Опубликовано 14 июля 2022
18:23

Тушить невыгодно: на спасение сибирской тайги вновь выделены копейки

Фото: ГУ МЧС по Томской области

В Томской области продолжаются лесные пожары, поскольку в регионе с конца июня установилась теплая и сухая погода. В настоящее время в лесах Верхнекетского района ими охвачено 32 гектара.

 

Всего же с начала года в Томской области ликвидировано 214 лесных пожаров общей площадью в 13 027,8 гектара. Большая часть пожаров началась по вине людей (163) и из-за сухих и иных гроз (32). Прогноз пока самый неблагоприятный, — в конце июля в Томской области снова  установится сухая погода.

 

Гори, гори ясно…

И тем не менее официально пока пожаров меньше, чем в среднем за предыдущие два десятилетия — в основном благодаря тому, что площади лесных пожаров находятся в так называемых «зонах контроля», где их по закону можно вообще не тушить. Потому что на полноценную охрану всех лесов от огня у многолесных сибирских и дальневосточных регионов сил и средств по-прежнему не хватает. Тушение лесных пожаров всегда сопряжено с большими затратами. Например, стоимость одного часа полета Ми-8 стоит 182,9 тысячи рублей…

 

Меры принимаются, но

Тем не менее совсем недавно правительству РФ совместно с высшими должностными лицами субъектов РФ поручили обеспечить сокращение площади лесных пожаров на землях лесного фонда в 2022–2030 годах, причем не менее чем на 50% относительно уровня 2021 года. Экологи не раз критиковали половинчатость предпринимаемых федеральными чиновниками мер, причем на все уровнях. Многие наиболее неблагополучные в пожарном отношении леса располагаются вне земель лесного фонда (например, на землях сельхозназначения или землях запаса, или на спорных землях (это, например, большинство бывших колхозных и совхозных лесов). Помимо этого в месячный срок субъекты РФ на период до 2030 года должны утвердить и целевые показатели ежегодного сокращения площади лесных пожаров на землях лесного фонда, а также методику расчета таких показателей.

 

В месячный срок, да еще в середине пожароопасного периода, когда большинство оставшихся специалистов занято организацией борьбы с пожарами, разработать адекватные и чем-либо обеспеченные показатели вряд ли возможно. Выдумать и утвердить можно что угодно — вот только к реальности эти выдумки вряд ли будут иметь хоть какое-то отношение. Кроме того, леса федеральные, деньги на охрану их от огня выделяются в виде субвенций из федерального бюджета, размер которых определяется федеральным законом; дополнительных своих денег у большинства регионов (нищих и дотационных) почти нет.

 

Снова будем «мухлевать»…

Со специалистами тоже с каждым годом становится все хуже и хуже: старые уходят, молодые неохотно идут в умирающую и беспросветно нищую отрасль. Остается вернуться к недавнему историческому опыту: просто скрывать от учета львиную долю лесных пожаров. Сберечь леса от огня это никак не поможет. Неизбежно случаются такие пожары, которые в первые сутки после обнаружения не потушить никак.  К примеру, фантастическая «Стратегия развития лесного комплекса РФ до 2030 года» предполагает довести показатель тушения лесных пожаров в первый день до 80,87 — 92,53 процента, в зависимости от сценария. На бумаге это легко достигается путем нехитрых манипуляций: крупный и долгий пожар разбивается на множество мелких, каждый из которых «ликвидируется в день обнаружения». Отчетность получается красивая, но реальной борьбе с пожарами это не помогает никак…

 

Реальных мер, которые помогли бы справиться с пожарами на землях лесного фонда никто не предпринимает уже много лет. По лесным пожарам бушующим вне земель лесного фонда еще хуже, тут мер нет никаких вообще. Обычно первый шаг к лесопожарной катастрофе следующего года делается осенью — когда в Думу вносится законопроект о федеральном бюджете (из которого всегда ясно, что денег на охрану лесов опять не хватит). Сейчас первый шаг сделан уже в июне. Едва начался летний пик лесных пожаров нынешнего года! И уже совершенно очевидно, что и следующий год в лесопожарном отношении тоже будет крайне тяжелым…

 

Сергей АБРАМОВ