На днях депутаты Томской области проголосуют за налоговые льготы для лесопромышленного комплекса (ЛПК). Продекларировано, что закон якобы поможет местным порядка 600 компаниям. Хотя всем понятно: интрига затеяна ради завода по производству МДФ-плит «Латат», собственники которого недавно пообещали построить тут еще три завода: по производству фанеры, OSB-плит и спецконцентрата. Увы, все эти планы, похоже, теперь под вопросом: один из владельцев компании — Константин Голощапов — попал под серьезный «пресс» со стороны правоохранительных органов и даже был вынужден ретироваться за рубеж…
Активы Голощапова в Томске
Без сомнения, этот удар по бизнесу Голощапова в Санкт-Петербурге отразится и на томском заводе МДФ-плит «Латат», которым сейчас владеет компания ООО «Монолит-Строй». Предприятие имеет миллиардные обороты, формальным руководителем компании является коммерсант Даниил Рябченко. В прошлом году Рябченко стал областным депутатом (то есть публичным лицом). Были вынуждены легализоваться и истинные владельцы «Латата».
Напомним, ООО «Латат» ранее принадлежала омскому бизнесмену Валерию Борисову, бывшему заместителю начальника УМВД России по Омской области, полковнику полиции в отставке. Компания является, по сути, преемником ныне обанкроченного и ликвидированного ЗАО ЛПК «Партнер Томск», располагавшегося по Кузовлевскому тракту, но несколько раз менявшего свою регистрацию. Его имущество перед ликвидацией выкупила ООО «Монолит-Строй» из Москвы.
В соучредителях и директорах ЛПК «Партнер Томск» и аффилированных с ним фирм фигурировали и многие силовики из Томской и Омской областей. Среди которых упомянутый нами Валерий Борисов, генерал МВД Олег Бурлевич (бывший руководитель УВД Омской области), Виктор Камерцель (экс-начальник УФСБ РФ по Омской области), Расим Гирфанов, и сын экс-начальника УМВД РФ по Томской области Игоря Митрофанова — Тимофей.
ООО «Монолит-Строй» официально зарегистрирована в 2004 году, сейчас на 50% владеет кипрский офшор Entomo Ltd, еще по 25% ранее принадлежало супруге одного из основателей СМП банка — Ирае Гильмутдиновой и сыну бывшего губернатора Санкт-Петербурга — Алексею Полтавченко. Правда, в мае 2021 года Полтавченко вышел из учредителей, уступив долю Гильмутдиновой. Константин Голощапов является сооснователем и СМП-банка и даже был его вице-президентом в 2011–2015 годах. В мае 2020 года бизнесмены из Москвы Александр Искандаров и судя по всему сын Голощапова выкупили у корейцев крупный актив — ЗАО «Корея-Сибирия-Вуд» («Косивуд), занимавшейся лесозаготовкой на территории Томской области. Сделка была завершена в конце мая. По информации из ЕГРЮЛ Искандаров и Голощапов-младший контролируют «Косивуд» в равных долях. После этой сделки ЗАО «Косивуд» было реорганизовано в АО, а затем включено в группу компаний ООО «Монолит-Строй». Причины ухода корейских инвесторов из Томской области остались неизвестны – до самого недавнего времени предприятие приносило им хорошие деньги. Компания занимается заготовкой круглого леса на территории Томской области с целью дальнейшей переработки.
Обыски в Питере
И вот СМИ Санкт-Петербурга все последние два месяца пишут о серьезном скандале, в который оказался вовлечен и миллиардер Константин Голощапов. Федеральные СМИ сообщают о том, что экономическая полиция Петербурга провела уже десятки обысков у сотрудников «Водоканала» и его важного подрядчика — компании СК «Нострум».
Массовые обыски по этому делу прошли в июне и августе, при обысках задержали четверых фигурантов, среди них числится бывший директор «Водоканала» Евгений Целиков и экс-глава «Центра госэкспертизы» Питера — Владислав Еремин. Нескольким фигурантам вменяют крупное мошенничество, связанное с компанией «Нострум». В частности, следствие считает, что ей обеспечивали получение контрактов с «Водоканалом» и «Ленэнерго» по строительству коллекторов и кабельных линий, завышая при этом цены. Кроме того, фирмой подавались недостоверные данные о выполнении работ. Полученные таким образом средства обвиняемые распределяли между собой посредством прогонки через ряд компаний. Сумма предполагаемо похищенных сотен миллионов — около 1,7 миллиарда рублей.
С компанией СК «Нострум» через Ираю Гильмутдинову был связан один из самых влиятельных предпринимателей Петербурга (да что говорить, и всей России) последних 30 лет Константин Голощапов, а также бывший владелец «Европром» Камил Магеррамов, которого на строительном рынке Питера считали человеком Голощапова. К слову сказать, Ирая Гильмутдинова вместе с совладельцем «Нострума» Михаилом Ковалевым ранее развивала компанию «Центурион», которая занималась управлением недвижимостью. Однако «Центурион» ликвидировали в 2014 году, СК «Нострум» совсем недавно признали банкротом, несмотря на миллиардные госконтракты!
Обыски также прошли в огромных квартирах и особняках Голощапова и Магеррамова в Петербурге, однако они сами за две недели до прихода силовиков покинули территорию России . Свое имущество они начали активно распродавать, что говорит о том, что все их бизнес-проекты в настоящее время «подвисли». Тот факт, что шикарная квартира Голощапова в Питере на Крестовском острове сейчас продается за 250 миллионов рублей, говорит о том, что из-за рубежа миллиардер, по всей видимости, уже не вернется. Вышел из совместного бизнеса с ним и сын экс-губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко, который покинул фирму «Инвестбугры» и компанию «Монолит-Строй»…
Конфликт с Патриархом?
Почему так быстро закатилась звезда успешного бизнесмена с огромными связями – точно неизвестно. По этому поводу есть только весьма противоречивые версии. Например, по данным известного телеграм-канала «ВЧК-ОГПУ», подробно описывающего всю эту историю на протяжении последних трех месяцев, одновременно с обысками в Санкт-Петербурге серьезные неприятности возникли у его близкого друга и главного проводника интересов в РПЦ главы отдела внешних церковных связей — митрополита Иллариона.
Напомним, в свое время именно Голощапов объединил под своим «афонским братством» многих чиновников, бизнесменов, представителей РПЦ и даже стал организовывать для них паломнические поездки. Там то и заводились нужные связи, решались «вопросы» и рождались «темы». Голощапов под своими афонскими проектами собрал не только представителей РФ и РПЦ, но и иностранных инвесторов, чиновников, политиков, а также представителей разных религий. «Подтянул» Голощапов и главу ОВЦС митрополита Иллариона, с которым тесно сдружился. В итоге отдельной темой Голощапова стал проект по мощам и почитанию Николая Чудотворца. Именно Голощапов сделал очень много для появлению мощей в России, для чего и наладил с Италией крепкие связи. По принципу паломнических гостиниц в Италии сейчас работает целая сеть гостиниц. Голощапов помогал «афонцам» не только решать вопросы по выводу бизнеса и денег в Италию, но и юридическим сопровождением таких сделок…
Судя по всему, пострадал и его «брат» по вере – митрополит Илларион. По крайней мере иначе никто не может объяснить причину его внезапного увольнения из ОВЦС в начале июня текущего года и последующее назначение митрополитом Будапештским и Венгерским ( подальше от Москвы). Возможно, уход Иллариона, и последующий удар по бизнесу Голощапова связаны с тем, что у них возникли «некоторые разногласия» с Патриархом Кириллом по поводу СВО на территории Украины и политической позиции церкви по спецоперации…

Иллариона считали стоящим на более «либеральных» позициях, чем у влиятельной группы церковных консерваторов. С ними, учитывая международные, связи и мог быть солидарен Голощапов, который имеет огромные активы в Греции и Италии и других европейских странах. Так ли это на самом деле, точно никто не скажет. Посмотрим, как будут развиваться события…
Что станет с томским активом Голощапова?
Напомним, буквально за неделю до начала широкомасштабных обысков у Голощапова и Магеррамова их представителями было подписано соглашение о строительстве трех новых томских заводов. Здесь предполагалось развернуть производство березовой фанеры, OSB-плит и спецконцентрата. На предприятиях должно было создано 820 новых высокооплачиваемых рабочих мест, а ожидаемый объем инвестиций составить11,7 миллиарда рублей. Примерно в 6,5 миллиарда рублей должен был обойтись завод OSB-плит, в 1,2 миллиарда — завод по выработке карбамидоформальдегидного концентрата КФК-85, в 4 миллиарда рублей — завод по производству березовой фанеры.
Что станет теперь со всеми этими масштабными проектами – одному Богу известно. Пока у завода МДФ-плит все относительно нормально, мощность производства в настоящее время — около 300 тысяч кубометров плит в год. Выручка предприятия за 2021 год составил 8,4 миллиарда рублей, чистая прибыль – 1,7 миллиарда, все вполне неплохо. В 2020 году выручка составила 4,9 миллиарда, чистая прибыль – всего 196 тысяч рублей. В 2019 году выручка завода составляла 5,22 миллиарда рублей. Выручка у ООО «Косивуд» (бывшее АО «Косивуд») тоже хорошая – более 268 миллионов рублей. Так что потенциал у предприятия пока еще есть, заводы тоже могут быть построены, если привлекут кредиты. Только вот случится ли все это после больших событий в июне и августе? Поживем – увидим.
Наталья ЧИЖЕВСКАЯ
