «Газпрома» Алексей Миллер пообещал томскому врио подумать о вариантах спасения «Томи». Как вы считаете, это решение проблемы?
— Да, конечно. Это серьезная заявка, но только на отдаленное будущее. Вот если бы такой разговор состоялся весной, все было бы совсем по-другому. Для того, чтобы «Томи» вернуться на изначальные позиции потребуется минимум три года – при условии, что «Газпром» потратит весьма приличные деньги даже для них. А если все пойдет естественным образом и опять же при солидном финансировании из «Газпрома» – пять лет…
— Тогда нужно ли вообще спасать ФК «Томь»?
— Вопрос поставлен крайне некорректно, звучит как «кому он нужен этот томский футбол?». Большой футбол в Томской области, как и команда «Томь», существуют уже более 65 лет, это важный спортивный и социальный проект, в создании которого приняли участие тысячи томичей! Он крайне востребован в регионе, кто бы что на этот счет ни говорил — десятки тысяч человек долгие годы приходили на стадионы, чтобы поддержать команду. Ранее томский футбол местный бизнес всегда поддерживал, прежде всего, силами компании «ВНК», а потом и «Томскнефть ВНК». Возможности такие у томских нефтяников имеются и сегодня. Другое дело, что мощности местной нефтегазодобыващей промышленности сейчас объективно не те, что вполне могли бы быть. Многие проблемы все той же «Томскнефти» сейчас – отголоски политики «ЮКОСа» и прежней областной администрации, да и либеральной политики со стороны государства в том числе, что уж грех таить.
— И тем не менее, с чем связан отказ ресурсных компаний помогать «Томи» и футболу весной этого года?
— Не буду говорить о «газовиках», но вот что касается нефтяников, то нельзя сказать, что они вообще не хотят поддерживать местный футбол. Это не так. Другое дело — подход к местной нефтегазодобывающей промышленности должен быть продуманным и системным со стороны региональной власти, которая не может быть только безучастным наблюдателем, как это было до сих пор. Местный футбол не будет развиваться, если главные офисы нефтедобывающих компаний или их проектные институты и мощности будут располагаться не в регионе. В Тюменской же области они все вполне успешно развиваются.
Умные, но «нищие»…
— По вашему мнению, Томская область может стать такой же богатой, как и Тюменская?
— Теоретически да. Томская и Тюменская области добывают нефть, выражаясь простым языком, — на одной и той же платформе. Посмотрите хотя бы на современное состояние города Стрежевого и состояние города Нижневартовска. Между ними всего 70 километров, нефть томские и югорские компании добывают совместно. Если раньше жители Нежневартовска ехали на работу к нам, то теперь все с точностью до наоборот.
Но вот с администрациями ситуация в регионах диаметрально противоположная. Прежде всего, нужно упомянуть о потере Томской областью в 1997 году компании «ВНК» и ее активов, которая ранее располагалась в трех регионах — в Томской и Новосибирской областях и Красноярском крае. Мы долгое время пытались сохранить ее работу в трех регионах, чтобы головная компания оставалась работать в Томске и приносила доходы в местный бюджет. С приходом ЮКОСа областной бюджет лишился серьезных поступлений. Именно с конца 90-х и начался прогрессирующий упадок нефтегазового сектора Томской области, падение объемов геологоразведки и нефтедобычи…
Помню, мы попытались спасти ВНК в рамках тройственного союза сибирских губернаторов — не получилось. И все потому, что идею не поддержала Томская область, тогда как, например, новосибирскому губернатору идея понравилась … Тогда было решено выставить на пост губернатора Томской области кандидатуру Леонида Ивановича Филимонова (тогдашнего президента ВНК. – Прим. ред), однако в самый последний момент его «прельстили» должностью сенатора…
— Это все так, но с другой стороны – какой был тогда выбор у Филимонова или того же Кресса? Например, несколько лет спустя после всей этой истории вы как глава Минтопа «прижали» Ходорковского и тут же были переведены на другой фронт работы …
— Я сменил место работы не столько из-за Ходорковского, сколько из-за государственной точки зрения на многие процессы. Недра, по моему мнению, не должны быть собственностью только частных нефтяных компаний, а принадлежать государству. И только оно должно определять политику развития нефтянки, вкладывать в нее деньги, а не выдаивать досуха, разрушая созданную в советское время инфраструктуру, и отправлять в утиль. На госорганы же возложены обязанности контроля за правилами эксплуатации и разработки нефтяных и газовых месторождений. Вот, собственно, за эти взгляды я и пошел делить дно Каспия среди нефтедобывающих стран от имени президента Путина. О чем, кстати, никогда не сожалел.
Жизнь показала, насколько своевременно тогда мы решили эту проблему пусть даже в первом, но принципиальном приближении. Например, я всегда был уверен, что Иран – самый надежный партнер России на Востоке, поэтому категорически настоял на том, чтобы часть каспийского дна отошла и этой стране.
И вот, буквально несколько недель назад администрация президента поручила Новаку все-таки запустить разработанную нами программу сотрудничества с Ираном под условным названием «Нефть в обмен на продовольствие», которая ждала своего часа 12 (!) лет. Кроме этого нам бы сейчас могло пригодиться станкостроение этой страны и даже их автопром…
«Бревно» в глазу…
— Вы упомянули про «спорную» региональную политику двухтысячных годов. А есть ли у вас вопросы к губернатору Жвачкину, с которым вы много лет работали вместе и которого тогда считали вашим «учеником»?
— Главный вопрос к Жвачкину у меня всегда был только один — почему значительная часть команды «Белого дома» осталась на месте после его прихода к власти? Причем вернулись даже те, кого сам Кресс в свое время выгнал или убрал от принятия непосредственных экономических решений. Взять ту ж Оксану Козловскую, спикера областной думы. Во многом именно она и ее люди продолжают сегодня управлять экономикой региона и поныне. По сути, она была и остается «теневым» руководителем «правительства» Томской области.
Еще один откровенный провал Жвачкина – отсутствие дороги из Томска в Кедровый и Стрежевой – из-за чего оба города сейчас медленно умирают. Дорожную ветку со Стрежевого до Кедрового построили, а вот до Томска так ее и не довели, из-за чего северные города остались «на отшибе» и волей-неволей потянулись к Тюмени… Тема поднималась много раз, все было вполне реализуемо, «Росдорстрой» даже несколько лет возглавлял наш томич – Игорь Урманов, но с ним никто не захотел даже встречаться, кроме меня! Я организовал встречу Урманова и Резникова (бывший замгубернатора по промышленности. – Прим.ред). Дальше должна была последовать инициатива уже томского губернатора, но Сергей Анатольевич от этого отказался.
До Томска дорогу вполне могли построить за счет федерального бюджета, однако нет, проект так и не реализовали. Кресс (тут надо отдать ему должное) за последние 22 года даже не раз попытался сдвинуть проект с мертвой точки. Однако теперь Стрежевой фактически стал придатком Нижневартовска и его жители хотят того, чтобы их город стал частью ХМАО, так как в Томской области он уже 20 лет не развивается, а только деградирует.
Очень жаль, что кроме всего прочего Жвачкин не стал помогать с идеей восстановления ГПЗ-5, «Томского подшипника», хотя подобный проект выдвигался еще в 2015 году. Таких заводов в России было всего пять, и производство было вполне востребовано. Потому что в Томске остались уникальные кадры, школа, кое-какое оборудование и главное – проектные документы… Но ему все это, как я понял, показалось неинтересным, а значит, и всем местным чиновникам. Представляете, как «выстрелил» бы этот проект сегодня, когда потребность в своих подшипниках, учитывая удушающие санкции со стороны Запада, в России просто огромна? Однако сегодня мы пользуемся во многом китайскими, и еще не известно – не этот ли факт виной тому, что наши ракеты так часто падают…
Если говорить о начале текущего года, то мы – нефтяники-пенсионеры пытаемся сохранить «Томский научно-исследовательский и проектный институт нефти и газа» («ТомскНИПИнефть. – Прим. ред). А Жвачкин – нет. Хотя сейчас структура принадлежит «Роснефти», и я никакого отношения к ней не имею. Однако в последние годы «Роснефть» активно развивает свои проектные институты в Тюмени, куда, по всей видимости, скоро и будут окончательно перебазированы все томские офисы, кадры и производственные мощности компании. Безусловно, это снизит качество нефтедобычи в области, ведь институт был создан специально для контроля за разработкой месторождений Томской области, а не Тюменской!
Томску нужен «Лигачев»
— Если томские нефтяники продолжают массово «сбегать» в другие регионы, то томский футбол им тоже не нужен… Потянет ли «Газпром» его один, ведь раньше всегда в этом ему помогала «Роснефть»?
— Недавно футбольный клуб «Факел» из Воронежа впервые за 22 года вернулся в премьер-лигу, а в 2015 году вышел в ФНЛ. Футбольный клуб из Воронежа успешно функционирует и процветает, хотя в Воронежской области нет ни нефти, н и газа, а есть один большой завод по производству самолетов, — «Воронежский авиационный завод», который местные власти не дали уничтожить. В Томской области в свое время имелось не мало промышленных производств, у нас есть Северск с его мощностями, «Томскнефтехим», «Сибкабель», есть компании по добыче нефти и газа. Деньги на футбол вполне можно изыскать по принципу «с миру по нитке». Местный бизнес идет на спонсирование команды куда охотнее, так как его финансовые траты бы можно оформить как социальную ответственность или даже благотворительность…
Вспомните, в свое время «Томь» долго поднимали при участии местного бизнеса и только благодаря этому в 1997 году вывели в ФНЛ. А потом, в 2004 году команда вышла в Премьер-Лигу. Спонсировали клуб «ВНК» и «Востокгазпром». Потом их поглотили более крупные компании и появилась проблема со спонсорством, так как москвичам «Томь» была, откровенно говоря, не нужна. Если бы нефтянка не приходила постепенно в упадок, а местные заводы не распродавали под торговые центры и застройку жилым домами, понятное дело, спонсоры у томского футбольного клуба находились бы всегда. История «Томи» и «Факела» во многом схожа, только у «Факела» все дела идут в гору, а у «Томи», наоборот, все катится вниз.
— Как вы думаете, что ждет Томскую область во главе с новым губернатором? Есть хоть какой-то шанс на улучшение?
— Учитывая огромный потенциал Томской области – безусловно! Я, как и многие томичи, проживающие сейчас в Москве, готовы помогать ему в этом, например качестве экспертов. Томская область переживает очень серьезный кризис управления, фактически сегодня решается вопрос, будет ли она существовать как независимый регион, или ее присоединят к соседним регионам, Новосибирской области, Кузбассу или Тюмени… В свое время, в конце 60-х годов, до прихода в область на руководящие посты Егора Лигачева, вполне серьезно стоял вопрос об упразднении Томской области. Однако он сумел переломить ситуацию, наладить управление, при нем хорошо развился Томск и другие города, тут появился мощный нефтегазовый сектор и завод «Томскнефтехим» и так далее. Для этого ему прежде всего надо придется избавиться от почти всех заместителей и начальников департаментов и ряда многолетних областных депутатов безучастно смотревших на стагнацию области.
— Если нужна «кадровая революция», то где брать новых, да еще в таком огромном количестве?
— Кадры, как известно, решают все. Зачем Томской области «менеджеры», которые ничего не умеют делать, замараны в многочисленных коррупционных скандалах и вызывают откровенное раздражение у томичей? Нужно самым радикальным образом обновить управленческий персонал в городской и областной администрации. То, что кадры из администрации Томской области, увы, никуда не годятся показал последняя «прямая линия» с врио. На ней томичи за 40 минут задали более 2,5 тысячи острых (!) вопросов. Это же полный управленческий паралич и профнепригодность местных чиновников, которых прежняя администрация пестовала годами. Проблема, конечно, большая, но дорогу осилит идущий, если, конечно, он знает куда и кем ему идти. Кроме того, у нового губернатора не должно быть друзей и чем-то выгодных знакомых — только профессиональные подчиненные…
Записала Наталья ЧИЖЕВСКАЯ