Опубликовано 18 июля 2022
15:33

Андрей СИДОРОВ: «Если не будет проблем – не будет никакого движения»

Здание Томского ТЮЗа, построенное в 1912 году, – неотъемлемая часть исторического облика Томска. Объекты культурного наследия такого рода требуют постоянного пристального внимания со стороны архнадзора и областного департамента культуры. К сожалению, в какой-то период это внимание ослабло. Либо его вовсе не было. И теперь театр оказался лицом к лицу с массой проблем технического, конструктивного и восстановительного характера. Но обо всем по порядку.

Накануне закрытия 43-го театрального сезона директор Театра юного зрителя Андрей Сидоров встретился с журналистами.

Пресс-тур взял старт в фойе театра – очень атмосферном и располагающем к общению. И разговор начался без преамбул с тех проблем, которые дирекция и коллектив театра пытаются решить уже несколько лет. Из-за пожара и разрушенной крыши существование ТЮЗа оказалось вообще под вопросом. Аварийная система канализации, трещины по стенам и потолкам залов – все только усугубляет и без того плачевную ситуацию с неначавшимся ремонтом здания.

Стоянка перед ТЮЗом – еще одна проблема, решить которую необходимо, считает директор театра Андрей Сидоров. Ведь это то место, где всегда много детей, где есть возможность реализовать многие проекты для открытых пространств, но самое главное – в данный момент из-за стоянки невозможен проезд спасателей, пожарной техники, скорой помощи, если таковые приедут по вызову.

Точка отсчета

«Немножечко испорченный внешний вид» большого зала произвел ошеломляющее впечатление. Когда о событии узнаешь из сводок новостей и с экрана телевизора – это одна реальность. А когда оказываешься в зазеркалье проблемы на самом деле – приходится переводить дыхание. Масштаб разрушений значительный.

      

Поговорка про счастье и несчастье в случае с Томским ТЮЗом работает на все сто процентов. Посудите сами: для театра ситуация после пожара складывалась весьма плачевно – труппа потеряла возможность работать на главной сцене, под вопросом оказались проекты, находящиеся в работе и в отдаленной перспективе. Руки можно было опустить в буквальном смысле слова.

Но одновременно приходит понимание того, как нужно любить свой театр, как нужно к нему относиться, чтобы не только работать дальше, но стремительно приспосабливать реальность под свои новые проекты и идеи. Театр продолжил активно работать на других творческих площадках города. Статистика сезона удивляет: в разных локациях и в родных стенах (!) было сыграно 367 спектаклей (больше чем в предыдущем сезоне).

После пожара и оценки нанесенного им ущерба областная власть оказала существенную поддержку – были выделены деньги на проектно-сметную документацию. Тендер выиграл Барнаул. В августе планируется подвести итог по экспертизе проектно-сметной документации. Тогда наступит очередь следующего, давно ожидаемого этапа – начала самого масштабного ремонта в истории театра. А задачи, стоящие перед руководством, глобальны: ремонт самой крыши, замена паркета, восстановление лепных розеток и кессонов, монтаж нового оборудования, калибровка света всех трех грандиозных люстр, – работа не из легких. Потребуется консолидация усилий многих организаций и ведомств и в спасении памятника архитектуры на Конной площади, и в финансовой поддержке самого театра.

Во время встречи шел разговор о пристройках к театру, которые после известных событий стали дополнительной помехой, если не сказать разрушительным компонентом в конструктивном существовании комплекса помещений театра. Пристрои были возведены давно, и им отводилась значимая роль в жизни театра. Последний капремонт в ТЮЗе проводился в 2012 году. Воды с тех пор утекло много, а ситуация усугубилась. И пока Андрей Александрович рассказывал о проблеме «конструктивизма в отдельно взятом театре», вспомнилась наша встреча в начале сезона пару лет назад, в «допандемийное время». Злополучные пристройки и тогда угрожали целостности театра, и тогда не находилось путей решения этого давно назревшего вопроса. Теперь он встал в полный рост.

40 миллионов – сумма, с которой предстоит начать ремонт в театре. И что-то подсказывает мне, что этот транш будет увеличиваться в процессе текущих работ. Гуляющий пол, трещины по стенам и потолкам корпуса, выделение помещений производственным подразделениям театра однозначно потребуют дополнительных финансовых вливаний.

Дорогу осилит идущий

У руководства театра нет времени ожидать решения текущих проблем. Театр нацелен на опережение: приобретена световая аппаратура на 20 с лишним миллионов, появились проекторы нового поколения. Строятся совместные планы с Томским государственным архитектурно-строительным университетом о создании зала-трансформера, включаемого в канву спектаклей, идущих на основной сцене. Много внимания уделено появлению нового звукового оборудования.

   

— Уже произведена замена кресел большого зала – прежнее оборудование передано в один из районов области. Театр приобрел современные детско-взрослые (!) кресла. И теперь в зале будет удобно даже самым маленьким зрителям. У нас здесь ничего нет, но кресла уже есть! – замечает оптимистично Андрей Александрович. – Они и остальное дорогостоящее оборудование куплены в рамках федеральной программы «Культура малой Родины», которая даёт возможность театрам для детской аудитории ставить спектакли и приобретать дорогостоящее оснащение залов.

Злосчастное событие не остановило жизнь театра. Но жить одной малой сценой нереально – это малая толика спектаклей.

 

– Мы пошли другим путем и решили продолжать нашу жизнь. Так появилась новая рабочая локация – планшет основной сцены. Были сварены станки, установлены кресла, не пострадавшие при пожаре. Появился зал на 90 мест. Должен сказать, что классно быть актером в этой ситуации! Почему? Потому что эти 90 человек слушают и слышат артиста. Здесь родился тот театр, который стал интересен зрителю. С этим зрителем артисты могут существовать в диалоге, – уверен Андрей Сидоров. – После спектаклей происходят встречи, обсуждения, дискуссии. Мы использовали свое несчастье в сценографии спектаклей. У нас в спектакле «Титаник» в канву действия включается все пространство зала, внезапно проступающее сквозь экран сцены, действие спектакля продолжается в заэкранном пространстве. Потрясающий эффект, продиктованный непреодолимыми обстоятельствами…

Появились новые проекты на основе этой локации. Родился спектакль «Книга всех вещей», который поставил Артем Устинов. Уже очень скоро эта постановка отправится на два фестиваля – «Арт-миграция» (Екатеринбург) и Большой детский фестиваль (Москва).

– Важное замечание: эта сцена ОЧЕНЬ востребована. На спектакли, идущие на этой сцене, невозможно купить билеты. Зрителю важен диалог, который существует в этом пространстве. Это дорогого стоит, – убежден руководитель театра.

Поиск решений

Необходимость выбора и нестандартный подход дали дорогу творческим инициативам. Мечта директора ТЮЗа – возможность обрести еще одну творческую площадку на месте нынешнего бутафорского цеха. Возможности этого пространства безграничны – литературные читки, спектакли, музыкальные вечера, мультимедийные действа… А пока в этом богатом перспективами помещении царствуют бутафоры. Надеемся, все мечты у всех осуществятся: бутафоры получат удобные производственные помещения, а театр приобретет еще одну экспериментальную площадку.

Театр обладает ресурсами, которые еще предстоит освоить. Творческие локации в Театре юного зрителя выполняют самые разные задачи. На основной сцене в лучшие времена и в недалеком будущем шли и будут идти самые массовые представления и спектакли, на малой сцене и на планшете большой сцены – спектакли креативные и экспериментальные. Но время и обстоятельства заставили начать поиски пространства для воплощения очень камерных проектов с мультимедийной поддержкой, когда театральное фойе становится то сценой, то кинозалом, то трибуной для лектория. Так родился проект «Прозрение». Любой актер может придумать свой проект и представить его на суд зрителей. Начался этот эксперимент с программы о Великой Отечественной войне, авторами ее стали Евгения и Сергей Парфеновы.

– Получился целевой театр. Его делали для школьников, для школьной программы. Мы пригласили сюда педагогов и учителей, завучей. Они поддержали нас. Проект заработал, – поделился своими впечатлениями от новой инициативы директор театра. – И заканчивая сезон, мы своим артистам предлагаем в рамках Лаборатории «Дыши свободно» поработать в этом пространстве. По условиям Лаборатории такие проекты имеют очень непродолжительную жизнь: предложенный контент один раз смотрят, обсуждают – и его жизнь заканчивается. Но теперь появились новые возможности, новое прочтение ситуации. И нашим артистам предложено воплотить свои идеи в жизнь. У театра есть определенные сложности со спектаклями малой формы, в которых заняты два-три человека. В мае следующего года мы надеемся увидеть несколько таких спектаклей. И мы очень гордимся тем, что придумали еще одну рабочую площадку!

В таком театре заиграть может любое пространство – мы в этом уже давно убедились. Всегда самые массовые и веселые действа проходят в центральном фойе – и новогодние елки, и чудесные празднества. Но это же пространство становится экспериментальной площадкой для молодых и ищущих режиссеров, чьи постановки вызывают живейший интерес у публики.

– Устранив два главных недостатка – плохой звук и отсутствие света, мы заставили это место работать на нас. Мы выпустили в этом пространстве спектакль «Волшебная ночь, или Когда оживают игрушки». Две с половиной тысячи детей мы собрали на этом спектакле и подарили им сказку, – улыбается Андрей Сидоров.

43-й сезон завершен. Его закрытие отпраздновали все вместе — и артисты театра,  и взрослые и маленькие зрители. В такой прекрасный июльский вечер хотелось думать  о хорошем и петь любимые песни с дорогими людьми. Вместе!

 

  

У томского ТЮЗа огромная воля и жажда жизни. Ни на минуту не возникло сомнений в том, что все планы коллектива и руководства театра найдут свои решения и будут воплощены в жизнь. У нас всегда все именно так и происходит, но только титаническими усилиями, в борьбе и преодолении, «через тернии к звездам». Но очень хочется, чтобы тернии наконец закончились. Тогда и путь к звездам короче и возможностей творить больше. А в этом случае выигрывают все – и театр, и преданные ему зрители.

Маргарита КОМАРОВА