Опубликовано 19 июля 2022
12:19

Разговор о театре и не только…

Накануне окончания театрального сезона мы встретились с заместителем директора Томского ТЮЗа по развитию Виталием СЕРЯКОВЫМ и попросили рассказать, не подводя черту под уходящим сезоном, о планах на будущее.

          

В течение сезона мы решали задачи технического характера. Одновременно перед театром стояла задача заложить кирпичи в перспективную политику театра на будущее. Мы верим, что вот-вот заработает большой зал, у нас будут аншлаги и к нам придут малыши и взрослый зритель. Была проведена большая работа, чтобы наши мечты начали осуществляться. Все внимание и все усилия были направлены на разработку визуальной коммуникации. Это особенно важно в условиях современного города и цифровой среды.

Наводим мосты

В век развития цифровых технологий и соцсетей театр начинается не с вешалки, а гораздо раньше. Точка первого соприкосновения зрителя с театром постоянно меняется – еще осенью это был Инстаграм, теперь это соцсети и сайт театра, и они все востребованы. Вполне возможно, что вскоре может появиться еще какой-нибудь ресурс, который будет также интересен публике для коммуникации.

Нас важно понять, как складывается первое впечатление у зрителя о театре, готов ли он сюда пойти, как с ним общаются. И уже по визуальному контенту складывается общее впечатление, а зритель принимает решение, готов ли он пойти к нам.

Для руководства театра важно понять, с кем театр коммуницирует, кто является его целевой аудиторией. Ведь у ТЮЗов всей страны – самая широкая аудитория. В ТЮЗ ходят с самого рождения, ходят молодые родители, бабушки и дедушки, его любят взрослые люди. И у нашего театра есть своя аудитория. Мы дорожим такой публикой, изучаем ее предпочтения, что ей интересно в нас.

В течение целого сезона у нас был открытый диалог с сотрудниками театра, администрацией, артистами. Результатом этих встреч стал своеобразный манифест – тот документ, в котором отражается позиция театра, пути его развития. Мы обязаны делать первый шаг к зрителю – и это обязательно должно отражаться в нашей коммуникации. Театр хочет, чтобы его понимали. Это трудная задача, ведь в театр ходят представители разных поколений и возрастных групп. Каждые 3-5 лет меняются и визуальные предпочтения, образное мышление. Нам необходимо быть постоянно в авангарде, чтобы та большая целевая аудитория, о которой мы сегодня говорим, приходила в театр.

В 2019 году в ТЮЗе был запущен первый вариант фирменного стиля: появились новые цвета, был разработан фирменный шрифт. Этот дизайн нам предложили студенты Школы дизайна из Москвы, факультет коммуникаций и медиадизайна. Но с того момента в концепции появилось множество узких мест, о которых мы не знали. Для нас это был первый опыт работы с фирменным стилем. Но задача стояла конкретная – необходимо было выстроить активные продажи билетов, и ожидание, например, рисованной афиши, могло спутать карты уже на подступах к выполнению поставленных задач. Реализация билетов начинается за три месяца до премьеры, а афиша появляется за неделю до спектакля. С этим нужно было что-то делать. Зритель должен получать каким-то образом информацию. У него должно складываться хоть какое-то представление о спектакле, когда у театра еще ничего нет, когда режиссер еще не всегда понимает, что у результате у него получится.

   

 

Время пришло – год назад мы вступили в переговоры с Институтом культуры ТГУ, с кафедрой дизайна. Нам рекомендовали двух студенток – Кристину Ломакину и Ольгу Молокову. (Девушки защитились с красными дипломами по проекту редизайна фирменного стиля Томского ТЮЗа.) И в течение этого сезона мы прорабатывали с ними все узкие места, у нас было большое техническое задание. Этот процесс был важен для нас еще и тем, что у театра появилась возможность со стороны взглянуть на то, как работают связи между нами и зрителями. Ведь студенты – это одна из ключевых целевых групп нашей аудитории, и нам было важно слышать, что они думают о театре. На практике коммуникации хотелось посмотреть на ситуацию со стороны.

Новый сезон – новые цвета

В результате была проведена большая работа по ребрендингу. Было увеличено количество цветовых схем. В прошлом фирменном стиле у театра было порядка пяти цветовых сочетаний, то сейчас их уже 18. Этот прием применяется, чтобы мы могли под разные спектакли подбирать разное цветовое настроение. Когда ничего нет, когда работа еще только начинается, проходит период знакомства актеров с режиссером – нам необходимо привлечь внимание зрителя и начать продажи билетов. Отталкиваясь от цвета, от интонации, зритель начинает формировать свой образ и свое отношение к будущему спектаклю.

Была создана фокус-группа, в которой представители целевой аудитории утверждали цвета через тесты и обсуждения. Теперь мы имеем готовый набор цветов, отвечающий самой широкой палитре творческих возможностей. Для соцсетей разработан полный пакет шаблонов, упакована вся интернет-реклама. Мы знаем, как она должна выглядеть в поисковых системах, оформили таргетированную рекламу, разработали концепт визуальной информации – как должны быть оформлены социальные сети, в том числе та сеть, которой мы сейчас не пользуемся.

Готовы три новых подхода к оформлению премьер театра с условными названиями «Кулиски», «Поле чудес», «Буква-персонаж». В зависимости от разной целевой аудитории маркетологи получили возможность использовать разные подходы к представлению премьерного спектакля. Самую первую информацию за полгода до премьеры театр уже сможет донести до зрителя.

Много внимания разработчики уделили навигации по театру, которой до нынешнего момента у нас не было. Квест с поиском малой сцены или буфета мог доставлять определенные трудности зрителям. А в историческом здании со своеобразным дизайном, которое защищено охранными документами как снаружи, так и внутри, адаптировать наш шрифт и цвета, конечно, тяжело. Но тем не менее компромисс был найден, и в течение следующего сезона у нас будет оформлена навигация – зритель найдет буфет, будет знать, где находится малый зал, в какую дверь ему удобно входить в большой зал в зависимости от того места, на которое приобретен билет.

И мерч, наконец, появится…

Еще один важнейший аспект современного молодежного театра – мерч. Мы считаем, что стоит присмотреться к вещам, которые можно прикупить во время антракта или просто заказать прямо из дома. Сувенирная продукция — прошлый век, сейчас многие театры выпускают собственные мерчи, причем довольно любопытные. Мы тоже шагаем в ногу со временем и разработали целую линейку любопытных и интересных предложений, а не просто логотип на футболке или бейсболке. Мы попытались обыграть элементы одежды, известные фразы и высказывания, которые используются в молодежной среде. Наш зритель легко становится ТЮЗером и идет вечером «ТЮЗить» в театр. А почему бы и нет?! Надеемся, что подобное предложение будет иметь успех у нашего зрителя.

Но аудитория у театра большая, а значит, самым маленьким тоже нужен мерч. И уж для них нужно будет постараться. Мы ведем такие разработки и надеемся на скорый результат.

Сайт как двигатель прогресса

Время показало, что продажи билетов давно и прочно перекочевали в интернет. А значит, театру необходим понятный, интересный и мобильный сайт. Тот продукт, которым мы пользуемся сейчас, этим требованиям не отвечает. И особое внимание мы намерены уделить мобильной версии сайта, поскольку, согласно статистике, 80% пользователей заходят на сайт с телефонов и пытаются купить билеты. И не всегда удобно осуществлять покупку в существующей версии.

Мы делаем все, чтобы новая версия сайта заработала. Он гибкий, будет корректно работать со всеми видами мобильных устройств и адаптироваться под различные размеры экрана. Этот продукт нам разработала компания, которая сделала сайт Омскому академическому театру драмы. Навигация по сайту будет понятной и легкой. Можно отфильтровать спектакли по сценическим площадкам или по дням недели. Мы планируем выйти на улицы города… Зритель сможет выбрать для себя спектакль согласно своим предпочтениям.

Итак, мы начинаем…

Будущий сезон театр начинает с эксперимента «Театр в кармане. ЛАБОРАТОРИЯ». Мы не можем позволить себе проводить масштабный фестиваль, как делали ранее. В этом году нас поддержала компания СИБУР в программе «Формула хороших дел», и мы настроены на эксперимент с подростками. Им будет дана возможность поработать в команде с профессионалами. Они напишут историю про то, каким видят будущее… В этом спектакле будут играть сами подростки.

Октябрь – бурный месяц для театра. Наш спектакль «Книга всех вещей» отправится на фестиваль «Арт-миграция» в Екатеринбурге. Затем мы удивим зрителя – в конце октября состоится премьера постановки «Скверный анекдот» по Ф. Достоевскому на сцене Облсовпрофа – поскольку это большой проект, очень интересно проработанный визуально художником Анастасией Бубновой. И тут же театр со спектаклем «Книга всех вещей» отправится на Большой детский фестиваль в Москву.

 

Планов много, большая часть из них – это новый опыт и эксперимент, как и должно быть в театре для молодежи. ТЮЗ дышит легко и свободно. ТЮЗ шагает вперед…

 

Записала Маргарита КОМАРОВА